МААМ-картинки

Упражнения для картотеки «Выявление эмпатии у ребенка»

Мягкова Елена Андреевна
Упражнения для картотеки «Выявление эмпатии у ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы

УПРАЖНЕНИЯ для картотеки.

Упражнение «Картина двух художников»

Цель: Умение работать в парах, развитие навыка совместной деятельности, развитие эмпатии.

Проведение: парами, не договариваясь, держась вдвоем за один карандаш нарисовать любую картину : кошку, домик, елку и т. д.

• Игра «Окажи внимание другому»

Цель: формирование умения выражать свое положительное отношение к другим, оказывать и принимать знаки внимания.

Публикация «Упражнения для картотеки „Выявление эмпатии у ребенка“» размещена в разделах

Ход игры: Дети становятся в круг и по очереди говорят что-нибудь положительное одному из участников игры. Знаками внимания могут отмечаться личностные качества, внешность, умения, манера поведения и т. п. В ответ ребенок говорит : «Спасибо, я тоже думаю, что я.» (повторяет сказанное ему, а затем подкрепляет еще одной похвалой в свой адрес: «А еще я думаю, что я.»)

• Игра «Принц и принцессы»

Цель: развитие уверенности в себе, умение выражать положительное отношение к другим.

Ход игры: Дети стоят в кругу. В центр ставится стул и объявляется, что это трон. На этот трон садится тот, у кого больше всего написано достижений и будет Принцем (Принцессой). Остальные ребята оказывают ему знаки внимания – делают из листов бумаги самолетики, по одному – запускают их в Принца и говорят ему что-нибудь хорошее.

Упражнение «Да»

Цель: совершенствование навыков эмпатии и рефлексии.

Группа разбивается на пары. Один из участников произносит фразу, выражающую его состояние, настроение или ощущения. Второй должен задавать ему вопросы, чтобы уточнить и выяснить детали. Например: «Странно, но я заметила за собой, что когда нахожусь в таком состоянии, то цвет моей одежды примерно одинаков». Упражнение считается выполненным, если в ответ на расспросы участник получает три утвердительных ответа «да».

• Игры для развития эмпатии.

У совсем маленьких детей эмпатия отсутствует, но присутствует эгоцентризм – сосредоточенность на собственном «я» : – вся вселенная для меня одного. А эмпатия выработается позже, на основании опыта, по мере понимания того, что все люди в чем-то разные, а в чем-то одинаковые: тебе хочется и другому это же хочется, тебе больно и другому больно, тебе холодно и другому холодно, все мы хотим быть счастливыми, всем нам надо пить, есть, спать. Однако, думают люди и относятся к одному и тому же по разному. И всех надо понимать, а ещё лучше, «читать как открытую книгу».

Некоторые дети легко перевоплощаются: я – лошадка, я – паровоз, я – мама. Это тоже эмпатия. Такое умение, заложенное в детстве, поможет понять другого человека.

Прочитайте психологически насыщенные сказки и рассказы, обсудите характеры героев их поступки и мотивы поступков. Дайте высказаться всем, предложите детям подвести итоги, согласуйте общее мнение.

Если бы цветы могли говорить, а ты мог бы их слышать, что бы тебе рассказали цветы на клумбе и те же цветы на столе в вазе?

Что думал Колобок, когда сидел на носу у Лисицы? Он боялся или просто ничего не понимал? А когда он оказался у лисы в животе, что он чувствовал?

Попросите детей составить рассказ от имени зайца или слона в зоопарке, а потом на воле. Карася в аквариуме и в пруду.

Что чувствует трава, когда её косят? Дерево, когда его рубят?

Покажите детям замысловатую фигуру и спросите детей, что это такое? Обратите внимание детей на тот факт, что ответы у всех будут разные. Значит, и люди разные, но их всех надо понимать, чтобы жить с ними дружно.

Ты пролил на пол краску. Что скажет мама?

Упражнение «Сотворение чуда»

Дети разбиваются на пары, у одного из них в руках «волшебная палочка» (карандаш, веточка или любой другой предмет). Дотрагиваясь до партнера, он спрашивает его: «Чем я могу тебе помочь? Что я могу для тебя сделать?». Тот отвечает: «Спой (станцуй, расскажи что-нибудь смешное, попрыгай на скакалке», – или предлагает что-нибудь хорошее сделать позже (оговаривается время и место).

Эта игра учит дошкольников эмпатии, умению понять чувства другого, посочувствовать ему.

Упражнение «Баюшки-баю»

Все участники образуют полукруг. Один из них встает спиной к остальным в центр полукруга. Все протягивают перед собой руки, на которые выбранный участник опирается. Под музыкальное сопровождение участники передают через прикосновение свое тепло, дружеское отношение к нему.

Ведущий: «Настройтесь на этого человека. Представьте, что это для вас сейчас самый дорогой и близкий человек».

Каждый по очереди или по желанию проходит эту процедуру, получая уверенность в поддержке товарищей.

Вариант: группа образует круг стоящих людей, в центре которого становится один из участников. Он расслабляется и падает в какую-то сторону. Участники группы поддерживают его, и его тело совершает какое-то колебательное движение внутри группы.

• Игра «Недотроги»

Цель: Игра способствует повышению самооценки ребенка, развитию эмпатии.

Содержание: Взрослый вместе с детьми в течение нескольких занятий рисуют карточки с пиктограммами. Необходимо обсудить с детьми, что означает каждая пиктограмма. Например, картинка с изображением улыбающегося человечка может символизировать Веселье, с изображением, например, двух одинаковых нарисованных конфет – Доброту или Честность. Если дети умеют читать и писать, вместо пиктограмм можно записать на каждой карточке какое- либо положительное качество ребенка (обязательно положительное). Каждому ребенку выдается 5-8 карточек. По сигналу ведущего дети стараются закрепить на спинах товарищей (при помощи скотча, стикеров и т. д.) все карточки. По следующему сигналу взрослого дети прекращают игру и обычно с большим нетерпением снимают со спины «добычу». На первых порах, конечно, случается, что не у всех играющих оказывается много карточек, но при многократном повторении игры и после проведения обсуждений ситуация меняется. Во время обсуждения можно спросить у детей, приятно ли получать карточки. Затем можно спросить, что приятнее: дарить хорошие слова другим или получать их самому. Как правило, дети говорят, что нравится и дарить, и получать. Тогда ведущий может обратить их внимание на тех детей, которые совсем не получили карточек или получили совсем мало. Обычно эти дети признаются, что они с удовольствием дарили, но им бы тоже хотелось получить в подарок карточку. Чаще всего, при повторном проведении игры «отверженных» детей не остается.

Упражнение «Глаза в глаза»

Цель: Развивать в детях чувство эмпатии, настроить на спокойный лад.

Возраст: дошкольный, младший школьный.

Материал: Не требуется.

Проведение: Ребята, возьмитесь за руки со своим соседом по парте. Смотрите друг другу только в глаза и, чувствуя руки, попробуйте молча передавать разные состояния: «я грущу», «мне весело, давай играть», «я рассержен», «не хочу ни с кем разговаривать» и т. д. После игры обсудите с детьми, какие состояния передавались, какие из них было легко отгадывать, а какие трудно.

• Игра «Фантазии»

Цель: развитие коммуникативных способностей, эмпатии, воображения.

Возраст: дошкольный.

Описание игры: Воспитатель говорит детям: «Представьте себе, что вы включаете телевизор, а там ваша мама отвечает на вопросы журналиста».

Далее воспитатель исполняет роль журналиста, а ребенок, кто пожелает, – роль мамы. Журналист может попросить маму рассказать о сыне (дочери, о том, что ей больше всего нравится в ее ребенке и чем она не довольна, об увлечениях ее ребенка и о том, как она относится к ним и т. п.

• Игра «Профессии»

Цель: развитие воображения, наблюдательности, эмпатии, выразительности движений.

Возраст: дошкольный.

Описание игры: Дети, разбившись на пары, показывают выразительными движениями друг другу, по заданию воспитателя, веселого и грустного художника, танцора, дирижера, воспитателя, дворника, строителя, имитируя движения, характерные для людей данной профессии. Один ребенок в паре показывает грустного человека, другой – веселого, и каждый раз при смене ролей дети меняются по эмоциональному предъявлению.

Упражнение «Колыбельная»

Звучит медленная, спокойная музыка. В начале игры дети вместе со взрослым сидят на полу (на коврике). Затем взрослый (ведущий игры) укладывает одного из детей на пол и в такт музыке мягко поглаживает его по спинке. Остальные дети присоединяются к нему, и все вместе ласково касаются, гладят выбранного в «солисты» ребенка. Постепенно ведущий укладывает еще нескольких детей, давая сигнал остальным гладить, баюкать их. На протяжении игры дети меняются ролями. В ласковых, поглаживающих прикосновениях дети обретают опыт бережных, заботливых действий по отношению друг к другу.

Упражнение «Щепки плывут по реке»

Цель: Развитие эмпатии, снятие агрессивности, развитие навыков невербального общения.

Материал: Аудиозапись со спокойной музыкой.

Проведение: Дети встают в две шеренги на расстоянии вытянутой руки друг от друга – они берега. Один ребенок – щепка. Он медленно «проплывает» между «берегами». «Берега» мягкими прикосновениями помогают «щепке». Говорят ей ласковые слова, называют по имени. «Щепка» сама выбирает, с какой скоростью ей двигаться. Упражнение можно проводить с открытыми или закрытыми глазами.

Упражнение «Угадай эмоции»

Цель: Развитие эмпатии, умению сопереживать.

Материал: Картинки с нарисованными зайчиками (радостными и грустными). Проведение: Дети пытаются определить настроение зайчиков, объяснить, как они это определили (по выражению мордочки, позе и т. д.) и раскрашивают веселых зайчиков. Проводится беседа о том, что может сделать человека грустным, веселым, счастливым и пр.

Упражнение «Пиктограммы»

Цель: Развитие эмоций. Умение определять настроения окружающих людей. Развитие эмпатии.

Материал: Пиктограммы и фотографии людей в различных эмоциональных состояниях (грустных, веселых, нахмуренных, радостных, спокойных и пр.)

Проведение: Детям показываются вначале пиктограммы, а затем фотографии с различными выражениями лиц. Они пытаются догадаться о том, чувстве, которое зашифровано в пиктограмме. Раскладывают пиктограммы на две группы: нравится и не нравится. Обсуждаются вопросы о том, отчего зависит наше настроение. Каждый ребенок отвечает на вопрос, что может сделать его.

Упражнение «Это я, узнай меня»

Цель: Развитие эмпатии, снятие агрессивности.

Проведение: Один ребенок поворачивается спиной к остальным сидящим. Дети по очереди подходят к нему, гладят его по спинке и называют ласковым именем. Водящий пробует угадать, кто его погладил и назвал.

Упражнение «Тряпичная кукла»

Взрослый и ребенок образуют пару. Один в паре изображает тряпичную куклу – мягкую, расслабленную, которой легко управлять. Второй – играет с куклой: придумывает для нее танцевальные движения под музыку, управляет ее руками, головой, туловищем и т. д. Музыкальное сопровождение должно настраивать на веселый, шутливый лад и в то же время на ласковое, бережное отношение к своей «кукле».

В процессе игры партнеры обязательно меняются ролями, и у взрослого есть возможность продемонстрировать оригинальные творческие решения в придумывании движений для «куклы», «задать тон». Ребенок обязательно будет копировать варианты, предложенные взрослым. Характер взаимодействия с «куклой», продемонстрированный взрослым, может без слов воспитывать ребенка в духе партнерских взаимоотношений. Ведь «кукла» должна полностью положиться на своего партнера, довериться ему. Ребенок, играющий с «куклой», подражая взрослому, будет стараться не причинить ей боль, придумать для нее удобную и эстетически выигрышную позу.

Тактильные взаимодействия в этой игре создают атмосферу особой доверительности и, минуя слова, сообщают участникам игры об их доброжелательности друг к другу, готовности к поддержке и участию.

Публикации по теме:

Раннее выявление социального неблагополучия семьи в ДОУ. Организация работы в ДОУ с неблагополучными семьями Российское законодательство регулирует вопросы по социальной защите прав несовершеннолетних, основываясь на нормах международного права.

Анкета для родителей «Выявление удовлетворенности родителей работой педагогического коллектива» АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Выявление удовлетворенности родителей работой педагогического коллектива» Уважаемые родители, мы просим вас принять.

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на выявление гармонизации личности со сверстниками и взрослымиБеседа с детьми старшего дошкольного возраста на выявление гармонизации личности со сверстниками и взрослыми Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на выявление гармонизации личности, открытость, умение идти на контакт со сверстниками и взрослыми.

Фотоотчет об изготовлении картотеки «Учимся рисовать животных». Часть 2Фотоотчет об изготовлении картотеки «Учимся рисовать животных». Часть 2 Дети старшего возраста легко усваивают алгоритмические схемы рисования животных и в самостоятельной изобразительной деятельности передают.

Кинезиологические упражненияКинезиологические упражнения Сегодня от специалистов (психологов, дефектологов, логопедов) можно услышать, что у ребенка атипичная латерализация функций головного мозга.

Мастер-класс по созданию картотеки пальчиковых игр по программе «Ладушки» для детей дошкольного возрастаМастер-класс по созданию картотеки пальчиковых игр по программе «Ладушки» для детей дошкольного возраста Пальчиковые игры – это уникальный способ развития малыша. Они представляют собой своеобразный массаж и гимнастику для пальцев рук и ног.

Мастер-класс создания картотеки «Учимся рисовать животных». Часть 1Мастер-класс создания картотеки «Учимся рисовать животных». Часть 1 Одним из любимых видов детской деятельности является рисование. Дети с удовольствием берут в руки цветные карандаши, мелки, акварельные.

Оформление картотеки игр и прогулокОформление картотеки игр и прогулок Уважаемые коллеги,хочу поделиться с вами идеей оформления картотеки игр. Плюсы данной картотеки в том,что она всегда под рукой,готовую.

Презентация проекта «Театр Добра» о развитии эмпатии старших дошкольниковПрезентация проекта «Театр Добра» о развитии эмпатии старших дошкольников Театр - один из самых зрелищных и доступных детям видов искусства, так как он, учитывая определенные особенности детей дошкольного возраста.

Создание картотеки «Загадки» (из опыта работы)Создание картотеки «Загадки» (из опыта работы) Коллеги на МААМ, которые заходят ко мне на страницу, думаю, обратили внимание, что последние публикации - это серия на тему "Загадки"..

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Упражнения для картотеки «Выявление эмпатии у ребенка»
Опубликовано: 17 сентября 2020 в 18:52
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Упражнения для картотеки «Выявление эмпатии у ребенка»» (включая файлы) размещена пользователем Мягкова Елена Андреевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД