Лена Деменцева
Ум в пальчиках
Ребёнок каждый день изучает окружающий мир. Основной метод освоения-прикосновения. Ему необходимо всё хватать, трогать, гладить и даже пробовать на вкус. Доказано, что речь ребёнка и его сенсорный («трогательный») опыт взаимосвязаны. Поэтому чтобы малыш хорошо говорил, развивайте его ручки. Существует немало игр, способствующих этому.
Рамки-вкладыши. Приобретите в магазине игры. Для начала это должны быть самые простые рамки - вкладышы, с изображениями игрушек или животных, с крупными деталями на специальных штырьках. Такие игры подойдут даже для детей с 1,5-2 лет. Дети с интересом работают с рамками. Собирать получится не сразу, необходима ваша помощь. Но через некоторое время они осваиваются, тогда можно перейти к более сложным вкладышам.
Публикация «Ум в пальчиках» размещена в разделах
Кубики. Кубики незаменимы и должны быть в арсенале с 8 месяцев. Для начала познакомьте малыша с набором кубиков. Покажите, дайте пощупать, назовите все детали (только используйте правильные геометрические термины - кубик, кирпичик). Стройте в присутствии малыша башни, ворота, дома, мостики, дороги. Сопровождайте свою игру комментариями о том, что вы делаете, и что получается в результате. Затем попросите ребёнка построить что-нибудь.
Фигуры. С двух лет можно разнообразить занятия: например, сложите несколько фигур из набора в мешочек и попросите ребёнка, не глядя, достать ту или иную фигуру. Для развития логического мышления хороша такая игра: попросите ребёнка сложить фигуры в кучки по форме и/ или цвету.
Пуговицы. Чем старше ребенок, тем большую нагрузку можно давать его пальчикам. После двух лет предложите ребёнку игры с пуговицами. Их можно пришить на кусок ткани, получится коврик-тренажёр для ножек, по которому можно ходить; или сделать забавные застёжки. Детям нравится просто перекладывать пуговицы, распределять их по величине, цвету, просто раскладывать в коробочки.
Жесты. Очень полезны пальчиковые игры - потешки. Ребёнок рассказывает стишок и одновременно показывает действия на пальчиках. Самый известный вариант такой игры – «Сорока-сорока», но есть и более сложные для показа и проговаривания: «Дружба», «На птичьем дворе», «Пальчик-мальчик, где ты был?», «Идёт коза рогатая».
Мозаика. После трёх лет обязательно приобретите ребёнку мозаику (сначала самую крупную). Для занятий можно использовать игры: «Курочка и цыплятки», «Цветные огоньки», «Цветочная полянка». Интересны также пазлы для малышей (большие кусочки). Малыши любят игры, где нужно нанизывать крупные бусы: «Нарядим куклу в гости». Они приносят детям радость и развивают ручки, а через них - мышление, речь, внимание.
А сейчас я хочу предложить вам очень простые, но в тоже время очень интересные, а главное познавательные игры, которые Вы можете организовать с детьми дома.
БОЛЬШОЙ И МАЛЕНЬКИЙ.
Приготовьте большие и маленькие варианты одного предмета: ложки, чашки, пуговицы, игрушки и т. д.
Попросите малыша из каждой пары выбрать больший. Можете попросить малыша разложить предметы в две группы – большие и маленькие.
ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК.
В полотняный мешочек кладут предметы, обладающие разными свойствами: клубок ниток, игрушку, пуговицу, шарик, кубик, спичечный коробок. Малыш на ощупь должен определять один за другим предметы в мешочке. Желательно, чтобы он вслух описывал их свойства. Маленькие дети могут сами складывать предметы в мешочек для лучшего запоминания.
ГОЛОВОЛОМКА.
Разрежьте на 3 части какую-нибудь яркую предметную картинку. Вначале предложите ребенку собрать ее по образцу, а затем – самостоятельно.
ЗАКЛЕЙ ДЫРКИ.
Возьмите любую картинку или фотографию из журнала, книги (изображение должно быть понятно ребенку, вырежьте из нее квадраты, кружки, треугольники.
Наклейте картинку «с дырками» на лист белой бумаги и предложите ребенку закрыть образовавшиеся на картинке «белые пятна» фигурами, которые из нее вырезаны.