Татьяна Тукиш
Упражнения на формирование диафрагматического дыхания
▼ Скачать + Заказать документы
«Животики»
В положении лежа на спине, дети кладут руки на живот, глубоко вдыхают – при этом животик надувается, затем выдыхают – животик втягивается. Можно положить на животик небольшую игрушку, которая во время выполнения упражнения будет подниматься и опускаться. Упражнение может выполняться под счет: вдох -1,2,3 и выдох -1,2,3 или музыкальные звуки (до-ре-ми – вдох, ми-ре-до – выдох).
«Гармошка».
Дети, положив ладоши на живот, делают вдох. На выдохе как можно дольше произносят звук «Ш», надавливая на живот, как бы выжимая воздух.
Публикация «Упражнения на формирование диафрагматического дыхания» размещена в разделах
Упражнения на выработку длительного плавного выдоха и активизацию мышц губ.
«Дятел».
Дети делают вдох и на выдохе, как можно дольше произносят звук «д-д-д…».
«Пузырь».
Дети взявшись за руки, стоят тесным кругом.
Раздувайся, пузырь, раздувайся, большой, (дети отходят назад, произнося звук «С», и образуют большой круг).
Оставайся такой, да не лопайся
Пузырь лопнул –о-е-е-й! (дети сходятся к центру круга,
А ведь был такой большой! произнося звук «Ш»).
«Цветочек».
Дети делают вдох, задерживают дыхание, затем выдыхают аромат.
«Ветер».
Губы вытянуты трубочкой, как при звуке «у», производится длительный выдох.
«Горячий суп».
Я сижу чуть-чуть не плачу,
Не могу, есть суп горячий.
Я подую на него,
Съем, до капельки, все-все.
(Дети берут дыхание через нос, задерживают его, а затем тонкой струей выдыхают ртом. Упражнение повторяется несколько раз).
«Корова».
Дети указательными пальцами приставляют к голове «рожки», делают глубокий вдох через нос, немного задерживают дыхание и на выдохе продолжительно тянут «му-у-у…», стараясь, чтобы звук был ровным.
«Шарик».
Надувала кошка шар, а котенок ей мешал:
Подошел и лапкой – топ!
А у кошки шарик – лоп!
Ш-ш-ш… (дети делают длительный выдох).
«Листочки».
Желтые и красные листочки тут и там.
Вы, пожалуйста, летите, а мы поможем вам.
(Дети делают продолжительный вдох через нос, после небольшой задержки дыхания, следует продолжительный выдох).
Упражнения на выработку темпа и ритма физиологического дыхания, развитие внима-ния.
Педагог читает стихотворение и вместе с детьми выполняет соответствующие тексту действия.
Подуем на плечо, (голова прямо – вдох, голова повернута направо – выдох).
Подуем на другое, (голова прямо – вдох, голова повернута налево – выдох).
Нам солнце горячо
Пекло дневной порою (голова прямо – вдох, поднять голову вверх – выдох).
Подуем и на грудь мы (голова прямо – вдох, опустить голову – выдох).
И грудь свою остудим.
Подуем мы на облака. (голова прямо – вдох, поднять голову вверх – выдох).
И остановимся пока.
«Шарик».
Воздух мягко набираем (делают вдох).
Шарик красный надуваем (делают выдох).
Пусть летит он к облакам (делают вдох).
Помогу ему я сам (делают выдох).
«Ветер».
Дует легкий ветерок: ф-ф-ф… (спокойный выдох).
И качает так листок: ф-ф-ф… (спокойный выдох).
Дует сильный ветерок: ф-ф-ф… (активный выдох).
И качает так листок: ф-ф-ф… (активный выдох).
«Береза».
Береза моя, березонька, (дети идут хороводом, взявшись
за руки).
Береза моя белая, (меняют направление).
Береза кудрявая.
Стоишь ты, березонька, (встали, подъем рук вверх, вдох).
Посредь долинушки, (опустили руки, выдох).
На тебе, березонька, (подъем рук вверх, вдох).
Листья зеленые, (опустили руки, выдох).
Под тобой, березонька, (подъем рук вверх, вдох).
Трава шелковая. (опустили руки, выдох).
Упражнения на активный продолжительный выдох.
«Ветерок».
После спокойного вдоха, продолжительно произносят на выдохе «ф-ф-ф…».
«Ежик».
После активного вдоха, через нос на выдохе произносят «пых-пых…», энергично работая мыш-цами живота.
«Паровоз».
Мчится, мчится паровоз, сто вагонов, сто колес.
Его слышно за версту, он гудит: ту-ту, ту-ту!
(Дети делают вдох через нос и произносят «ту-ту» активными выдохами, энергично работая жи-вотом).
«Дятел».
Дети на выдохе произносят звук «д-д-д…», ударяя кулачками друг о друга.
«Ежик».
Пых-пых-пых! - Проснулся ежик
И в пыхтелку засопел.
Ежик петь совсем не может,
Даже если б захотел.
(После активного вдоха через нос, дети на выдохе произносят «пых-пых», энергично работая мышцами живота).
«Снежинки».
Снежиночки-пушиночки к нам на ладошку сели.
Подуем на снежиночки, смотрите, полетели.
(Продолжительный вдох через нос, затем небольшая задержка дыхания, после - несколько ко-ротких активных выдохов ртом. При этом живот энергично работает).
6. Упражнения на продолжительный вдох и продолжительный выдох.
«Весна».
С вами мы легко подышим, голову поднимем выше.
Ой, как пахнет здесь весной, но нам пора уже домой.
(Дети делают спокойный, ровный вдох и такой же спокойный выдох).
«Паучок».
Вот сидит на паутинке паучок-крестовичок.
Бабье лето наступает, паутинка улетает.
И летят все паутинки с паучками в серединке.
(Дети делают продолжительный вдох через нос, затем продолжительный выдох ртом).
«Дед Мороз».
Как подул Дед Мороз – в воздухе морозном,
Полетели, закружились ледяные звезды.
Кружатся снежинки в воздухе морозном.
Падают на землю кружевные звезды.
Вот одна упала на мою ладошку,
Ой, не тай, снежинка, подожди немножко.
(Дети берут снежинки на ниточках, делают спокойный вдох, долго дуют на них, наблюдают, как кружатся снежинки, пока педагог читает стихи)