Наталья Лыжина
Упражнения и дидактические игры для формирования навыков фонематического анализа и синтеза
▼ Скачать + Заказать документы
II этап работы- развитие умения детей вслушиваться в звучание слова, узнавать, различать и выделять из него отдельные звуки.
1. Игры на развитие слухового восприятия и внимания
В работе по узнаванию и различению неречевых звуков активное участие принимают воспитатели, реализуя разделы «Программы» «Игра» (в частности, игры с природными материалами, «Изобразительная деятельность» (ребенок рисует насекомое, животное, транспортное средство, явление природы, предварительно угадав его по звучанию, на занятиях по развитию речи на основе представлений о себе и окружающем мире. На музыкальных занятиях музыкальные руководители также проводят работу в этом направлении. Взаимодействие учителя-логопеда, воспитателя и музыкального руководителя имеет большое значение для полноценного развития у детей слухового восприятия и внимания.
Публикация «Упражнения и дидактические игры для формирования навыков фонематического анализа и синтеза» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2014
Игры на базе неречевых звуков
Узнай, кто какие звуки издает.
Цель: развитие слухового восприятия.
Оборудование: набор предметных картинок: жук, змея, пила, насос, ветер, комар, собака, электровоз.
1 вариант
Ход игры:
Учитель-логопед показывает картинку, ребенок называет изображенный на ней предмет, отвечает на вопрос «Как звенит пила?», а затем все дети воспроизводят этот звук.
2 вариант
Ход игры:
Через дидактическое пособие «телевизор» протягивается лента, смонтированная из сюжетных картин окна определенную тему, например, «На лесной полянке» : птицы поют, кричат вороны и т. д. Ребенок замечает, что в фильме отсутствуют звуки, и озвучивает его.
Кто позвал?
Цель: развитие слухового восприятия
Ход игры:
Дети становятся в круг, в середину круга выходит ребенок, которому завязывают глаза (он водящий). Дети ходят по кругу вслед за учителем-логопедом, повторяя его движения (гимнастические, танцевальные, затем останавливаются. Логопед говорит:
Мы немножко поиграли,
А теперь в кружок мы встали.
Ты загадку отгадай:
Кто тебя позвал, узнай.
Он молча показывает на одного из играющих, который восклицает: «Узнай, кто я!». Водящий по голосу определяет того, кто к нему обратился.
Где звенит будильник?
Цель: развитие слухового восприятия
Учитель-логопед прячет будильник под шкаф, на полку, за дверь и т. п. Ребенку предлагается найти источник звука (указать его или сказать об этом).
Какие часы тикают?
Цель: развитие слухового восприятия
. Ребенку завязывают глаза, к уху подносят наручные или настенные часы. Ребенок должен определить, какие часы издают звук, наручные или настенные.
По звуку угадай предмет
Цель: развитие слухового восприятия
Оборудование: ширма, набор звучащих предметов: колокольчик, детское пианино, барабан, погремушка, дудочка. И др.
Ход игры:
Логопед за ширмой манипулирует игрушками, вызывая их звучание. Дети отгадывают и хором называют предмет.
Найди игрушку
Цель: развитие слухового восприятия и внимания
Оборудование: игрушки, барабан
Ход игры:
Назначается водящий, который плотно закрывает глаза или поворачивается спиной к детям (к учителю-логопеду). Логопед прячет какую-нибудь игрушку (в шкаф, за штору, за спину одного из детей) и предлагает водящему найти ее, ориентируясь на силу ударов в барабан. Если ребенок подходит близко к тому месту, где спрятана игрушка, барабан бьет громко, если удаляется — тихо.
Сила звука меняется плавно: от сильного к среднему и тихому.
Чей барабан?
Цель: развитие слухового восприятия
Оборудование: игрушечные зайцы-большой и маленький, барабан, ширма
Ход игры:
Учитель-логопед сажает на стол двух игрушечных зайцев: большого и маленького. Он объясняет и показывает, как играет на барабане большой заяц, у которого много сил: громко, сильно. Маленький заяц, слабенький, а потому он играет тихо. Затем педагог закрывает игрушки ширмой и за ней воспроизводит то громкие, то тихие удары в барабан. Дети угадывают, какой заяц играл.
В городе
Цель: развитие слухового восприятия
Оборудование: компьютер, аудио- или видеозапись.
Ход игры:
Ребенку предлагается компьютерная демонстрация пожарной машины и машины скорой помощи с соответствующими сигналами, которые издают эти машины. Учитель-логопед просит ребенка внимательно прослушать эти звуки. Затем воспроизводится один из сигналов. Ребенок должен угадать, какая машина его подает. Аналогично проводится работа с другими звуками (звук поезда метро, звук трамвая, звук светофора) При невозможности компьютерной демонстрации, можно использовать записи звуков на видео-, аудионосителях и соответствующие им предметные картинки или игрушки.
Угадай, что (кто) это
Цель: развитие слухового восприятия
Оборудование: компьютер, аудио- или видеозапись
Ход игры:
Как и в предыдущей игре, ребенку предлагается компьютерная демонстрация (видеозапись или аудиозапись и предметные картинки) различных звуков природы: журчание ручья и шелест листвы, скрип снега и шум дождя. После прослушивания и соотнесения каждого звука с определенным явлением, ребенку предлагается повторно без опоры на наглядность прослушать один из звуков и угадать, что это было. Аналогично проводится работа с голосами птиц, зверей и насекомых.
Что готовит мама?
Цель: развитие слухового восприятия
Оборудование: компьютер, аудио- или видеозапись
Ход игры:
На компьютерной или видеодемонстрации представлена газовая плита. На ней стоят кастрюля или сковорода. Кипение воды в кастрюле сопровождается характерным звуком, жарка картофеля (яичницы) на сковороде — соответствующим звуком. При повторном прослушивании (без наглядной опоры) звуков ребенку предлагается ответить, что делает мама: готовит суп или жарит картофель. Аналогично игра проводится с использованием рекомендованного «Программой» набора кухонной мебели типа «Кухня звуковая».
Что падает в банку?
Цель: развитие слухового восприятия
Оборудование: песок, камни, фасоль, шарики из бумаги, монеты, шишки, стеклянная банка.
Ход игры:
Учитель-логопед знакомит ребенка со звуками, которые возникают при попадании различных природных материалов в стеклянную банку: насыпает песок, бросает камешки, фасоль, шарики из бумаги, монетки, шишки и т. д. Подобные действия с природными материалами предлагается повторить ребенку. Затем стеклянная банка помещается за ширму, логопед использует один из природных материалов и предлагает ребенку угадать, что упало в банку. Сначала педагог использует природные материалы, издающие контрастные звуки (например, песок и монетки, затем — близкие (например, песок и крупа).
Угадай, что я делаю
Цель: развитие слухового восприятия
Оборудование: рамка М. Монтессори (липучки, металлические кнопки, замки)
Ход игры:
Логопед знакомит ребенка со звуками, которые слышатся при застегивании металлических кнопок и отрывании липучек, используя рамки М. Монтессори (рамка с кнопками, рамка с липучками). Ребенок выполняет аналогичные действия, при этом логопед еще раз обращает внимание ребенка на звуки. Затем рамки помещаются за настольную ширму, педагог воспроизводит одно из действий (застегивание кнопки, отрывание липучки) и просит ребенка угадать, что он делает за ширмой.
Звуки дома
Цель: развитие слухового восприятия
Оборудование: компьютер, аудио- или видеозапись
Ход занятия:
Ребенку предлагается компьютерная демонстрация (видеозапись или аудиозапись с показом предметных картинок) бытовых приборов и различных звуков, которые они издают (звук работающего пылесоса, стиральной машины, кофемолки или миксера, телефона, электрического звонка, свисток кипящего чайника). Затем ребенок прослушивает только аудиозапись и пытается угадать, какой бытовой прибор работает.