Валентина Соколова
Упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников. Советы родителям
▼ Скачать +Заказ
Важным фактором эффективности логопедической работы с детьми на логопункте дошкольного отделения является взаимодействие учителя-логопеда с родителями. Количество детей с нарушениями речи с каждым годом увеличивается. Главное же влияние на процесс развития речи ребенка оказывает семья, где ребенок приобретает первоначальные навыки общения. Большую часть дня ребенок находится в образовательном учреждении. Два раза в неделю ребенок-дошкольник посещает логопедические занятия. И этого, конечно, не достаточно для эффективной коррекционной работы. Роль семьи в оказании помощи в закреплении полученных навыков очень важна. К сожалению, позиция родителей в этом вопросе не всегда положительная. Отдельные родители игнорируют рекомендации и задания логопеда, часто родители не слышат недостатков речи своих детей, большинство родителей не придает значения нарушениям речи ребенка, считая, что с возрастом все пройдет. В связи с этим, много внимания приходится уделять просветительской работе с родителями, повышению их педагогической культуры на родительских собраниях, консультациях с использование памяток, рекомендаций по работе с детьми. Приглашаем их на индивидуальные занятия с ребенком. Стараемся помочь родителям увидеть реальную проблему ребенка, помочь им понять своеобразие личности своего ребенка и правильно определить пути коррекционного воздействия. Организуя работу с родителями, необходимо определить задачи работы, сформировать у них понятие о том, что такое готовность ребенка к школьному обучению. Стараемся убедить их в том, что полученные на занятиях навыки необходимо закреплять, и что такую работу необходимо проводить ежедневно. Если ребенок не понимает и не владеет грамматическими формами родного языка, он будет испытывать затруднения в построении высказываемых мыслей. Такой ребенок будет испытывать трудности в усвоении учебного материала в школе. Учитывая, что большинство родителей заняты на работе, предлагаем им проводить «занятия» с детьми с наименьшими затратами времени. Родители часто не понимают, что коррекционные моменты можно использовать в повседневной жизни и обычных ситуациях. Например, во время завтрака в выходной можно закрепить понятия о семье, адресе. Подготовка к прогулке и сам процесс прогулки помогут закрепить предметные понятия (обувь, одежда, головные уборы, мебель и т. п.). Желательно, чтобы ребенок сам одевался (это помогает развивать мелкую моторику). Таким образом мы решаем несколько задач: развиваем познавательные психические процессы, способствуем развитию мелкой моторики, закрепляем навыки общения. Закрепляя навыки усвоения лексико-грамматического строя речи, предлагаем родителям использовать время в пути от дошкольного учреждения до дома (как правило оно составляет 10-15 мин.).
Публикация «Упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников, Советы родителям» размещена в разделах
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Варианты игр для коррекционной работы: - «Назови одним словом». Родитель называет предметы одной группы, ребенок должен назвать обобщающее понятие (яблоко, груша, апельсин – что это? И наоборот, назови овощи).
- «Живое-неживое» — Кто это? Что это? (Ребенок задает вопрос к увиденным предметам). - «Он, она, оно» — (Ребенок определяет родовую принадлежность увиденных предметов (без обозначения понятия рода). «Дорога – она, моя; дом – он, мой, машина – она, моя и т. п.»).
- «Один-много» -ед. и мн. число имен существительных — Ребенок называет предметы (или родитель называет предмет в ед. числе, а ребенок во множественном, и наоборот) : дом-дома, куртка-куртки и т. п.
- «Чего нет?» – родительный падеж имен существительных единственного и множественного числа (сначала отрабатывается ед. число, затем мн.) — Ребенок о каждом увиденном предмете говорит «Нет варежки, нет дома ит. д.».
Аналогично отрабатывается и мн. число им. существительных. Или родитель спрашивает : что и из чего сделано. Из чего сделан стол, ваза? (из дерева, из стекла).
- «Что я вижу?» — Винительный падеж имен существительных ед. и мн. числа. «Я вижу дом, я вижу дерево, я вижу машины, я вижу деревья».
- «Что кому нужно». Например, взрослый спрашивает ребенка: -Кому нужны фартук, колпак, кастрюля, половник, нож? (повару). - Творительный падеж им. существительных. Родители задают ребенку вопросы, а он отвечает. «Чем мы рисуем?» «Красками, карандашом», «Чем мы едим?» «Ложкой, вилкой» и т. д.
- «Давай похвастаемся». Взрослый говорит: У меня есть карандаш. Ребенок отвечает: -А у меня много карандашей.
- Предложный падеж им. существительных. Где живет белка (лиса, собака, птица, муравей? В норе, в конуре, в гнезде, в муравейнике.
- «Большой-маленький» — уменьшительно-ласкательные формы им. существительных. Родители называют предмет, ребенок образовывает уменьшительно-ласкательную форму. (дом-домик, дорога-дорожка, дерево-деревце и т. д.).
- Образование им. прилагательных. Родитель : «Сок из яблок – это какой сок?» Ребенок: «Яблочный.» (каша из гречки – гречневая, варенье из абрикосов – абрикосовое и т. д.).
- «Кто у кого». Взрослый называет животное (птицу, ребенок называет детеныша. (У зайца – зайчонок). И наоборот: утенок у (утки).
- «Давай посчитаем» — Согласование им. числительных с им. существительными. (Один дом, два дома, три дома, четыре дома, пять домов, шесть домов; одна машина, две машины… пять машин, шесть машин и т. д.).
- Глагольные формы. (Называть каждое действие). Родитель задает ребенку вопросы: что ты делаешь? что ты сделал? («Я одеваюсь. Я оделся. Мы идем по коридору. Мы вышли из детского сада. Мы подошли к магазину. Мы вошли в магазин.» И т. д.).
- Образование относительных и притяжательных им. прилагательных. (Какого цвета машина? Какого цвета куртка? Если ты носишь эту куртку зимой, то она какая? (Зимняя, теплая).
Как будет называться ветка березы (лист березы? Она (он) какая (какой? (Березовая, березовый).
Хвост зайца – чей хвост? Заячий.
- Порядковые числительные. (Какой этаж? Посчитаем дни недели: первый день – понедельник, второй – вторник, третий — среда и т. д., месяцы года).
- «Какие признаки имеет предмет». Груша какая? (желтая, сладкая,сочная).
- «Что может быть таким». Родитель перечисляет признаки, ребенок определяет предметы. (Что может быть сочным? Яблоко, груша, арбуз.
- «Что для чего». Родитель спрашивает, для чего нужна сахарница (хлебница, конфетница, кофейник, очешник и т. п., ребенок объясняет.
- «Как использовать предмет?» (Что можно делать карандашом? Рисовать, писать, раскрашивать. Что делают ножом? (Режут). Что делают веником? Подметают. И т. п.).
- «Скажи наоборот». Родитель называет слово, а ребенок называет слово с противоположным значением (используются разные части речи) : большой- маленький, приехать-уехать, грустно-весело и т. п.
- «Назови по-другому». Взрослый называет слово, ребенок – слово, близкое по значению, (веселый – радостный, расстроенный – грустный, товарищ – друг.
- «Предлоги». Складываем вещи : куртку повесили в шкафчик, ботинки поставили под шкафчик, шапку положили на полку. Одеваемся: куртку достали из шкафчика, ботинки – из-под шкафчика, шапку – с полки.
Источник: https://logoportal.ru/statya-15399/.html