Екатерина Елисеенкова
Уголок речевого развития во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
На четвертом году жизни особое внимание уделяется формированию потребности высказываться самостоятельно. Малыши говорят с целью что-то сообщить, объяснить, попросить, а также сопровождают речью игровые действия. Их сообщения и объяснения на треть состоят из сложных предложений, что позволяет совершенствовать синтаксическую сторону речи детей. К трем годам появляется способность к речевому анализу. Ребенок, сам не умея правильно произносить слова, улавливает, когда кто-то другой произносит их с ошибками. Дети могут различать сходно звучащие слова. Однако о речевом совершенстве слуха говорить еще рано (связную речь воспринимать на слух сложнее, чем отдельные слова). В этом возрасте дети начинают улавливать на слух и воспроизводить некоторые интонации (радостные, назидательные, вопросительные). Хотя четвертый год является периодом интенсивного усвоения звуков, наряду с правильным их произношением в речи детей наблюдается пропуск, замена, уподобление и смягчение звуков (произношение мягких звуков дается ребенку легче, чем твердых). Правильное произношение звуков у ребенка легко нарушается при утомлении, болезни, общении с плохо говорящими маленькими детьми. Дефекты произношения затрудняют усвоение грамматического строя речи, препятствуют общению ребенка со сверстниками, поскольку его высказывания малопонятны окружающим. У детей 3–4 лет дыхание прерывистое, а темп речи ускоренный (реже – замедленный, поэтому их бывает трудно слушать. В связи с этим в содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи входят упражнения на совершенствование дыхания, силы, высоты голоса. Известно, что на третьем году жизни дети легко узнают отдельные предметы (овощи, мебель, посуда и т. д., но не всегда правильно их называют. К трем годам малыши воспринимают предметы, пытаясь охарактеризовать их признаки, качества, действия с ними. В словаре детей четвертого года жизни фиксируются значительные количественные колебания, которые объясняются индивидуальными особенностями развития малышей.
Публикация «Уголок речевого развития во второй младшей группе» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Уголки и центры в группах
- Темочки
Рабочая программа по развитию речи во второй младшей группе включает в себя следующие задачи:
-развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
-развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи — диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
-практическое овладение воспитанниками нормами речи.
В рамках нашего ДОУ был организован конкурс уголков речевого развития, в котором приняли участие все 12 групп нашего детского сада. Уголки формировались с учетом поставленных задач, возрастных особенностей детей и направленностью группы. Наша группа представила вниманию жюри картотеку пальчиковых игр, дыхательной и артикуляционной гимнастики, дидактические игры по развитию речи
игры на дыхание
игры на развитие мелкой моторики рук
Все материалы были сделаны своими руками. В создании речевого уголка также приняли участие родители воспитанников, которые также помогали изготавливать игры и материалы для уголка. Эти игры очень понравились нашим воспитанникам. Мы активно используем их в совместной и в самостоятельной деятельности детей.