Олеся Оськина
Упражнения для подготовки артикуляционного уклада фонем [Ш], [Ж], [Ч], [Щ]
▼ Скачать + Заказать документы
Правильная артикуляция :
Губы: слегка вытянуты вперед.
Зубы: разомкнуты, сближены на расстоянии 1 мм.
Язык:
• Кончик: широкий, приподнятый к передней части твердого неба. На звуке «ш» «ж» «щ» - образуется щель, на «ч»- вначале смычку, а затем щель.
• Спинка: слегка прогнута.
• Корень: слегка напряжен, боковые края плотно прижаты к верхним коренным зубам. Язык располагается в виде чашечки.
Мягкое небо: поднято, закрывает проход в носовую полость.
Публикация «Упражнения для подготовки артикуляционного уклада фонем [Ш], [Ж], [Ч], [Щ]» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Темочки
Голосовые складки: на звуке «ш» «ч» «щ» - разомкнуты; на звуке ж» сомкнуты и вибрируют, образуя голос.
Воздушная струя: проходит через ротовую полость по средней линии; широкая, теплая (сравни со звуком «с»). На звуке «ш» «ж» «щ» - плавная, длительная. На звук «ч»- скачкообразная.
Профили шипящих звуков:
Упражнения :
«Заборчик»
Цель: научить ребенка удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние зубы.
Выполнение: улыбнуться, показать зубы и удержать губы в улыбке под счет 3,5,10.
«Трубочка»
Цель: вырабатывать движение вперёд.
Выполнение: вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой и удерживать под счет 3,5,10 (зубы сомкнуты).
«Заборчик – трубочка»
Цель: научить ребенка легко переключаться с одного движения на другое.
Выполнение: чередовать движение губ в улыбку и трубочку под счет:
А) заборчик 1,3,5, трубочка 1,2,5
B) 1 заборчик, 2 трубочки, 1 заборчик, 2 трубочки…
«Окошко»
(упражнение для губ и нижней челюсти)
Цель: научить ребенка спокойно открывать и закрывать рот, удерживая губы в улыбке, и развивать подвижность нижней челюсти.
Выполнение: А) улыбнуться, показать зубы, открыть рот (верхние и нижние зубы видны, удерживать под счет до 5. Сомкнуть губы (зубы видны) до 5.
«Наказать непослушный язык»
(выбьем коврик)
Цель: научить ребенка расслаблять мышцы языка.
Выполнение: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить «пя-пя-пя» («бя», «мя»). Удерживать язык широким, как блинчик, в спокойном положении под счет до 3,5, 10.
«Лопатка»
Цель: научить ребенка удерживать язык в спокойном положении.
Выполнение: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать до 3-5-10.
Если не получается, возвращаемся к предыдущему упражнению.
«Подуть на занавеску»
Цель: выработать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую по середине языка.
Выполнение: улыбнуться, положить широкий язык на нижнюю губу и произнести как бы звук «ф», следить чтобы не надувались щеки.
«Вкусное варенье»
(для языка)
Цель: выработать движения широкой передней частью языка вверх и положение языка близкое к форме ковшика, которое язык принимает при звуке «ш».
Выполнение: слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая языком вверх-вниз, а не из стороны в сторону.
Примечание: если язык узкий, ребенку предлагают пошлепать его или надо помассировать ложечкой. (Работает только язык).
«Парашютик»
(на воздушную струю)
Цель: вырабатывать подъем языка, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю по середине языка.
Выполнение: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу, так чтобы боковые края его были прижаты, а по середине языка был желобок и сдуть ватку, положенную на кончик носа.
Примечание: воздух должен идти в середине языка, тогда ватка полетит вверх.
«Приклей конфетку»
(для языка)
Цель: укреплять мышцы языка и отрабатывать подъем языка вверх.
Выполнение: положить широкий кончик языка на нижнюю губу, на самый край языка положить тоненький кусочек ириски и попросить ребенка «прикрепить» его к небу за верхними зубами.
«Грибок»
(для языка)
Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку.
Выполнение: улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к небу (не всегда получается) удерживать до 3-5-10.
«Гармошка»
(для языка)
Цель: укрепить мышцы языка, растянуть подъязычную связку.
Выполнение: улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к небу и не отпуская язык закрывать и открывать рот (губы находятся в положении улыбки).
Примечание: при повторении стремится к тому чтобы открывать рот шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении.