Анастасия Шварц
Конспект занятия по развитию речи «Умка — белый медведь»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи
Возраст: подготовительная к школе группа
Составила и провела: воспитатель 1 кв. кт. Шварц Анастасия Владимировна
Программное содержание:
1. Образовательные задачи:
1) Учить детей строить предложения грамматически правильно, с интонационной законченностью;
2) Формировать фразовую и связную речь детей при составлении описательного рассказа;
Расширять словарный запас детей;
3) Упражнять детей различать и называть животных Севера, совершенствовать знания их с внешним видом, характерными особенностями, повадками белого медведя.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Умка — белый медведь“» размещена в разделах
- Белый медведь
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Медвежонок Умка
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2018
2. Развивающие задачи :
1) Развивать связную речь детей, обогащая ее за счет введения в речь однородных второстепенных членов предложения;
2) Развивать наблюдательность, память, творческое воображение, логическое и образное мышление, находчивость;
3) Развивать эмоциональную сферу детей, их умение сопереживать, заботиться о малышах-зверятах.
3. Воспитывающие задачи:
1) Воспитывать усидчивость, умение довести начатое дело до конца;
2) Воспитывать интерес к занятиям;
3) Воспитывать желание заботится о братьях наших меньших.
Наглядный материал:
1. Игрушки - белый медвежонок;
2. 3 письма с заданиями;
3. Предметные картинки «Животные севера»;
4. Картинка схема для составления описательного рассказа;
5. Большая иллюстрация с изображением белого медведя, Северного полюса;
6. Мел, доска, указка, магниты, фломастеры, белые листы.
Предварительная работа:
1. Беседа «Кто живет на Севере?». Знакомство с животными Арктики, их внешним видом, повадками.
2. Чтение рассказов: И. Сосновский «Белый медведь», В. Снегирев «Кто властелин».
3. Аппликация «Белый медведь» (сделанная методом обрыва).
Художественное слово:
Ход занятия:
I часть.
Ребята, смотрите сегодня утром, я нашла вот такого мишку (показываю белого медвежонка Умку). Посмотрите – у него есть письмо (беру конверт, открываю, и достаю письмо). Ребята, здесь, что то написано. Давайте вместе прочитаем (вместе читаем письмо).
«ПРИВЕТ. МЕНЯ ЗОВУТ – УМКА. Я ПОТЕРЯЛСЯ. МОГИТЕ МНЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ВЕРНУТЬСЯ ДОМОЙ»
Что ребята, поможем Умке домой вернуться? (да)
Тогда давайте вспомним, где же живут белые медведи, в какой части света? (в Арктике)
Правильно, покажите мне, где находится Арктика на карте. (Дети показывают на карте, где находится Северный полюс и Арктика)
А как вы думаете, на чём можно отправиться в Арктику? (на поезде, автобусе, собачьих упряжках, самолете)
Тогда давайте посадим медвежонка в самолет и отправим в Арктику (Нахожу второй конверт).
Что это? Еще одно письмо (Читаем вместе). Здесь написано:
«ЧТОБЫ ОТПРАВИТЬ МЕДВЕЖОНКА В АРКТИКУ, ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЕ. РАССКАЖИТЕ ГОСТЯМ, ЧТО ЖЕ ТАКОЕ АРКТИКА»
(Повещаю на доску плакат с картинками).
Арктика
Снег в Арктике, и все белым-бело,
И зимы долгие, и ветер, и пурга.
Морозной стужей по простору вьется вьюга,
И солнце по поверхности скользит едва.
Тюлени нежатся на берегах,
Медведи белые здесь короли,
И в ночь полярную сиянья яркий свет,
Заметит шапок ледяных цветы.
Парят снежинки бесконечной чередой
И время будто провалилось в пустоту,
И сумеречный день прозрачным духом,
Холодную покажет красоту.
Давайте вспомним, что это за часть света такая – Арктика.
Где находится Арктика? (на Севере, на Северном полюсе)
Какая там погода (там постоянно холодно, дуют холодные ветра, появляется полярное сияние)
Какие растения есть в Арктике (растений почти нет, иногда встречается полярный мак и хвойные деревья)
Чего очень много в Арктике (льда, снега)
Какой океан омывает Арктический берег (Северный ледовитый океан)
А теперь кто из вас хочет, рассказать об Арктике? (один ребёнок составляет описательный рассказ)
(После рассказа, находим бумажный самолетик)
Смотрите, а вот и самолет появился. Здесь, снова какое то письмо. (Открываю, читаю)
Чтобы самолет завелся, нужно нам немного подвигаться.
Физкультминутка «Раз, два, три четыре»
Раз, два, три четыре – топаем ногами.
Раз, два, три, четыре – хлопаем руками.
Руки вытянуть по шире –
Раз, два, три четыре!
Наклониться – три, четыре,
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку
Все мы делаем зарядку.
II часть.
Ну вот, попрыгали, немножко, подвигались, а самолет не может увезти Умку в Арктику.
А вот и еще одно письмо, наверное, еще одно задание (Открываю, читаю)
«В АРКТИКЕ МАЛО РАСТЕНИЙ, НО ОЧЕНЬ МНОГО ЖИВОТНЫХ. ЕСЛИ ВЫ СМОЖЕТЕ НАЗВАТЬ ВСЕХ ЖИВОТНЫХ АРКТИКИ, И ОТГАДАТЬ ЗАГАДКИ, МЕДВЕЖОНОК УМКА СМОЖЕТ УЛЕТЕТЬ НА САМОЛЁТЕ»
Ну что ж, давайте вспомним, какие животные живут в Арктике.
Птицы: Обыкновенная гага, Кайра, Розовая чайка.
Те, кто живё т в океане: Касатка, Гренландский кит, Белуха, Нарвал.
Ластоногие: Гренландский тюлень, Кольчатая нерпа, Морской заяц, Морской котик, Морской леопард, Морж.
Животные: Белые медведь, Арктический беляк, Песец, Северный Олень.
Грызун: Лемминг.
А теперь поиграем в игру. Я читаю вам стихотворение, а вы должны отгадать кто это.
Белый медведь
Белый мишка на рыбалку,
Не спеша идёт, вразвалку.
Чует старый рыболов,
Что богатый ждёт улов.
Морж
Гордится морж усами,
И острыми клыками.
Он в Арктике живёт,
Где снег вокруг и лёд.
Тюлень
Тюлень лежит на льдине,
Как будто на перине.
Вставать он не торопится:
Жирок под шкурой копится.
Северный олень
Хоть и ест он только мох
В тундре каменистой,
Этот зверь собой неплох
И рога ветвисты.
Физкультминутка «Показываем отличительные особенности животных»
III часть.
Ну вот, выполнили мы все задания теперь Умка, может улететь в Арктику.
Ребята, а как же Умка найдет там, своих родителей? Ведь он совсем маленький и не знает, чем занимаются белые медведи, и где они живут. Давайте расскажем ему о его сородичах – белых медведях. Составим рассказ, по схеме, которую я приготовила. (Помещаю на доску схему, посередине картинка белого медведя)
Где край Земли и вечный холод,
И где сиянье в небе светит,
Где очень день полярный долог,
Живут там Белые Медведи.
Они, гуляя средь торосов,
Умеют пищу отыскать,
Средь вьюг нещадных и морозов,
Легко умеют выживать.
У Мишек Белых тёплы шубки,
И мех у Мишек - непростой,
Не вреден холод Мишкам жуткий,
Мороз не страшен им любой.
Где живет белый медведь? (в Арктике). Помещаем в кружочек №1 слово Арктика. (Спрашиваю каждого ребёнка по очереди)
Кто живёт по соседству с белым медведем. Помещаю в кружок №2 картинки животных, которых называют дети.
Какое тело у медведя, чем оно покрыто? (Длинное, большое, сильное, покрыто густой, длинной, белой шерстью). Рисуем в кружочке №3 шерсть.
Какая у медведя морда, голова? (Голова у медведя вытянутая, треугольной формы, на голове есть два маленьких черных зорких глаза, чуткий черный нос и пасть с острыми зубами. Уши у медведя маленькие, овальные. Когда медведь ныряет, он прижимает уши к голове и вода в них не попадает). Рисуем в кружочке №4 голову медведя.
Какие у белого медведя лапы? (4 лапы с короткими, но острыми когтями. Лапы у него очень широкие, поэтому он может долго и быстро плавать, подошвы покрыты густой шерстью, так что лапы не мерзнут). Рисуем в кружочке №5 лапы медведя.
Чем питается белый медведь? (Ловит рыбу). Картинка рыбы в кружочке №6.
А что еще он умеет делать? Назовите слова-действия. (Нырять, плавать, охотиться, подкрадываться, бегать, ходить, съезжать с горки). Картинки медведя в кружочке №7
Кто у медвежонка мама? (Медведица). Какие медведицы-мамы? Как они ухаживают за медвежатами? (Добрая, ласковая, заботливая, нежная. Каждая медведица роет берлогу в снегу. Там рождаются 1 или 2 медвежонка. Медвежата появляются на свет слепые, глухие, беспомощные. Медведица все время проводит с ними. Она согревает их своим теплом, кормит малышей молоком. Когда медвежата подрастают, мама-медведица катается вместе с ними с горок, кувыркается, учит их охотиться). Картинки медведица, медвежонок, медвежата в кружочке №8.
А теперь, кто из вас хочет рассказать о белом медведе? (Рассказ по цепочке с опорой на схему-модель).
А кто из вас хочет рассказать о белом медведе один?
Ну вот, мы и выполнили все задания. Вы так интересно и хорошо рассказали медвежонку об Арктике, животных Арктики, составили рассказ о белом медведе. Думаю, наш медвежонок не заблудится и обязательно найдет своих родителей. А чтобы ему не было скучно лететь, давайте подарим ему наших белых медведей. У нас скоро наступит и весна и им будет тут жарко, а на Севере, им самое то.
Наше путешествие закончилось. Много интересного и увлекательного мы с вами узнали о такой части света как Северный полюс. А Вам понравилось?