Приложение МААМ

Упражнения на развитие интонационной выразительности речи у детей с ТНР

Наталья Сазонова
Упражнения на развитие интонационной выразительности речи у детей с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы

Упражнения на развитие интонационной выразительности речи.

Интона ция (лат. inton «громко произношу») — совокупность просодических характеристик: тона (мелодики речи, громкости, темпа речи и её отдельных отрезков, ритмики, особенностей фонации.

Публикация «Упражнения на развитие интонационной выразительности речи у детей с ТНР» размещена в разделах

Интонация является основной составляющей просодии. Через интонацию выявляется смысл речи и ее подтекст. Она уточняет семантическую сторону речи, выявляет ее эмоциональное содержание и оказывает сильное воздействие на слушателя.

У дошкольников с тяжелыми нарушениями речи отмечается недостаточность в развитии всех компонентов речи, в т. ч. интонационной стороны.

1 Дети старшего дошкольного возраста с ТНР испытывают сложности с восприятием и воспроизведением интонации в текстах, значительно сложение воспринимать и воспроизводить интонацию в стихотворных текстах, чем в предложениях.

2 Дети с ТНР испытывают трудности при дифференциации вопросительной и восклицательной интонации.

3 Отмечается недостаточность развития восприятия и воспроизведения логического ударения.

4 Дети старшего дошкольного возраста с ТНР испытывают трудности при модуляции собственного голоса по высоте, что связано со слабостью артикуляционного аппарата.

5 Старшие дошкольники с ТНР испытывают затруднения в определении тона голоса человека, значимые трудности возникают при определении менее дифференцированных тонов: радость и удивление, грусть и испуг.

Исследования показали, что старшие дошкольники с ТНР испытывают затруднения при восприятии и воспроизведении интонационных компонентов речи (интонация, логическое ударение, тембр и тон голоса) и нуждаются в специально организованной логопедической работе, направленной на устранение выявленных нарушений.

Игры и упражнения на развитие интонационной выразительности.

1) «Угадай-ка»

Цель. Учить детей угадывать по интонации различные чувства (радость, удивление, огорчение, вопрос) и соотносить их с мимическим изображением.

Ведущий произносит фразу, игроки находят карточку с соответствующим мимическим изображением (выражением).

Можно произносить маленькое слова «О» с разной интонацией :

• Удивленно.

• Радостно.

• Недовольно.

• Испуганно.

2)«Произнеси»

Предлагается интонационно завершенный ряд гласных, при этом один из гласных особо выделяется при помощи ударения, например: «А-о-у-и». Могут быть интонации вопроса, ответа.

Например: А о у и? А о_у и!

Аоуи - аоуи? аоуи - аоуи!

3) «Передай по кругу»

Цель. Учить детей передавать интонацией различные чувства (радость, удивление, огорчение, вопрос)

Дети встают в круг. Ведущий показывает мимическое изображение и просит детей произнести предложенное слово (фразу) в соответствии с предложенным мимическим изображением и передать рядом стоящему ребенку. Так фраза передается по кругу, пока не вернется ко взрослому.

4) «Кубик»

Цель. Учить детей передавать интонацией различные чувства (радость, удивление, огорчение, вопрос)

Ведущий предлагает детям бросить кубик и повторить слово (фразу) в соответствии с указанным на кубике знаком,.) или мимическим изображением.

5) Смоделировать ситуацию:

• Мальчик Саша пришел домой грязный, в порванных штанах.

Как ты думаешь, с каким чувством произнесут фразу мама и друг, увидев Сашу.

Мама: «Хорош! Нечего сказать!»

Друг: «Хорош! Нечего сказать!»

Произнеси, выбрав правильный тон.

• Мама вернулась домой и увидела, что дома порядок, игрушки убраны, посуда вымыта. Что скажет мама, с какой интонацией.

6) Упражнение на выработку повествовательной конструкции с интонационным центром в конце предложения:

Это мой стол. Я спешу домой. Его зовут Саша. Мне понравилась сказка.

Упражнение на выработку интонации вопросительного предложения без вопросительного слова.

Твой? - твой самокат? Стол? - там стол? Нос? - это нос?

Упражнение на выработку интонации восклицательного предложения.

Ваня! Смотри! Самолет летит! Как хорошо здесь! Какой красивый цветок! Как вкусно пахнет!

7) «Придумай предложение»

Цель. Учить детей передавать вопросительную и восклицательную интонацию.

Карточку с изображением восклицательного или вопросительного знака дети передают по кругу, придумывая и называя предложение.

8) Хорошо использовать Стихотворения, проговаривая их с разной интонацией

Футбол.

Сказала тетя:

• Фи, футбол! - с пренебрежением

Сказала мама:

• Фу, футбол! - с отвращением

Сестра сказала:

• Ну, футбол! -разочарованно

А я ответил:

• Во, футбол! - восторженно

Сказать скороговорку разным тоном.

Проворонили ворона вороненка.

• С сожалением («Жалко вороненка»);

• С осуждением («Вот растяпа эта ворона»);

• С удивлением («Не может быть!»,

На дворе трава, на траве дрова.

• Грустно («Ох, сколько здесь работы!»);

• Радостно («Ура, здесь можно интересно поиграть!»);

• Равнодушно («Ну и что?»).

9) Диалоги.

К. Чуковский «У меня зазвонил телефон»

— Кто говорит?

— Слон.

— Откуда?

— От верблюда.

— Что вам надо?

— Шоколада.

— Для кого?

— Для сына моего.

Публикации по теме:

Игры и упражнения на развитие восприятия у детей с нарушенным зрениемИгры и упражнения на развитие восприятия у детей с нарушенным зрением Основной формой обучающего воздействия на ребенка с ОВЗ, в наших группах компенсирующего вида для детей с нарушением зрения, являются дидактические.

Игры и упражнения на развитие и коррекцию лексико-грамматического строя речиИгры и упражнения на развитие и коррекцию лексико-грамматического строя речи . Грамматическая категория – СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ • Игра «Один-много» Цель игры: Научить детей употреблять в речи имена существительные в форме.

Игры-упражнения с крупами на развитие мелкой моторики рук и развитие речи Игры - упражнения с крупами на развитие мелкой моторики рук и развитие речи. Игры с крупами — не только отличное развивающее занятие для.

Картотека развития интонационной выразительности. Упражнять в произношении фраз: тихо, громко, быстро, медленно, выразительно (с разной интонацией). Ч И С Т О Г О В О Р К И, С К О Р О Г.

НОД по развитию интонационной выразительности речи в подготовительной группе «Весна идёт, весне дорогу!»НОД по развитию интонационной выразительности речи в подготовительной группе «Весна идёт, весне дорогу!» Цель: обобщить представления детей о ранней весне, повторить знания о приметах весны, весенних месяцах, обогащать речь определениями и глаголами,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Упражнения на развитие интонационной выразительности речи у детей с ТНР
Опубликовано: 13 октября 2024 в 19:20
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Упражнения на развитие интонационной выразительности речи у детей с ТНР» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Сазонова (УИ 290544) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД