Татьяна Миловидова
Упражнения для развития игровых умений детей средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство – период познания мира человеческих отношений. Ребенок моделирует их в игре, которая становится для него ведущей деятельностью. Она оказывает значительное влияние на развитие ребенка.
Детки очень любят играть. Так почему бы не совместить приятное с полезным - играя развивать внимание, мышление, развить речь и мелкую моторику, физические качества (быстрота движений, реакций, скоростно-силовых качеств, выносливости и т. д, коммуникативные качества. Предлагаю игры и упражнения, проводимые на занятиях, прогулке, в свободное время.
Публикация «Упражнения для развития игровых умений детей средней группы» размещена в разделах
Упражнения для развития внимания:
• Сидеть тихо, не шевелясь, прислушиваясь к звукам на улице – гул машины, шум ветра, пение птиц.
• Слушаем звуки в доме — тиканье часов, чьи-то шаги.
• Рассмотреть любой предмет и описать его подробно.
• Закрыть глаза и вспомнить, во что была одета Маша или какого цвета шторы в спальне.
• Полезно определять предметы на ощупь, угадывать по вкусу, запаху.
Собираем ягоды.
Эта игра развивает у детей не только память и внимание, но и закрепляет знания о съедобных и ядовитых грибах и ягодах. Дети становятся в круг. Ведущий говорит о том, что они отправляются в лес. И предупреждает их, что собирать нужно только съедобные грибы и ягоды. Когда ведущий называет что-то съедобное, дети должны говорить: «Берем». А когда несъедобное – молчать.
Правда или нет?
Ребенку рассказывается неправдоподобная история. По окончанию рассказа ведущий спрашивает: «Правда это или нет?» Если нет, ребенок должен аргументировать, чего не бывает и что здесь не так. убедитесь, что ребенок понимает смысл вашего рассказа.
Быстро отвечай.
Дети, становятся в круг. Ведущий называет какой-либо цвет и бросает мяч одному из игроков. Тот, кто его поймал, должен назвать предмет этого цвета. Главное, называть быстро. Поймавший мяч должен теперь сам назвать цвет и бросить мяч следующему участнику.
Съедобное и несъедобное
Количество играющих: 1-6 человек
Инвентарь: мяч.
Дети садятся в ряд. Ведущий называет какое-нибудь слово и бросает мяч одному из детей.
Если назван съедобный предмет, ребенку следует поймать мяч. Если же нет, то отбить его.
Волшебное слово
Количество играющих: 1 - 6 человек.
Ведущий показывает различные движения и обращается к играющим со словами: «Поднимите руки, сядьте, встаньте, поднимитесь на носочки, шагайте на месте» и т. д.
Играющие повторяют движения лишь в том случае, если ведущий добавит слово «пожалуйста».
Кто ошибется, выходит из игры, а потом выполняет какое-либо задание (поет, читает стихи).
Будь внимателен
Количество играющих: 1-6 человек.
Перед началом игры разучите условные сигналы. При слове «зайчики» дети должны попрыгать, при слове «цапли» — стоять на одной ноге, а при слове «лошадки» — остановиться и стучать одной ногой об пол.
Теперь попросите детей идти по кругу. Ведущий с разными интервалами и в различном порядке называет слова-команды, а дети их выполняют.
Можно расширить набор команд по усмотрению взрослого.
Чего не хватает?
Количество играющих: 1—6 человек.
Инвентарь: несколько игрушек.
Поставьте перед ребенком на одну минуту несколько игрушек, лучше немного, 4-5.
Попросите его отвернуться и уберите одну игрушку.
Когда ребенок повернется, спросите его, какой не хватает.
Найди игрушку
Попросите ребенка найти игрушку по вашему описанию. При этом, описывая предмет, не называйте его. Например: «Принеси мне нечто круглое, резиновое, синего цвета, то, что прыгает, если это ударить рукой» (мяч).
Что исчезло?
Разложите перед ребенком 5 – 7 мелких игрушек. Предложите ребенку внимательно посмотреть на них и запомнить. Попросите ребенка отвернуться, в это время спрячьте одну из игрушек, повернувшись малыш пусть попробует вспомнить какая игрушка исчезла.
Запомни картинки
Ребенку предлагается внимательно посмотреть на несколько (достаточно 5) картинок, запомнить их. Затем вы убираете картинки, а ребенок пытается вспомнить что было нарисовано на исчезнувших картинках.
Развитие мышления
Для развития мышления полезно собирать из конструктора различные конструкции, собирать пазлы. Также полезно загадывать ребенку загадки, где он по ряду признаков определяет загаданный предмет.
Что каким бывает?
Взрослый спрашивает ребенка, например: «Что бывает высоким?». Ребенок предлагает свои варианты ответа, можно потом спросить. что из перечисленного ребенком самое высокое. Предлагаю такие вопросы, которые способствую также развитию математических представлений.
что бывает низким?
что бывает широким?
что бывает красным?
что бывает зеленым?
что бывает узким?
что бывает круглым?
что бывает квадратным? И т. д
Чем больше ребенок находит вариантов ответов, тем лучше.
Найди противоположности
Вы называете слово, а ребенок подбирает слово, противоположное по значению: лето – зима, холод – жара, пол – потолок; красивый – уродливый, белый – черный, сладкий – горький и т. д.
Небывальщина
Прочитайте ребенку стихотворные «небывальщины». Попросите рассказать о том, что неправильно описал автор. Как бывает на самом деле.
Поздней осенью медведь
Любит в речке посидеть,
А зимой среди ветвей
«Га-га-га» - пел соловей,
быстро дайте мне ответ:
это правда или нет?
Ехала деревня
Мимо мужика,
Вдруг из-под собаки
Лают ворота.
Крыши испугались,
Вели на ворон.
Лошадь подгоняла
Мужика кнутом.
Игры на развитие воображения
Волшебники
Объясните ребенку правила игры: вы рисуете простую геометрическую фигуру (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал и т. д., а он на ее основе создает более сложный рисунок, например, прямоугольник может превратиться в окно, аквариум, дом; круг – в мяч, снеговика, колесо, яблоко и т п.
Спаси колобка
Прочитайте сказку «Колобок». Предложите ребенку подумать и помочь Колобку спастись от Лисы. Предлагайте и свои варианты спасения сказочного персонажа (не прыгать Лисе на нос, а укатиться, как и от других героев сказки; появились охотники – лиса испугалась и убежала; лисе понравилась песенка и она не стала есть Колобка и т. п.).
Игровые упражнения для развития умения детей изображать кого-либо
Игра «Волшебный цветок».
Цель: Учить выражать свою индивидуальность, представлять себя другим детям в группе.
Ход игры: Детям предлагают представить себя маленькими ростками цветов. По желанию они выбирают, кто каким цветком будет. Далее под музыку показывают, как цветок распускается. Затем каждый ребёнок рассказывает о себе: где и с кем он растёт, как себя чувствует, о чём мечтает.
Этюды на развитие эмоциональных состояний.
Лисичка подслушивает (этюд на выражение интереса).
Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик с петушком, и подслушивает, о чем они говорят. Дети через определённую позу и мимику учатся передавать эмоциональное состояние персонажа.
Соленый чай (этюд на выражение отвращения).
Мальчик во время еды смотрел телевизор. Он налил в чашку чая и не глядя, по ошибке вместо сахара насыпал две ложки соли. Помешал и сделал первый глоток. До чего же противный вкус!
Упражнения для развития физических качеств
Бег за мячом «Догони и подними мяч». «Догони обруч»: энергичное отталкивание обруча и бег за ним, не допуская падения.
«Кто дальше?»: прокатывание обруча, мяча и бег за ним. «Цветные автомобили», «Найди себе пару», «Мы — веселые ребята», «Совушка», «Кто скорее добежит до флажка». «Лошадки»: бег с высоким подниманием бедра, через препятствия, с ускорением.
«По дорожке»: прыжки в длину с места и с продвижением вперед.
«С кочки на кочку»: впрыгивание на невысокие предметы высотой 12-15 см.
Чтобы научить детей играть в сюжетные игры необходимо провести: например:
Сюжетно-ролевая игра «Магазин».
Целевую прогулку к овощному магазину.
Дидактическую игру и упражнение на тему «Овощи».
Дидактическую игру «Чудесный мешочек» на название, различение овощей и фруктов.
Дидактическую игру «Узнай вкус».
Экскурсию в магазин. Наблюдение за работой продавца.
Дидактическую игру «Магазин продуктов».
Рассмотреть предметы необходимых для работы продавца.
Рассмотреть картину «Продавец» из серии «Кем быть».
Принять посильное участие детей и родителей в изготовлении атрибутов для игры.