Митина Татьяна Николаевна
Психолого-физиологическая готовность к школе
▼ Скачать + Заказать документы
Ребенок идет в школу. Это переломный, момент в его жизни, в формировании его личности. Важным аспектом общей подготовленности к школе выступают не просто разрозненные знания, представления о предметах, их свойствах, но и умение увидеть связи, закономерности. Как правило психолого – физиологическая готовность к школе возникает естественным путем при нормальном развитии дошкольника : имеется ввиду, что ребенок много играет сам, со сверстниками и взрослыми как в сюжетно – ролевые игры, так и в игры по правилам. Он рисует, лепит, раскрашивает картинки, занимается с разными конструкторами, и, конечно же, слушает сказки и рассказы. Чтение взрослых детям должно быть неотъемлемой частью каждого дня для ребенка. Вырастая в такой атмосфере, ребенок к шести годам, а порой и раньше, сам стремится научиться читать, считать, и в этом ему вполне могут помочь, не нарушая методики, близкие взрослые. И все это происходит естественно, без лишнего напряжения в виде специальных уроков. Вопрос о готовности ребенка к школе следует рассмотреть и с точки зрения дефектолога и логопеда. Дети с неярко выраженными проблемами обычно не выделяются среди сверстников и не вызывают тревоги у родителей. Однако с началом школьного обучения появляются проблемы: они с трудом овладевают грамотой, пишут со специфическими ошибками, не успевают за темпом работы класса. Чтобы ребенок смог научиться различать сходные по своему внешнему виду буквы, у него к началу школьного обучения должны быть достаточно хорошо сформированы зрительно – пространственные представления. А значит ему должно быть доступно следующее:
Публикация «Психолого-физиологическая готовность к школе» размещена в разделах
- ребенок должен уметь различать предметы и геометрические фигуры по их форме / овальный, круглы, треугольный и т. д. /
-различать фигуры по величине и владеть такими понятиями : больше, меньше, длинный, короткий и т. д.
-определять положение фигур в пространстве по отношению друг к другу, т. е. понимать пространственное отношения между ними : высоко – низко, далеко – близко.
С логопедической точки зрения под полноценной устной речью, которая может служить надежной базой для овладения письмом, понимается правильное произношение всех звуков / не должно быть замен одних звуков другими/. Правильное произношение звуков речи важно потому, что на первых этапах обучения письму очень широко используется синхронное / одновременное с написанием / проговаривание ребенком каждого записываемого слова. Это позволяет уточнить звуковой состав. Полное исключение проговаривания затрудняет звуковой анализ и синтез слов, что приводит к увеличению ошибок. Неправильное проговаривание, связанное с заменой одних звуков другими / салф вместо шарф/ дает тот же самый результат – в письме появляются трудно устранимые замены. Для успешного овладения письменной речью ребенок должен располагать рядом необходимых предпосылок, сформированных в дошкольном детстве. К их числу относятся следующие:
- развитая слуховая память
- остаточный уровень сформированности зрительно – пространственных
-хорошее владение устной речью: словарный запас, звукопроизношение, связная речь.
-развитая тонкая ручная моторика. Сама возможность овладения этими предпосылками к письменной речи предполагает наличие у ребенка устойчивого внимания, памяти, мыслительных способностей. Необходимо, чтобы введение в школьную жизнь ребенка стало общей задачей педагогов и родителей.