Настя Буланева Муратова
Управление развитием корпоративной культуры педагогов ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ
ПЕДАГОГОВ ДОО
Слайд 1. На протяжении последних лет в науке и практике образования активно обсуждается проблема управления педагогическими кадрами. Одним из результатов данной дискуссии стало осознание в полной мере всей сложности управления персоналом. Передовой менеджмент все чаще стал использовать новые, нестандартные, многоаспектные схемы управления, учитывающие сложность и комбинаторность человеческих отношений [1]. Руководить сегодня, используя старые устоявшиеся технологические схемы управления, значит не решать современные проблемы, стоящие перед дошкольным образованием.
Публикация «Управление развитием корпоративной культуры педагогов ДОО» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Слайд 2. Знаменателен современный этап еще тем, что приходит осознание того, что при взаимодействии с персоналом образовательной организации нужно учитывать все его особенности, и, конечно же, его культуру. В современном словаре образовательного менеджмента появилось новое понятие - «корпоративная культура». Появление этого термина связано с тем, что на смену традиционному понятию «дошкольное образовательное учреждение» пришёл термин «дошкольная образовательная организация», в связи с этим управление в дошкольной организации следует рассматривать через призму менеджмента образования, а его важной частью является корпоративная культура [2].
Слайд 3. Причем корпоративная культура есть в любой организации, независимо от того, знают там об этом или нет. Исследования показали, что 80% управленцев слышали о корпоративной культуре, понимают её роль в развитии организации, но за повседневными рабочими вопросами они этой проблемой специально не занимаются. Еще 20% руководителей и вовсе не знакомы с этим вопросом. Статистика неутешительна! Используя для анализа понятие «корпоративная культура», можно прийти к выводу, что в дошкольной образовательной практике анализу вопроса управления педагогическими кадрами не уделяют достаточного внимания.
Слайд 4. Корпоративная культура складывается из следующих составляющих [5]:
- интеллектуальная концепция (миссия образовательной организации, ценности, нормы и способы должного индивидуального и межличностного поведения, которые проповедуют все педагоги дошкольной организации
- организационная структура и система субординации (совокупность подразделений организации между которыми распределяются управленческие задачи);
- система субъектных отношений (это взаимоотношения между субъектами образовательного процесса, при которых распределяются права и обязанности);
- система управления организацией (организация деятельности всех служб, а также процессов, обеспечивающих функционирование организации);
- механизмы контроля (оценка, достоверная информация, выработка решений, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов);
- Слайд 5. символика (герб, флаг, гимн, девиз, лозунг, фирменный знак, логотип, имиджевые коммуникации: визитки, бейджики сотрудников, блокноты, специально изданные для сотрудников);
- повседневные события, традиции, которые объединяют педагогов, дают ощущение у каждого педагога чувства единства, сопричастности, принадлежности к организации;
- мифология (истории, легенды о создании дошкольной организации, о её руководителях, о сотрудниках, достигнувших успехов в педагогической деятельности, о тех, кто не смог работать в коллективе, о педагогах, которые выросли до уровня руководителей)
Слайд 6. В своей совокупности элементы корпоративной культуры выполняют ряд функций [4]:
- Ценностно-образовательная. На стадии знакомства с коллективом, закрепления ценностей и целей дошкольной организации помогает новым сотрудникам быстрее приспособиться к жизни в команде, лучше осознать своё предназначение, определить свой статус среди коллег
- Нормативно-регулирующая. Задаёт регулирующие нормы поведения работников, контролирует формы поведения и восприятия. Данные нормы прописаны в различных положениях, должностных инструкциях.
- Коммуникационная. Процесс коммуникации, обеспечивающий взаимопонимание, взаимодействие, что усиливает вовлеченность каждого работника в дела организации. Данная функция предусматривает организацию индивидуального и группового поведения, а также предотвращение конфликтных ситуаций.
- Мотивационная. Миссия организации, образцовые доброжелательные взаимоотношения, продуманная система материального и морального стимулирования, комфортный стиль управления
Трудно не согласиться с тем, что схема «управление развитием образовательной организацией – корпоративная культура» является инновационной.
Слайд 7.Поскольку управление - это совершение какого-либо действия, то оно включает усиление или ослабление культуры, адаптацию людей в культуре, развитие культуры, поддержание или изменение организационной культуры управления [3]. Управлять культурой можно двумя способами. Слайд 8. С помощью первого способа руководитель воодушевляет, ведет за собой, формирует основные ценности организации и вдохновляет членов организации на их реализацию. Реализуется первый способ через публичный доклад, выступления и личный пример, что является показателем постоянного интереса к внедряемым ценностям.
Слайд 9. При использовании второго способа руководство уделяет большое внимание различным аспектам подлинной жизни организации. Именно этот способ использует для того, чтобы наблюдать, изучать и знать, что происходит во всей организации, как работает персонал, что его беспокоит, а что вдохновляет. Этот способ требует понимания значения корпоративной культуры в повседневной жизни организации. Действенными средствами в этом случае становятся создание и выработка образцов поведения, использование символики, артефактов и т. п.
Для чего нужна корпоративная культура педагогам дошкольной организации? Главный смысл корпоративной культуры заключается в повышении уровня организации образовательного процесса, в создании доброжелательной, неравнодушной к проблемам детей атмосферы в коллективе [3].
Слайд 10.Целенаправленное развитие корпоративной культуры является в организации регулярным и многосторонним процессом.
Управление организацией – это деятельность руководителя, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации.
Развитие организации – это процесс, в основу которого положены качественные позитивные изменения, при которых организация приобретает какие-то новые свойства и эффективнее выполняет свои функции.
Корпоративная культура является совокупностью формальных и неформальных правил и норм деятельности, ценностей, убеждений, культурных образцов, которые включены во все сферы жизнедеятельности организации и задают персоналу ориентиры поведения, позволяют справляться с проблемами вешней адаптации и внутренней интеграции, предопределяют конкурентоспособность данной организации.
Слайд 11. Управление развитием корпоративной культурой длительный во времени процесс. Он включает регулярную специализацию работающих педагогов и подготовку новых сотрудников, постоянное изучение того, во что верят и что ценят в организации, неустанное внимание как к общим процессам в дошкольной организации, так и к конкретным людям, их делам, поведению, коммуникациям.
Что же предпринимается в дошкольной организации для объединения людей в команду единомышленников и способствует мотивации педагогов к деятельности. Слайд 12. Особо хотелось бы остановиться на обычаях, традициях нашей дошкольной образовательной организации.
При поступлении молодых специалистов в дошкольную организацию проводится торжественное собрание педагогов, где их напутствуют, дарят каждому буклет «Классики о воспитании детей» с надписью «Воспитатель – это не профессия вовсе – это служение, но легкое, радостное, самозабвенное»
Слайд 13. При принятии в коллектив новых педагогов проводятся экскурсии по различным объектам организации, показывается видеофильма об учреждении в сопровождении рассказа о деятельности детского сада, о его регламенте и идеологии, о корпоративном досуге. На торжественном собрании педагогов, где вновь прибывших специалистов знакомят с коллективом, проводится акция «Напутственное слово коллег» и вручается памятный сувенир – это камешек янтаря, как символ нашего детского сада, который носит чудесное название «Янтарик» с надписью «Пусть этот необыкновенный камушек будет для Вас талисманом в достижении профессиональных и жизненных побед!»
При достижении педагогом пяти-, десяти-, пятнадцати-, двадцатилетнего стажа педагогической работы оформляется поздравительный лист и вручается на торжественном собрании.
Слайд 14.Ежегодно в дошкольной организации проводятся конкурсы профессионального мастерства «Я люблю профессию свою», развлекательно-познавательные конкурсы «Мисс Дошкольница-модница» и др.
Слайд 15.Традиционно проводятся выставки творчества педагогов «Рождественские узоры», «Моё хобби»
Слайд 16. В прошедшем учебном году ввели новые традиции - проведение флэш-мобов, посвященных календарным событиям, например, день рождения детского сада, и спортивных соревнований между сотрудниками в Дни здоровья.
Слайд 17. В дошкольной организации несколько лет проводится поэтический вечера для взрослых, где педагоги читают стихотворения своих любимых поэтов. В этом году гостями фестиваля были сотрудники библиотеки им. Д. Лихачёва, которые познакомили присутствующих с поэзией М. Цветаевой. Подобные вечера сближают людей, позволяют почувствовать себя членами одного коллектива, команды.
Слайд 18.Стало доброй традицией участие вокальной группы педагогов в театрализованном представлении «До свидание, детский сад, здравствуй, школа!» На каждом празднике педагоги исполняют напутствующие песни для будущих первоклассников, например в этом году эта была песня «Дорогою добра».
Слайд 19.По желанию сотрудников постоянно в канун новогодних праздников проводятся мастер-классы по изготовлению новогодних игрушек, украшений для оформления интерьера дома и т. д.
Слайд 20. Мы постоянно работаем над повышением индивидуального имиджа педагогов. Для этой цели создан стенд «Профессиональный портрет педагогов», где имеются такие рубрики «Творческий потенциал», «Программно-методическое портфолио», «Ситуации успеха», «Творческие достижения», что даёт возможность педагогу заявить о своих идеях, открытиях, раскрыть некоторые аспекты своей деятельности, поделиться опытом воспитания и развития детей. На стенде «Социально-педагогический портрет детского сада» представлено участие педагогов в различных образовательных форумах, достигнутые успехи, что формирует у коллектива чувство сорадости, сопричастности к общему делу.
Слайд 22. На стенде «Наши радостные будни» располагается информация о событиях, которые организовали воспитатели в группах. Информация сопровождается фотографиями. Освещение событий помогает выстраивать образовательную работу с детьми в рамках миссии дошкольной организации, позволяет коллективу как единому целому, двигаться в выбранном направлении, развиваться и жить. В каждой группе имеется визитная карточка «Наши педагоги», где указаны образование и квалификация педагогов. Слайд 23. В течение нескольких лет по итогам учебного года проводится конкурс на звание «Педагог года» с вручением символа педагогической мудрости «Сова» и денежной премии.
Слайд 24. Одной из важнейших задач развития ДОО является пропаганда основных ценностей организации. Родители, а по возможности СМИ, не просто рассказывают о дошкольной организации, но и раскрывают смысл основных ценностей, которые там реализуются. Родители нашей организации, участвуя в совместных с детьми мероприятиях, таких как Фестиваль мастер-классов, социальные акции, познавательно-досуговые игры, наблюдают как воспитатели общаются с детьми, какие используют методы работы, формирующие у детей положительные черты характера, как помогают раскрыться индивидуальным особенностям детей.
Слайд 25.Воздействие на корпоративную культуру сочетается с формальным и неформальным повышением квалификации не только в курсовой, но и межкурсовой период. Слайд 26. Так, только в прошедшем учебном году прошли обучение в ИПК 8 педагогов. Слайд 27,28. Мы отмечаем, что интеллектуальная (знанивая) составляющая помогает нашим педагогам в их профессиональном развитии, способствует квалификационному росту и повышению профессионализма педагогических работников. Трудно не заметить, что они становятся более креативными, отходят от привычных, а значит, устаревших схем работы с детьми и родителями, они легче идут на контакт, становятся инициативными участниками всех важных социально значимых событий как в дошкольной организации, так и за ее пределами. Это в свою очередь помогает не только эффективному управлению корпоративной культурой, но наращивает образовательную и имиджевую привлекательность дошкольной образовательной организации № 000. Мы гордимся тем, что большинство наших детей поступает в гимназии и лицеи, что у них повышенный интерес к познанию нового, они позитивно относятся к окружающему миру. Слайд 29. Наши дети – лауреаты и победители различных конкурсов, выставок. Мы часто слышим от родителей слова благодарности за успешную подготовку детей к обучению в школе.
Слайд 30. Для совершенствования процессов управления развитием корпоративной культуры дошкольной организации, необходимо:
- обращать особенное внимание на изменения, исправление укоренившихся ложных ценностных ориентаций;
- понимать значимость важных корпоративных символов;
- подвергать анализу сведения, рассказываемые об организации, ее персонале, поскольку они отражают культуру организации;
- продолжать традиционные и вводить новые организационные традиции, связанные с передачей базовых идеалов ДОО и усиления культуры;
- проводить в жизнь идеалы, которым должны придерживаться управленческий и педагогический персонал.
Слайд 31. Корпоративная культура обеспечивает условия для собственной внешней привлекательности, для позитивной экспертной оценки органов управления образования, о чём свидетельствуют следующие успехи: в этом учебном году дошкольной организации присвоен статус муниципальной инновационной площадки, работающей по теме «Модель муниципального образовательного пространства поддержки разнообразия дошкольного детства в условиях реализации ФГОС», коллектив педагогов награждён серебряной медалью за разработку «Вариативные формы и методы поддержки разнообразия дошкольного детства», представленной на конкурс «Лучший экспонат», проводимый в рамках выставок «Образование. Карьера». По итогам городского конкурса «Экологическое состояние участков образовательных учреждений» дошкольная организация заняла первое место, 4 воспитатели заняли первые места на VI Всероссийской научно-практической конференции «Ребёнок и образовательное пространство».
Слайд 32. В управленческой деятельности руководителя корпоративная культура служит целью и средством обеспечения качества дошкольного образования [1]. Основная задача управленческой команды и руководителя - управлять дошкольной организацией как портфелем активов, одним из которых является корпоративная культура.
Слайд33.
Литература
1. Асаул, А. Н. Культура организации: проблемы формирования и управления [Текст] / А. Н. Асаул - Санкт-Петербург : Институт проблем экономического возрождения, Гуманистика, 2013. - 194 с.
2. Глущенко, О. А. Управление развитием корпоративной культуры педагогов дошкольного образовательного учреждения [Текст] : диссертация. кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Глущенко Оксана Александровна; [Место защиты: Юж. федер. ун-т]. - Ростов-на-Дону, 2009. - 251 с.
3. Каменская, И. Н. Модель управления развитием корпоративной культуры педагогов дошкольного образовательного учреждения [Текст] / И. Н. Каменская // Теория и практика образования в современном мире : материалы V междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). - Санкт-Петербург : СатисЪ, 2014. - С. 34-37.
4. Капитонов, Э. А. Корпоративная культура: теория и практика [Текст] : монография / Э. А. Капитонов, Г. П. Зинченко, А. Э. Капитонов. - Москва : Альфа-Пресс, 2005. - 352 с.
5. Музыченко, В. В. Управление персоналом : лекции [Текст] : учебник для студ. высш. учеб. заведений / В. В. Музыченко. – 2-е изд., стереотип. - Москва : Академия, 2003. - 528 с. - (Высшее профессиональное образование).