Рида Курамшина
Использование нетрадиционных методик и технологий в эстетическом воспитании
▼ Скачать + Заказать документы
Эстетическое воспитание – это развитие способности воспринимать, чув-ствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве, это воспитание стремления, самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, а также как приобщение к художественной деятельности и развития творческих способностей. Таким образом, эстетическое воспи-тание это сложное, многосоставное явление, неотделимой частью которого является творчество.
Публикация «Использование нетрадиционных методик и технологий в эстетическом воспитании» размещена в разделах
Именно поэтому эстетическое воспитание в дошкольном возрасте является особенно ценным. Ведь воспитание чувств ребенка начинается с красоты. Красота — это первая ступень в воспитании чувств, эмоциональ-ной отзывчивости. Только на эмоциональной основе устанавливаются прочные связи ребенка с окружающим миром. Благодаря искусству, красо-те окружающего мира у ребенка появляется интерес к познанию окружа-ющего, а значит, происходит и интеллектуальное развитие.
Познание мира ребенок осуществляет эмоционально - практическим путем: он пользуется различными предметами и обследует их; богатство окружающего мира, его красочность звуковая полифония увлекают, будят чувства и воображение ребенка. подталкивают к самостоятельному позна-нию, действию, проявлению творчества.
Говорят, что красота спасет мир. Я полностью согласна с этим утверждением. Красота, она, ведь как доктор, как целитель лечит наши души. Сегодня мы живем в очень страшном мире, мире жестокости, наси-лия и грубости. Останавливаясь перед плохим, грубым, мы отнимаем у се-бя минуты радости. «Жизнь слишком красива, чтобы загрязнять себя зре-лищем недостойным»… Надо учиться радости, учиться видеть доброе, красивое и учить этому детей.
Осуществляемое целенаправленно эстетическое воспитание обеспе-чивает полноценное психическое развитие, развитие таких процессов, без которых невозможно познание красоты окружающей жизни (и искусства) и отражение ее в разнообразной художественно-творческой деятельности. Это эстетическое восприятие, образные представления, воображение, мышление, внимание, воля. Творчество-это умение что-то создавать, пре-образовывать, видеть окружающий мир по своему, своеобразное отражение окружающего мира.
Я, считаю - развитие творческих способностей одним из звеньев со-временного образования. Поэтому целью моей работы является развитие творческих способностей, раскрытие творческого потенциала через эмо-циональное восприятие искусства. Через приобщения к искусству в ребен-ке активизируется творческий потенциал.
Движения к творчеству начинается с развития у ребенка воображе-ния. Но именно воображение меньше всего ценится в общественном со-знании. Любая проблемная ситуация требует такого способа действия, та-кого решения, которого человек в прежнем опыте не имел. Но найти его надо. Вот тут и необходимо воображение. Человек без воображения – ис-полнитель. В жизни он предназначен для того, чтобы не он руководил, а чтобы им руководили. Такой человек не может работать творчески. Он легко ориентируется в знакомых ситуациях и теряется в нестандартных. Его удивляют нестандартные решения другого человека, и он предпочитает сотрудничать с ним, но в качестве ведомого, а не ведущего.
Наша цель воспитать больше ведущих, а не ведомых. Для этого необходимо создание творческой атмосферы, то есть предоставление сво-боды ребенку. Ребенок должен иметь в своем распоряжении широкий вы-бор средств для воплощения своего замысла в творческой деятельности, а также выбор приемов, достижения поставленной цели.
Работая с детьми над развитием творческих способностей, мне захо-телось познакомить их с удивительным и прекрасным миром разноцветья. Дети чувствуют и видят мир не так, как мы взрослые. Они видят необычное в обычном, они соединяют несоединимое, они подгоняют время и за-мирают в беге. Дети смотрят удивленными глазами на то, что мы не заме-чаем и понимают для нас не постижимое.
Издавна цвет считался одним из важных свойств предметов и явле-ний окружающей жизни. Уже в древнем мире люди пытались определить воздействие цвета на человека. Цвета имеют свойство по разному воздей-ствовать на людей, вызывать самые разнообразные эмоции. У каждого че-ловека и у ребёнка есть свои любимые цвета, которые его радуют, создают хорошее настроение. В силу этого в изобразительном искусстве и детском творчестве цвет становится важным средством выразительности создавае-мого взрослым и маленьким художником образа. Считалось, что цвет вли-яет на настроение и самочувствие человека, что он может не только радо-вать, но и вызывать раздражение, тревогу, чувство тоски или грусти. Одни цвета успокаивают нервную систему (зелёный, синий, голубой, другие, наоборот, раздражают, возбуждают (красный, оранжевый, пурпурный, жёлтый цвета). Иными словами, цвет оказывает на нас эмоциональное воз-действие, играет существенную роль в развитии художественных восприя-тий. В работе использую технологию «самовыражение в цвете». Эта технология прижилась очень быстро. Она стала существенным отступлением от пра-вил: мы ни чему не учим, а разрешаем творить и выражать себя всеми воз-можными способами.
Погружая детей в мир цвета, я помогаю им:
- осознать особые цветовые пристрастия или неприязни;
- расширить и углублять восприятие цветовой гаммы.
Любуясь цветом, насыщая цветом свои органы чувств, ребёнок становится более восприимчивым и чувствительным. Он наполняется энергией, начинает ощущать себя в гармонии с Природой, Окружаю-щим миром.
Помощницей при работе над цветом стала сказка. Сказка помогает быстрее установить взаимопонимание. Дети любят слушать сказки. Я ре-шила поэкспериментировать, перешла на сказки в цвете. Почему я перешла на подобные занятия? Что они дают детям? Во - первых они хорошо развивают воображение, а во вторых помогают агрессивному ребенку стать добрым и внимательным к окружающему миру, поверить в свои силы, способности и таланты. На занятиях поцвету предлагаю детям почув-ствовать цвет, ощутить, какое настроение он создает, осознать свои мечты и фантазии, расширить границы с миром. Надо сказать, что дети с нетер-пением ждут каждой встречи с цветом. Занятия провожу один раз в неде-лю. В работе мне помогают воспитатели, мы с ними работаем в тесном со-трудничестве. Эта работа общая, очень важная и ответственная – помощь становлению личности маленького человека.
В своей работе также использую песочную терапию под рубрикой «Путешествие в песочные фантазии». Занятия по песочной терапии вклю-чаются в число общих развивающих и коррекционных занятий. Они вы-зывают у детей интерес, создают творческую атмосферу. Все дети с большим удовольствием играют с песком. Также игры — это естественная деятельность ребенка, поэтому перенос развивающих заданий в песочницу дает уникальный эффект: гармонично развиваются позна-вательные процессы. В песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность. Вместе с ребенком не только воображаем, представляем и фантазируем, но и реально создаем, проживаем целые ис-тории.
Песочная терапия вызывают положительные эмоции, снижая негатив-ные проявления. Оказывает положительное влияние на развитие вообра-жения, творческих способностей и развития эстетического вкуса детей. В работе с детьми широко использую игры с пуговицами. Игротерапия с пуговицами развивает активность, творческую инициативу, способствуют познанию основ композиции и перспективы, развивают художественный вкус, чувство цвета, меры, гармонии, целостного видения формы, чувства симметрии. У детей развиваются осязательные навыки, к тому же изобра-жения нравящихся предметов будят творческую фантазию и воображение детей, доставляют им подлинно эстетическое наслаждение. С по-мощью игр с пуговицами у детей развивается творческое воображение, мелкая моторика рук. Они знакомятся с богатым миром цвета. В настоящее время ведётся работа над созданием сказок из пуговиц, придуманных детьми. Интерес и уважение к детскому творчеству способствуют его развитию. К рассказам, сказкам, которые придумали дети, я вместе с детьми выклады-ваю картинки из пуговиц. Созданные тексты (записанные мною) и фото-графии картинок мы оформляем в книжки, а затем читаем и рассматриваем все вместе. Такая работа служит стимулом для дальнейшего развития воображения и творчества детей. Стоит выделить еще одно направление моей работы - любование красоч-ностью. Красочность сама по себе доставляет им непосредственное удо-вольствие. Цветовой образ с его локальной окраской начинает занимать в рисунке ребенка свое место. Такие образы, как синее небо, зеленая трава, красный огонь, довольно рано изображаются в цвете, так как цветовой признак здесь является основным, доминирующим над формой. Для этого дети должны видеть и выделять цвет при обследовании качеств предме-тов,эмоционально отзываться на цвет. В практику работы воспитателей внедрены минутки тишины и любо-вания. Они учат детей владеть собой, развивают наблюдательность, слух, терпение, умение видеть красоту. Как мы это делаем? Садимся в круг, и я предлагаю детям внимательно посмотреть вокруг, прислушаться к тишине. После того, как дети сами нарушат тишину, спрашиваю, что они заметили. Что могут услышать дети? Пение птиц, шум ветра, стук дождя по крыше, шуршание листьев, собственное дыхание, биение своих сердец. Затем дети рассказывают о своих впечатлениях и если хотят, то могут их изобразить. Для того, чтобы дети поняли, чем красив тот или иной предмет, то или иное явление, воспитатель сам должен уметь видеть прекрасное в жизни. Это качество надо развивать в себе и детях постоянно. Развивать его по-могают минутки любования. Умение созерцать красоту, наслаждаться ею очень важно для развития эстетического восприятия.
Литература
1. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Развивающая сказкотерапия».
2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Арт-терапия» Копытин А. И. (энцикло-педия по арт -терпии).
3. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. – Практикум по песочной терапии.
4. Крюкова С. В., Слободяник Н. П. – Удивляюсь, злюсь, боюсь, хва-стаюсь и радуюсь.
5. Калинина Р. Р. – Психолого-педагогическая диагностика.
6. Алябьева Е. А. – Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста.
7. Варкки Н. А., Калиникн Р. Р., Программа творческо-эстетического развития ребенка.
8. Комарова Т. С., Антонова А. В., Зацепина М. Б. Программа эстетиче-ского воспитания дошкольников.
9. Дубровская Н. В. Интегрированная программа художественно-эстетического развития дош