Яна Ярцева
Умные каникулы «Русские народные игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русским народным традициям посредством подвижных игр.
Задачи.
1. Закреплять знания о русских народных традициях, народных подвижных играх русского народа.
2. Развивать координацию движений, ловкость, быстроту реакции. Формировать способность к взаимодействию с партнерами по игре.
3. Воспитывать любовь, интерес к русской народной культуре.
Публикация «Умные каникулы „Русские народные игры“» размещена в разделах
Оборудование: Старинный сундук, платок, метла, шляпа для «пирога», аудиозаписи русских песен.
Ход развлечения
Слайд 1 (с изображением праздника)
Ведущая и два скомороха встречают детей. Звучит веселая народная музыка, дети входят в музыкальный зал, и рассаживаются на места под слова ведущего.
Гости желанные, милые, званые!
Праздник русский начинается,
Сюда все приглашаются!
К нам спешите вы скорей!
Ждет вас множество затей.
В игры разные играть! Честно силу показать!
Скоморох 1:
Как у наших у ворот собирается народ.
Широкая ярмарка открывается. Билеты предлагаются.
Кто вежливое слово озвучит, тот и билетик получит.
Скоморох 2:
Собирайся, народ, вас сегодня праздник ждёт!
Ждут вас игры, забавы, шутки, скучать не дадут ни минутки!
Эй, люди добрые, смотрите сюда, вы такого не видали никогда!
Будем петь, и развлекаться, танцевать и кувыркаться!
Дети подходят, называют вежливые слова и получают билеты.
Дети: Добрый день, Будьте здоровы, Пожалуйста, Спасибо,
В добрый час, Будьте здоровы, Добрый вечер, Спасибо и т. д.
Ведущий: Продаются вещи дивные, в хозяйстве просто необходимые.
Я товар не продаю, прямо даром отдаю.
Кто загадку отгадает, тот товар и получает.
Слайд 2
Голодная мычит, сытая жуёт, всем ребяткам молоко даёт (корова).
Слайд 3
Я копытами стучу, я скачу, скачу, скачу. Грива вьётся на ветру (лошадь).
Слайд 4
С хозяином дружит, дом сторожит, под крылечком лежит (собака).
Слайд 5
По горам по долам ходит шуба да кафтан (овца).
Слайд 6
Не артист, а голосист. Не ездок, а шпоры у ног (петух).
Слайд 7
С бородой, а не старик. С рогами, а не бык. Даёт молоко, а не корова (коза).
Слайд 8
Ведущий: Русский народ всегда любил праздники. В эти дни все одевались красиво, ходили в гости, пели песни, танцевали, водили хороводы и играли в веселые игры. А помогал им календарь месяцеслов. А знаете ли вы народные праздники?
Слайд 9
Давайте вспомним, какие русские народные праздники вы знаете? 7 января – Рождество Христово
Слайд 10
В ночь с 6 на 7 января перед православным Рождеством люди обычно не спали. Ходили из дома в дом, угощались и колядовали. Колядой называется старинный рождественский обряд прославления праздника Рождества Христова песням. За это колядующих хозяева угощали разными вкусностями.
Скоморох 1:. Для гостей готовили самые вкусные угощения, самым любимым, из которых были пироги, которые пекли в русской печи и запах от которых плыл по всей округе. Ребята вы любите пироги, а с какой начинкой? (ответы детей).
Давайте поиграем с вами в игру, которая так и называется «Пирог». Но прежде, давайте заглянем в наш сундук и посмотрим, что нам надо для этой игры. Кто первый догадается тот и начнет игру и будет первым «пирогом».
Дети достают из сундука шляпу и проводят игру «Пирог».
Слайд 11
Двенадцать дней после Рождества Христова до Крещения называются Святками, то есть святыми днями. Зимние святки были шумным и веселым праздником. Жгли костры, устраивали посиделки, девушки гадали.
Слайд 12
Святки завершает праздник Крещения Господня. Отмечается в память Крещения Иисуса Христа в водах реки Иордан. На Крещение в церквях освещают воду. Святую воду бережно хранят. На крещение купаются в проруби – в освященной воде.
Слайд 13
Масленица – праздник проводов зимы и встречи весны. Первое упоминание о масленице - 16 век. К масленице начинали готовиться с середины предшествующей недели. Хозяйки наводили чистоту, закупали продукты, пекли блины. Строили ледяные горки, снежные крепости, городки, качели. А вы дома с мамами печете блины?
Развлечения на Масленицу:
- угощение блинами;
- катание с гор;
- скоморошьи балаганы;
- подвесные качели;
- катание на лошадях;
- кулачные бои;
- взятие снежных городков.
Слайд 14
Масленичная неделя
Понедельник – встреча
Вторник – «заигрыши»
Среда – «лакомка»
Четверг – «разгул»
Пятница – «тещины вечерки»
Суббота – «заловкины посиделки»
Воскресенье – «прощенный день»
Слайд 15
В последний день гуляний проходила веселая ярмарка. Там можно было купить и смастерить различные игрушки.
Скоморох 1: Что-то мало у нас товара. А не сделать ли нам, куклу масленицу?
Слайд 16
Кукла Масленица из цветной бумаги
Наряд Масленицы
1. Сложить «гармошкой» два листа (А-4) красного и желтого цвета.
2. Согнуть посередине сложенные "листы - гармошки".
3. Внутреннюю часть красного листа склеить между собой. Нижняя часть платья готова.
4. Желтый лист- «гармошку» (рукава) приклеиваем к нижней части платья. Наряд для Масленицы готов.
Голова и лицо Масленицы.
5. По шаблону №1 вырезаем два круга (нежно-розовый для лица и желтый для волос)
6. По шаблону №2 вырезаем волосы (волосы)
7. Волосы наклеиваем на розовый круг (лицо)
8. Лицо наклеиваем на косынку.
9. Соединяем две части: голову и наряд
Слайд 17
Вот и солнышко проснулось,
Стало жарче припекать,
Потянулось, улыбнулось,
Всех детей зовёт гулять.
Вместе с солнышком вставай
И в игру скорей сыграй
Чтобы солнце ярче припекало и быстрее весна наступала, все играли в веселую игру «Гори, гори ясно». Давайте, не зевайте быстро в круг вставайте! Будем солнце зазывать, будем весело играть!
«Гори, гори ясно!» (Проводится игра)
Слайд 18
В конце праздничных гуляний разжигался большой костер и в нем сжигали Чучело Масленицы, праздник считался законченным.
Скоморох 2: Посмотрите ребята, какой интересный сундук стоит у нас, как вы думаете, что раньше хранили в сундуках? (ответы детей). Правильно в сундуках наши предки хранили одежду в основном новую или ту, которую на праздники одевали. Давайте заглянем в наш сундук (ведущий достает русские платки). Посмотрите, какая красота – русский народный платок. Пускай наши девочки примерят их, а мы полюбуемся. В старину женщины одевали на праздники самые красивые платки. Заглянем в старый сундучок
Лежит там бабушкин платок,
Ведь с незапамятных времён-
Он женский спутник и дружок!
Мы с вами не только полюбовались на наших девочек в красивых платках, но еще и поиграем в старинную народную игру с этими платками.
Наш платочек расписной
Поиграть хотим с тобой
Веселимся мы, играем,
И нисколько не скучаем.
Ждет вас игра - «Золотые ворота»! (проводится игра)
Скоморох 2: Как вы знаете, ребята раньше не было телевизоров и люди не смотрели кино и мультфильмы, а рассказывали детям сказки, которые сочиняли сами. А вы любите сказки, много сказок знаете? (ответы детей). Тогда вы легко отгадаете мои загадки.
Приходили к нему Мышка,
Лиса, Зайка, Косолапый Мишка.
Он не низок, не высок,
Стоит в поле. (Теремок)
Как-то мышка невеличка
На пол сбросила яичко.
Плачет баба, плачет дед.
Что за сказка, дай ответ (Курочка Ряба)
С пылу с жару из печи,
Ни минуты не молчит –
По тропинке катится
Подвигами хвалится. (Колобок)
В глухом лесу в своей избушке
Совсем одна живет старушка.
Метлой она не пол метет,
Метла - старушкин самолет! (Баба Яга)
Под музыку на метле влетает Баба-Яга.
Баба Яга Тпру-у-у! Стой, мой конь вороной,
Да не прыгай подо мной!
Так, так, так… Ребята тут.
И, наверно, меня ждут?
Точно-точно, меня, бабулечку- красотулечку, Бабулечку – Ягулечку ждут! Здравствуйте, ребятишки! Слыхала я от лесной сороки новость, будто у вас тут праздник. Верно ли это? Ой, что-то стара я стала, ничего не слышу! Ну-ка, громче отвечайте, что у вас здесь происходит? Ой, чего вы так кричите? Я что, глухая, что ли? Та-а-к, значит, всё играете. Сколько здесь детушек. Да хорошенькие все какие, аппетитные. Пойдёмте, ребятишки со мной в лес, там у меня весёлая полянка – все цветы повяли, деревья зачахли, а птицы в клетках сидят и давно молчат.
Вед. Ребята! Да это же Баба-Яга! Никуда мы с тобой не пойдём.
Баба Яга. Не пойдёте?
Дети. Нет! Не пойдём!
Баба Яга. Вы ещё об этом пожалеете! Вот заберу вас к себе в избушку!
Вед. Дети, Баба Яга потому такая вредная, что живёт одна, ей скучно, давайте её развеселим и пригласим к нам на праздник! Бабушка Яга, а не хочешь ли ты с детьми поиграть?
Баба Яга. Ой, так это с большим удовольствием.
Проводиться игра «Баба – яга».
Баба Яга. Ух, как у вас тут здорово, развеселили бабушку, ладно, не буду я вас к себе в избушку забирать, только вы со мной ещё потанцуйте, ладно?
Ведущая. Конечно, Бабушка Яга, дети с удовольствием с тобой потанцуют!
Танец «Бабка Ёжка» муз. Т. Морозовой
Исполняют все дети.
Баба Яга. Ах, как замечательно получилось! А теперь возвращайтесь на свои места.
Вед. Ну вот как всё здорово получилось и Баба - Яга стала доброй и весёлой.
Баба Яга. Дружно с вами мы играли,
И нисколько не скучали,
А теперь пришла пора
Нам проститься детвора.
Без игры вы не скучайте,
Скучно станет – поиграйте!
Баба Яга улетает.
Ведущая Старинные народные игры да забавы и веселые, и интересные, и не хуже современных потех. Русский народ придумывал игры и забавы с заботой и любовью для своих детей, надеясь, что с их помощью они не только весело и полезно для здоровья проведут свое свободное время, а еще станут быстрыми, ловкими и сильными, научатся общаться друг с другом, ценить дружбу, приходить на выручку, быть честными и не бояться трудностей, твердо веря в свои силы и помощь друзей. А в конце нашего праздника я хочу предложить вам еще одну интересную игру –
«Карусель» (проводится игра)
Ведущая Друзья, храните народные традиции, справляйте праздники, пойте русские песни, читайте сказки, играйте в народные игры. А наш праздник окончен. До свидания!
Приложение игры
«Гори, гори ясно»
Цель. Развивать внимание, упражнять в быстром беге, развивать ориенти-ровку в пространстве.
Ход игры. Дети стоят в кругу, держась за руки. В середине - ребенок с платочком в руке (водящий). Все идут вправо по кругу, водящий машет платочком. Дети останавливаются и хлопают в ладоши. Водящий скачет внутри круга. С окончанием музыки останавливается и встает перед двумя стоящими в кругу детьми. Играющие хором поют считалочку:
«Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло,
Раз, два, три!»
На слова «раз, два, три!» дети 3 раза хлопают в ладоши, а водящий взмахивает платочком. После этого выбранные дети поворачиваются спиной друг к другу и обегают круг. Каждый стремится прибежать первым, взять у водящего платочек и высоко поднять его. Игра повторяется.
«Золотые ворота»
Цель. Развивать ловкость и внимание, умение играть в коллективе.
Играющие выбирают несколько пар ведущих. Ведущие встают в пары, берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «золотые ворота». Остальные участники игры выстраиваются один за другим и гуськом пробегают в «ворота», при этом произнося слова:
Золотые ворота
Пропускают не всегда!
В первый раз прощается,
Второй раз запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!
На последнем слове ведущие опускают руки и закрывают «ворота», задерживая одного из игроков. Кто попался в «ворота» - образуют новые пары ведущих. Игра продолжается.
«Пирог»
Цель. Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в легком беге.
Ход игры. Дети стоят в двух шеренгах друг к другу лицом. Между шеренгами садится участник, изображающий «пирог» (на него надета шапочка). Все поют:
Он такой высоконький,
Он такой широконький,
Он такой мягонький,
Режь его да ешь.
Во время произнесении слов «высоконький» поднимают руки вверх, «широконький» - разводят в стороны, «мягонький» - гладят по животу.
Сразу после слов «Режь его да ешь» к «пирогу» бегут по одному участнику от каждой шеренги. Кто первый коснется «пирога», уводит его в свою команду. На место «пирога» садится ребенок из проигравшей команды. Выигрывает группа, забравшая больше «пирогов».
«Баба - Яга»
Цель. Учить двигаться с увертыванием, развивать творчество, передавая игровой образ.
Ход игры. Баба – Яга, она находится в центре круга. В руках у нее «помело» (метла). Вокруг бегают играющие и дразнят ее:
Баба-Яга, костяная нога, - дети ходят
С печки упала, ногу сломала. - по кругу.
Пошла в огород, испугала народ. - Идут в центр.
Побежала в баньку, - Из круга обратно.
Испугала зайку.
Бабка Яга скачет на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «поме-лом». К кому прикоснется – тот замирает.
«Карусель»
Цель. Упражнять детей ходьбе и беге по кругу взявшись за руки, развивать у детей ловкость, внимание, быстроту реакции.
Правила. Идти по кругу и крепко держаться за руки. Во время бега не па-дать, не тянуть, не дергать друг друга за руки. После окончания слов "Вот и кончилась игра" обязательно остановиться.
Подготовка к игре:
Закличка: На игру Вас приглашаем и улыбки обещаем.
Дружно в круг вставайте все - много радости в игре.
Ход игры:
Воспитатель: Дети, вы любите кататься на карусели?
Ответы детей: Да!
Воспитатель: А хотите мы с Вами сделаем сами карусель, и прокатимся. Нужно взяться за руки и сделать круг. Я буду произносить слова, и карусель наша закружиться.
Ели, еле, еле
Закружились карусели
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом
В соответствии с текстом дети идут по кругу сначала медленно, затем постепенно ускоряют движения. После этого, как дети пробегут 2 круга, они постепенно переходят на ходьбу, говоря:
Тише, тише не спешите
Карусель остановите
Раз-два, раз-два,
Вот и кончилась игра.
Теперь идем в другую сторону.
Вывод:
Воспитатель: Молодцы ребятки, крепко держались за руки и поэтому получилась крепкая карусель. Вам понравилось кататься на карусели?
Дети: Да!