Фаниля Абдрахманова
Упражнения по развитию речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Существует ряд специальных методических упражнений речи, цель которых - расширение словаря и речевых навыков детей.
1. Подбор эпитетов к предмету. Называют предмет и задают вопрос" Каким может быть этот предмет?" (Яблоко. Какое оно? Ответы детей). Или же наоборот - описывают предмет, дети отгадывают предмет.
2. Подбор к предмету действий или подбор к действиям предмета.
3. Подбор обстоятельств. Рисовать можно как? - красиво, аккуратно, долго и тд.
4. Нюансы смысла слов:сад, садик, садочек; крохотный, маленький, небольшой. Детям предлагаю составлять с этими словами фразы.
Публикация «Упражнения по развитию речи дошкольников» размещена в разделах
5. Вставление пропущенных слов. Дидактическая игра "Доскажи словечко".Педагог читает текст, стихи, дети дополняют текст недостающими словами.
6. Распространение предложения. Например: Девочка поливает. (что? где? когда? зачем)
7. Составные части целого. Называется предмет, определяются его составные части, например: дерево - корень. ствол, ветки, сучки, листья, почки, плоды. Или по частям определять целое, например: крыша, стены, фундамент, двери, окна.
8. Упражнения на точность. (одеть кофту или надеть, глаголы, характеризующие голоса животных - дети называют соответствующее животное или наоборот - называют животные, дети подбирают соответствующие животные.
9. Составление предложений с заданным словом.
10. Составление предложении с несколькими данными словами.
11. Объяснение смысла слов.
12. Отгадывание и составление загадок.
13. Классификация предметов. ("домашние и дикие животные" - характеристика каждого животного, место его обитания,что он ест, друзья и враги).
14. Заучивание и произношение скороговорок.
При беседах с детьми, в рассказах детей следует отмечать каждое удачное, меткое слово, предлагать заменять слова мало удачные более подходящими, придумывать новые эпитеты, избегать повторений.