Татьяна
Упражнения для формирования у детей представления о времени в старшей группе «Время и его измерение: год, сезоны»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Уточнить представление о такой величине, как время; познакомить с единицами его измерения.
Содержание.
Упражнение 1
Цель: С помощью загадок уточнить представления об основных признаках времен года. Критерий подбора загадок: явная сезонность события или предмета.
Способ выполнения. Практическое выполнение задания.
1. Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью оживает. (Снег.)
2. Что выше леса (Солнце, небо, тучи.)
Публикация «Упражнения для формирования у детей представления о времени в старшей группе „Время и его измерение: год, сезоны“» размещена в разделах
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Старшая группа
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
3. Мостится мост без досок, без топора, без клина. (Лед.)
4. Скатерть бела весь свет одела. (Снег.)
5. Маленький, удаленький сквозь землю прошел, красну шапочку нашел. (Гриб.)
6. Зимой на ветках яблоки – скорей их собери! И вдруг вспорхнули яблоки. Ведь это… снегири.
7. Стоят в поле сестрички – желтый глазок, белые реснички. (Ромашки.)
8. С неба – звездой, в ладошку – водой. (Снежинка.)
9. Падает горошком, скачет по дорожкам. (Град.)
10. В сенокос – горька, а в мороз – сладка. Что за ягода? (Рябина.)
11. Есть, ребята, у меня два серебряных коня. Езжу сразу на обоих. Что за кони у меня? (Коньки.)
12. Крупно, дробно зачастило и всю землю напоило. (Дождь.)
13. Была зеленой, маленькой, потом я стала аленькой, на солнце почернела я, и вот теперь я спелая. (Вишня.)
14. Висит за окошком кулек ледяной. Он полон капели и пахнет весной. (Сосулька.)
15. Один льет, другой пьет, третий зеленеет и растет. (Дождь, земля, трава.)
16. Эх, звоночки, синий цвет, с язычком, а звону нет. (Колокольчики.)
17. Стоят в поле сестрицы: платья белы, шапочки зелены. (Березы.)
Упражнение 2
Цель: Уточнить представления о месяцах, порядке их исследования; развивать конструктивные умения и воображение.
Материал: Сказка С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев»; объемная аппликация «Корзина подснежников» в стиле оригами; квадрат из бумаги синего цвета, квадратики из бумаги бледно-желтого цвета, бумажные полоски зеленого цвета, фломастеры – для каждого ребенка, округлые ножницы.
Способ выполнения. Выбираем квадрат и вырезаем из него корзину; бутоны и цветы сворачиваем из квадратиков цветной бумаги; прутья прорисовываем фломастером; стебли из тонких полосок зеленой бумаги приклеиваем.
Выполнение работы дети комментируют: «У меня пять цветков – два белых и три желтых» и т. п.
Упражнение 3 «Куда пойдём»
Цель:
-Закреплять знания о сезонной одежде.
-Развитие связной речи.
Материал: Плоскостные куклы – мальчики и девочки, комплекты одежды, головных уборов, обуви для разных сезонов. Различные предметы обихода, например: зонтик, плетеная корзинка, грабли, лопата, книга и т. д. Листы – фоны и отдельные элементы (желтые листья, снежинки, игрушки, символизирующие сезон или место, куда отправилась кукла.
Способ выполнения. На каждом столе одежда для разных сезонов на одном подносе, предметы для разных дел – на другом. У каждого ребенка две куклы – мальчик и девочка. Воспитатель советует детям выбрать сезон и вид занятия.
Потом дети начинают одевать кукол или одну из них соответственно выбранному сезону и выбирают нужный для занятия предмет. Например, для сбора ягод – сарафан, панамку, сандалии, корзинку.
Для того, чтобы осенью пойти в магазин – плащ или пальто, зонт, кошелек. Если задание выполнено правильно, куклу выставляют на демонстрационной доске.
Когда все куклы выставлены, дети рассказывают, каждый о своей. Желающие могут дополнить рассказ. Можно использовать стихи, загадки.
Упражнение 4 «Лови - назови».
Цель: Закрепление названий и порядка следования времен года, месяцев и дней недели.
Материал: Мяч.
Способ выполнения. Учитель бросает мяч ученику и говорит: «Зима, а за нею?» Ученик должен вернуть мяч со словом «весна». Воспитатель, произнося: «Весна, а за нею?», бросает мяч другому школьнику, таким же образом повторяются месяцы и дни недели.
Упражнение 5 «Угадай, что это»
Цель: Закрепление словаря, обозначающего времена года и их признаки, отработка умения правильно строить предложения.
Способ выполнения: Воспитатель загадывает загадки. Дети отгадывают их и называют признаки, по которым они догадались, что это такое. За каждую отгадку и правильное ее объяснение (доказывать могут разные дети) полагаются фишки. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.
Дел у меня немало:
Я белым покрывалом
Всю землю укрываю,
Белю поля, дома,
Зовут меня… (зима).
Я соткано из зноя
Несу с тепло с собою.
Я реки согреваю,
Купайтесь – приглашаю.
И любите за это
Вы все меня. Я… (лето).
Я раскрываю почки.
Деревья одеваю,
В зелёные листочки.
Поля вновь засеваю,
Движения полна
Зовут меня (весна).
Несу я урожаи,
Птиц к югу отправляю,
Посевы поливаю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен
И елочек. Я … (осень).
Упражнение 6 «Исправь ошибки»
Материал: 4 больших квадрата белого, жёлтого, серого и черного цветов - модели частей суток. Сюжетные картинки, изображающие деятельность детей в течении суток. Они положены сверху квадратов без учёта соответствия сюжета модели.
Способ выполнения. Исправить ошибки, допущенные Незнайкой, объяснить свои действия.
Упражнение 7 «Найди различия».
Материал: набор иллюстраций с противоположным изображением предметов.
Способ выполнения. Найти различия.
Упражнение 8 «Так бывает или нет»
Способ выполнения. Воспитатель говорит, что он будет рассказывать о каком-либо времени года, а дети должны внимательно слушать и замечать все верное и неверное в этом рассказе, а потом сказать: «Так бывает» или «Так не бывает» – и доказать, что бывает и что не бывает. Например: «Летом, когда солнце ярко светило, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься». Ребенок должен сказать: «Так не бывает. Летом снега нет».
Другой вариант рассказа: «Наступила зима. Выпало много снега. После сна ребята оделись и пошли играть в снежки». Примерный ответ ребенка: «Так бывает. Зимой можно играть в снежки».