Галина Гайтанова
«Угроза угрозе». Консультация для родителей
▼ Скачать + Заказать документы
- Ты почему не ешь?
- Не хочу!
- Ешь, иначе я не знаю, что с тобой сделаю!
Малыш берет ложку, начинает лениво помешивать суп.
Мать подбегает к нему, гневно трясет руками над его головой. Малыш пугается, губы его сдвигаются в дудочку, лицо морщится. Сквозь слезы он глотает густой суп, не прожевывая.
Угроза. Как часто взрослые прибегают к ней. В некоторых семьях все воспитание сводится к одному-единственному способу: угрожают, если ребенок не укладывается спать, не идет с улицы домой, отказывается что-то сделать, исполнить распоряжение, требование.
Публикация «„Угроза угрозе“, Консультация для родителей» размещена в разделах
" Страх не научит детей отличать добро от зла: кто боится боли, тот всегда поддается злу. Запугиванием можно вырастить в ребенке только низость, испорченность, лицемерие, подлую трусость, карьеризм. "- говорят ученые, педагоги.
Действительно, ребенок в силу своего невеликого опыта не может еще решительно восстать против угрозы, нажима на его волю и подчиняется приказу, окрику, укрощая в себе всякое стремление противодействовать. Он живет в постоянном страхе перед наказанием, потому безволен, а если и проявляет свою прыть, то только тогда, когда забывается или рядом нет грозных родителей. И это может стать привычкой, сделаться чертой характера, стилем поведения.
" Ничего, нас сильнее стращали в детстве и даже били, зато хорошими людьми выросли", - твердо стоят на своем некоторые родители. И невдомек то, что смирение, послушание, которого добиваются запугиванием, всегда вызвано страхом перед чужой волей. Конечно, не такого послушания и смирения мы должны добиваться. А нам нужны люди непримеримые ко злу, борцы, руководствующиеся долгом, а не чьей-то волей.
Обязанность взрослых не вести ребенка, как беспомощного, по жизни, а дать ему силу для сопротивления злу, укрепить в нем веру в доброту.
Ребенок не автомат, чтобы беспрекословно выполнять все наши распоряжения. Он также имеет право возражать, с чем-то не согласиться, высказать свое мнение, принять самостоятельное решение. Его действия так же достойны уважения, как и наши. В своих делах, занятиях, ребенок совершенствуется, приобретает необходимые навыки, умения.
А мы подчас приказываем ему:
- Брось все и иди помоги мне!
Конечно, дети должны помогать родителям, но не в такой форме нужно этого требовать.
Ребенок населяет свой воображаемый мир только добрыми людьми: добрая мама, добрый папа, добрая бабушка, добрый дедушка, и он, естественно. ждет от них лишь добра. Угрозой, физическим наказанием мы можем разрушить этот мир, внести в него дисгармонию, смешать его светлые представления о добре. Ребенок теряет ориентиры и ведет себя не так, как бы он вел себя при хорошем к нему отношении. Не потому ли дети начинают огрызаться, упрямиться: "Не пойду, не буду, не сделаю"?
Очень часто капризы детей - следствие неправильного обращения с ними. В самом деле, малышу, который и минуты не может побыть без движения, мы порой приказываем сидеть тихо час, два, потому что пришли гости.
Неразумность наших требований травмирует детскую душу, приводит к гневным вспышкам, которые плохо отражаются на самочувствии ребенка, его настроении, его отношении к окружающим людям.
"Забудется, перемелется", - надеются родители. Говорить так, значит недооценивать силу впечатлений детства, их влияния на всю дальнейшую жизнь. Нередко можно услышать от того или иного взрослого человека: "Я потому злой, что в детстве со мной не были добры".
Следовательно, не так безобидно грозное воздействие, которое мы путаем с требовательностью. И, глубоко заблуждаемся, считая, что накричать на ребенка - это значит проявить к нему больше требовательности. А. С. Макаренко советовал: "Как можно больше требовательности, как можно больше уважения к ребенку". Что он имел в виду? Только одно: считаться с детьми, исходить из их возможностей, ценить их способности.
Со стороны жизнь детей представляется хаотичной, состоящей из сплошных игр и развлечений. Но это не так. Если приглядеться внимательнее, то можно заметить в ней свои закономерности. Дети не столько играют, сколько трудятся: разбирают игрушки, ремонтируют их, что-то конструируют; когда устают, начинают передвигать игрушки, следить за их движением. Поэтому бывает трудно переключить ребенка на сон, еду, домашнюю работу. Но в том и заключается искусство воспитания, чтобы найти к детям правильный подход, исходя из индивидуальных особенностей их психики, характера, мышления.
Растет человек. Для него необходимы не только хорошие бытовые условия, забота о здоровье, но и доброе, чуткое отношение.