Сарвенкова Виктория Алексеевна
Упражнение «Расшифруй слово»
▼ Скачать + Заказать документы
Упражнение «Расшифруй слово»
Конспект занятия по познавательно-речевому развитию
с использованием игр В. В. Воскобовича с детьми с ЗПР
в подготовительной группе.
Тема: «Приключения в Фиолетовом лесу»
Цель: Развитие интеллектуальных способностей детей в процессе разрешения специально организованных проблемных ситуаций с использованием игр В. В. Воскобовича.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- закреплять умение детей решать примеры и арифметические задачи с использованием различных анализаторов (на слух, с опорой на числовой ряд, с опорой на картинку);
Публикация «Упражнение „Расшифруй слово“» размещена в разделах
- закреплять образы цифр, умение составлять цифры на «Волшебной восьмерке»;
- упражнять в ориентировке на ограниченной плоскости, упражнять в выполнении простых и сложных движений, для обозначения конечной точки линии, закреплять пространственные представления (влево, вправо, вверх, вниз) через графический диктант;
- продолжать учить выкладывать целостный образ предметов из деталей игры «Прозрачный квадрат» по частично расчлененной схеме;
- продолжать учить решать логические задачи табличным методом;
- закреплять умение определять первый звук в слове, обозначать его буквой, составлять слово, располагая буквы в заданном порядке, чтение составленного слова.
Коррекционно-развивающие:
- развивать познавательные процессы (мышление, внимание, память, речь, воображение) на материале игр В. В. Воскобовича;
- развивать навыки работы в парах и подгруппой;
- развитие мелкой моторики.
Воспитательные:
- воспитывать самостоятельность детей, умение находить свои способы решения поставленных задач;
- стимулировать эмпатийные переживания, желание прийти на помощь.
Предварительная работа: знакомство с героями и играми В. В. Воскобовича, использование дидактических игр на познавательно-речевых занятиях, решение арифметических задач, решение логических задач табличным методом, написание графических диктантов, звукобуквенный анализ и чтение слов.
Оборудование: предметно-пространственная среда «Фиолетовый лес», игры В. Воскобовича: «Волшебная восьмерка», «Игровизор», маркеры, салфетки, элементы игры «Прозрачный квадрат» и «Фонарики», коврограф с таблицей, карточки отрицания, карточки для обозначения выбора, цветочки с цифрами, пчелки с примерами, предметные картинки с цифрами от 1 до 7, набор букв, сказочные образы (малыш Гео, Незримка Всюсь, пчелка Жужа, Мишик, Лопушок, девочка Долька).
Ход НОД
Организационно-мотивационный этап.
Давайте, друзья, улыбнемся друг другу,
Улыбки подарим гостям.
У вас все готово? Тогда за работу.
Удачи желаю всем нам!
- А удача нам сегодня очень нужна, потому что мы отправляемся в путешествие по Фиолетовому лесу вместе с малышом Гео. Как вы знаете лес полон приключений.
Основная часть.
- Ребята, сегодня Гео получил приглашение на день рождения к девочке Дольке. Он с радостью принял это приглашение и по дороге решил зайти за своими друзьями. И как только он вышел из своего дома, как перед ним разлилось огромное и глубокое озеро. Это проделки Незримки Всюся, ведь Долька не пригласила его из-за его проделок, и он очень обиделся.
- Что же теперь делать? Как перебраться через это озеро? (предположения детей)
- Как вы здорово придумали. Конечно, можно сделать парусник из прозрачных льдинок. Но как же его сделать? Давайте сначала его нарисуем.
Графический диктант «Парусник» (работа за столами)
Начальная точка – 2 шага вверх от точки Лани.
1. Простое движение: 4 шага вправо
2. Сложное движение: 3 шага вверх, 3 шага влево
3. Сложное движение: 3 шага вверх, 3 шага вправо
4. Простое движение: 2 шага вправо
5. Простое движение: 6 шагов вниз
6. Простое движение: 4 шага вправо
7. Сложное движение: 2 шага вниз, 2 шага влево
8. Простое движение: 6 шагов влево
9. Сложное движение: 2 шага влево, 2 шага вверх
- Вот наш парусник и готов. (выставляется графический рисунок)
Игра «Прозрачный квадрат» (работа за столами и у ковра)
- Теперь Гео может его сложить. Он отобрал необходимые льдинки, но никак не может собрать парусник. Вы ребята ему в этом поможете? (ответ детей)
Дети работают в парах (две пары за столами, одна на ковре).
- Переплыл Гео через озеро и отправился к пчелке Жуже. Он нашел ее на цветочной поляне. Жужа была очень занята. Она помогала своим подружкам пчелкам. «Жужа, мы торопимся к Дольке», - сказал ей Гео. «Я не могу оставить своих подружек, они ищут свои цветочки и никак не могут их найти», - ответила ему Жужа.
- Ребята, может вы поможете пчелкам отыскать свои цветы? (ответ детей) Как мы можем им помочь? (решить примеры)
Игра «Пчелки и цветы» (работа у ковра)
Дети решают примеры и садят пчелок на цветок с ответом.
- Молодцы, ребята, вы быстро справились и Жужа теперь свободна. Наши друзья отправились дальше. Но что за странные следы впереди?
(Ответ детей – «Это следы Незримки Всюся»)
- Пройти дальше мы сможем, если правильно повторим прыжки Всюся. Ну что, ребята вперед!
Динамическая пауза «По следам Незримки»
Дети выполняют прыжки на правой, левой, двух ногах ориентируясь на следы.
- Как здорово у вас получилось. Вот наши друзья и дошли к Мишику.
«Мишик, нам пора идти к Дольке», - позвали его друзья. Но Мишик им не ответил. Он сидел и решал задачки.
- Ребята, может мы поможем Мишику быстрее решить задачки, чтобы он не опоздал на день рождения Дольки? (ответ детей)
Игра «Волшебная Восьмерка» (работа за столами)
Дети решают словесные арифметические задачки и показывают ответ на «Волшебной Восьмёрке».
Три лягушонка у пруда,
Один нырнул, осталось - 2 (-)
Пять сорок на ветку сели,
Две к ним в гости прилетели.
Сколько же теперь сорок,
Сосчитай скорей, дружок? 7 (+)
Летали в небе семь ворон.
Четыре село на балкон.
А ну-ка в небо посмотри,
Теперь ворон летает …Сколько? 3 (-)
Три ежа и пять зайчат
Идут вместе в детский сад.
Сосчитать мы вас попросим,
Сколько малышей здесь?. 8 (+)
- Молодцы, ребята, Мишик очень благодарен вам. Теперь он может отправляться на день рождения.
- Кого же мы видим впереди, ребята? (это Лопушок)
- Почему-то он грустный. Давайте спросим у него, что случилось.
Лопушок: Я, ребята, никак не могу открыть сундук. Помогите мне пожалуйста. Чтобы это сделать надо расшифровать слово, обозначив первые звуки картинок буквами и поставить их правильно, чтобы записать слово.
Упражнение «Расшифруй слово»
Дети расшифровывают слово, выставляя буквы по порядку, в соответствии с цифрой: ПОДАРКИ
дом игрушки помидор кот ослик ракета арбуз
3 7 1 6 2 5 4
После прочтения слова открывается сундук Лопушка.
«Спасибо вам, ребята, - говорит Лопушок, - вы помогли открыть мой сундучок и теперь у нас есть подарок для нашей любимой подружки Дольки. Это бусины, ведь она очень любит делать разные бусы».
- Ребята, мне кажется, что кто-то плачет. Кто же это? (Это Незримка Всюсь). Мне кажется, что он тоже хочет вместе со всеми поздравить Дольку. Он просит прощения за свои проделки и шалости. Как вы думаете, друзья простят Всюся? (ответ детей)
- Конечно простят, ведь все знают, что он добрый, но очень шаловливый мальчишка.
- Теперь, когда все друзья в сборе пора поздравлять Дольку. Но давайте разберёмся, кто какую бусинку подарит Дольке.
Решение логической задачи. (работа у коврографа с таблицей)
- Незримка решил подарить бусинку со сторонами разной длины.
- Лопушок подарит не большую, не зеленую, без углов.
- У Жужи со сторонами одинаковой длины, не маленькая, с 4-мя углами.
- У Мишика бусина такого же цвета и размера как у Жужи, но с количеством углов на 1 меньше.
- Гео подарит бусину такого же цвета как у Жужи, но без углов.
- Молодцы, ребята, все подарки распределили. И теперь можете подарить Дольке бусинки для её новых бус.
Оценочно-рефлексивный этап.
- Много было приключений в Фиолетовом лесу.
- Какое задание было сложным? Простым?
- Как, вы думаете, что помогло выполнить все задания успешно?