Каюмова Анна Михайловна
Упражнения для коррекции и развития памяти
▼ Скачать + Заказать документы
Память - форма психического отражения прошлого опыта во всем его многообразии. Она является основой обучения и воспитания, приобретения знаний, личного опыта, формирования навыков.
Дошкольный возраст - период наиболее быстрого развития памяти. Ребенок запоминает все яркое, необычное, красивое, привлекающее внимание. Запоминание у дошкольника носит непроизвольный характер, оно происходит без участия воли. К концу дошкольного периода у ребенка появляются произвольные формы психической активности. Развитие произвольной памяти является одним из главных условий успешной адаптации к школе.
Публикация «Упражнения для коррекции и развития памяти» размещена в разделах
Игра «Найди игрушку»
Цель: развитие внимания, восприятия и памяти.
Количество играющих: два и более.
Необходимые приспособления: игрушки.
Описание игры: в комнате расставляют игрушки (до 10 штук, затем выбирают ведущего. Ведущий загадывает какую-либо игрушку и начинает ее описывать. Задача ребенка - задавать вопросы, которые помогут прояс-нить, что это за игрушка, а затем найти ее. Нашедший становится ведущим и описывает следующую игрушку.
Комментарий: перед началом игры ребенок должен внимательно рассмотреть все игрушки вместе со взрослым, который в описании обращает внимание на характерные отличия игрушек друг от друга. Немало важным также является указание на второстепенные малозаметные детали, например бантик у куклы или пуговка на комбинезончике у мишки.
Игра «Слепые фотографы» (М. Сигимова)
Цель: развитие внимания, памяти, тактильной чувствительности.
Количество играющих: трое или более.
Описание игры: ребенку предлагают запомнить («сфотографировать») несколько предметов и их расположение, а после этого завязывают ему глаза и перемешивают предметы. Играющий должен на ощупь определить предметы и расставить их так же, как они лежали.
Комментарий: эта игра направлена на развитие мелкой моторики или, другими словами, чувствительности и умелости пальцев рук детей, которая на уровне мозговых структур непосредственно связана с интеллектом. Поэтому такие игры должны занимать одно из основных мест в работе с дошкольниками.
УПРАЖНЕНИЕ «Каскад слов»
Заранее подготовьте список из 8—10 групп слов, которые хорошо знакомы ребенку. Расположите их, как показано ниже.
Попросите ребенка повторять за вами слова. Начинайте с одного слова, затем называйте два слова, ребенок повторяет обязательно в этой же последовательности, три слова и т. д. (интервалы между словами — 1 секунда). Когда ребенок не сможет повторять определенный словесный ряд, зачитайте ему такое же количество слов, но других (для этого следует подготовить другой список слов).
Если во второй попытке ребенок справился с этим словесным рядом, то переходите к следующему ряду, и так до тех пор, пока и во втором прочтении ребенок не сможет воспроизвести заданное количество слов.
1. ОГОНЬ.
2. ДОМ, МОЛОКО.
3. КОНЬ, ГРИБ, ИГЛА.
4. ПЕТУХ, СОЛНЦЕ, АСФАЛЬТ, ТЕТРАДЬ.
5. КРЫША, ПЕНЬ, ВОДА, СВЕЧА, ШКОЛА.
6. КАРАНДАШ, МАШИНА, БРАТ, МЕЛ, ПТИЦА, ХЛЕБ.
7. ОРЕЛ, ИГРА, ДУБ, ТЕЛЕФОН, СТАКАН, ПАЛЬТО, СЫН.
8. ГОРА, ВОРОНА, ЧАСЫ, СТОЛ, СНЕГ, КНИГА, СОСНА, МЕД.
9. МЯЧ, ЯБЛОКО, ШАПКА, МОРКОВКА, СТУЛ, БАБОЧКА, МЕТРО, ЦЫПЛЕНОК, НОСКИ.
10. ГРУЗОВИК, КАМЕНЬ, ЯГОДЫ, ПОРТФЕЛЬ, САНКИ, МОЛОТОК, ДЕВОЧКА, СКАТЕРТЬ, АРБУЗ, ПАМЯТНИК.
То количество слов, которое ребенок может повторить за вами, есть объем его слуховой кратковременной памяти на слова.
Ребенок 6—7 лет правильно воспроизводит ряд из 5—6 слов.