Анна Кленкина
Упражнения с природным материалом в коррекционной работе с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
С древних времен на русской земле детей забавляли шишками, желудями, орехами, камешками и прочим природным материалом. Из него строили, делали игрушки, выкладывали узоры, перекатывали друг другу и т. д.
Колючие шишки, гладкие блестящие желуди, своим ароматом, шероховатостью вызывают положительные эмоции, дарят рукам,свободу движений.
Публикация «Упражнения с природным материалом в коррекционной работе с дошкольниками» размещена в разделах
- Природный материал. ИЗО, поделки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2019
Играя с природным материалом, дети познают окружающий мир, становятся спокойнее, общительнее. Развитие мелкой моторики оказывается увлекательным делом, благодаря которому рука постепенно крепнет, становится более подвижной,готовой выполнять четкие, последовательные действия, что необходимо для подготовки к овладению письменной речью.
Упражнения с природным материалом можно включать как в процессе любого занятия, так и в режимные моменты, прогулку и т. д.
Упражнения с шишками
Обучение действиям с шишками лучше начинать со свежих шишек, так как они не колются, приятны на ощупь. В дальнейшем используются сухие, колючие шишки.
Педагог обращается к ребенку:
На солнечной полянке
В глуши лесной
Нашла я эти шишки.
Пойдем играть со мной.
Педагог предлагает ребенку корзинку, в которой лежат свежие или сухие еловые или сосновые шишки, и просит взять в руки одну сосновую шишку. И задает примерные вопросы: С какого дерева шишка? Какая она по форме? Какая на ощупь?
Далее педагог показывает и выполняет вместе с ребенком круговые движения сосновой шишкой между ладонями. Упражнения целесообразно сопровождать речью:
Как ежик колется сосна,
Ее мне шишка не страшна.
Сосновую шишку в ладонях катаю.
С сосновой шишкой сейчас я поиграю.
Следующие упражнение - перекатывание еловых шишек между ладоней до появления чувства приятного тепла и легкого покраснения. Для этого педагог предлагает положить сосновую шишку и взять еловую (большую). Уточняется, с какого дерева эта шишка, какая она по величине по сравнению с сосновой, какая она на ощупь и т. д.
Раз, два, три, четыре, пять,
Шишку будем катать.
Шишку будем катать,
Раз, два, три, четыре. пять.
Еловая шишка нам колет ладошки,
Мы покатаем шишку немножко.
Далее педагог предлагает ребенку следующее упражнение - сжимание и разжимание шишек обеими руками одновременно или поочередно правой и левой рукой.
Шишку я в руке держу,
То сожму, то разожму.
Поиграю с нею -
Ладошки разогрею.
Вот сжимаю правую,
Вот сжимаю левую.
Буду шишки я сжимать,
Буду ручки укреплять.
Затем педагог предлагает детям поиграть с белками в беличью игру "Белки шутят" - шишек друг другу.
Белки с нами шутят,
Шишки в нас кидают.
С белкой поиграем,
Шишки мы поймаем.
Белка хочет поиграть,
Шишки хочет покидать.
С белкой поиграем,
Шишки мы поймаем.
Педагог предлагает детям сесть на ковер и поиграть в другую игру - перекатывание шишек друг другу (по ковру, столу).
В шишки поиграем -
Друг другу покатаем,
Пальцы разминаем,
Мишку вспоминаем:
Ай, спасибо, Мишка,
За такие шишки.
Для поддержания интереса к играм с природным материалом целесообразно использовать игру "Прятки". Для этого понадобится емкость, наполненная шишками. Ребенку предлагается опустить руки в емкость и найти то, что в ней спряталось (мелкие игрушки, буквы, цифры и др.) Данную игру можно использовать для автоматизации поставленных звуков, обогащения словаря, формирования грамматического строя речи, расширение представлений об окружающем и т. д.