Полковникова Яна Александровна
Уголок природы как комплексное средство экологического воспитания в детских садах
▼ Скачать + Заказать документы
Азбука цветов
Уголкам природы как комплексному средству экологического воспитания в детских садах уделяют большое внимание. Педагоги проявляют творчество и фантазию, обустраивая и украшая их. Вот и мы решили обустроить пустое пространство, находящееся у нас в галереи, сделав там, уголок цветов. А назвали мы его «АЗБУКА ЦВЕТОВ»
Публикация «Уголок природы как комплексное средство экологического воспитания в детских садах» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Оформление детских садов
- Уголки и центры в группах
- Уголок природы и календарь наблюдений
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Эколята-дошколята. Экологические стенды и уголки
- Темочки
Уголок природы в детском саду учит детей бережному обращению с ней.
Одной из важнейших задач природоведческой зоны в ДОУ является максимальное наполнение жизни детей в саду общением с неживой и живой природой. Кроме этой, уголок выполняет множество других, не менее важных задач:
• Оздоровление детей. Многие растения, присутствующие там, способствуют очищению воздуха от пыли и углекислого газа. Любуясь растениями - это помогает снять напряжение после занятий, снижает агрессивность и раздражение у склонных к негативным эмоциям детей, благоприятно сказывается на психическом состоянии малышей.
• Развитие познавательных способностей. Дошкольники познают мир с участием всех органов чувств, им нужно всё увидеть, обследовать, ко всему прикоснуться. Уголок природы создали как место, где ребёнок сможет экспериментировать, действовать, познавать новое (и поэтому ядовитых растений там быть не должно).
• Нравственное воспитание. Общение с цветами даёт детям первые уроки доброты, значение которых трудно переоценить. Растения в уголке зависимы от человека: нуждаются в его уходе, внимании.
Ухаживая за растениями, дети учатся отвечать за сохранность чужой жизни, быть заботливыми и великодушными по отношению к слабым и беззащитным. Так в детское сознание закладываются первые представления о человечности и благородстве.
При создании уголка мы учитывали общие и специфические требования для всех групп, соответствующие возрастным особенностям детей.
• Расположили растения с учётом естественного освещения. Растения, которые там находятся, не затенены мебелью, то есть предоставлено максимум солнечного света в дневное время.
• Мы тщательно изучили и исключили колючие и ядовитые растения
• Самое главное — безопасность.
Растения, материалы и инструменты не должны причинять детям вреда и не представлять опасность. Мелкие природные материалы (камни, ракушки) дети используют под строгим контролем воспитателя.
Детям, особенно маленьким, объясняем, что цветы нельзя употреблять в пищу, то, что растения надо беречь, не отрывать листочки без необходимости, не баловаться в уголке природы.
Также мы установили возле уголка с растениями заборчик, который будет напоминать детям, что в этом месте нельзя бегать и шуметь.
Наш уголок богат и разнообразен цветами
В уголке есть яркие представители
• Аралия, фикус - высокорослый, с прямым крепким стеблем, их крупные листья подходят для обучения самостоятельному уходу за растением (очищение от пыли).
• Белая и розовая фиалка - с заметным опушением листьев
• Ярко и долго цветущие - обыкновенная герань
• Фуксия, бегония - вечноцветущая
• Примула, бальзамин, камелия, китайский розан
• Алоэ, живое дерево - лекарственные растения
• Бегония-рекс,
• Аспарагус
• Агава
Растения подбирали с таким расчётом, чтобы у них были различного типа листья, а детей учат, как ухаживать за каждым из них. Например, мясистые листья с зазубринами, как у агавы, обтирают влажной жёсткой кисточкой или щёткой, а опушённые, как у герани или фиалки, мягкой сухой кисточкой. Растения с мелкими листьями опрыскивают из пульверизатора.
Для ухода за растениями приобрели необходимый набор инструментов: щёточки, губки, лейки, палочки для рыхления земли, тазик, тряпочки, а также фартучки и нарукавники для защиты одежды детей во время труда и экспериментирования с природными материалами.
Чтобы детям было проще запомнить, какой именно способ ухода за листьями предпочтителен для определённого растения - каждое растение имеет табличку с названием и паспорт, где указаны требования по уходу за ним (частота и обильность поливов, необходимость опрыскивания, оптимальные условия для роста, схематическое изображение соответствующего инструмента.
Все растения, находящие у нас в уголке неприхотливые и нетрудоёмкие в уходе, дошкольники под руководством воспитателя могут заботиться о них.
В цветочном уголке имеется соответствующие по всем возрастам расширенный диапазон дидактических игр, предметных и сюжетных картинок, также оборудовали зону для несложных экспериментов с землёй и водой, где всевозможные формочки, лопатки, грабельки, муляжи растений, мелкие игрушки.
Забавным и вызывающим массу положительных эмоций дополнением уголка может стать сказочный герой, у нас этот герой - Фея цветов. Она живёт в уголке природы, внося в естественную среду элемент волшебства и фантастичности, что очень нравится детям. Общение с этим персонажем может превратиться в традицию: дети гораздо охотнее делятся впечатлениями о происходящем.
Фея может «принимать участие» во всех видах деятельности малышей: помогать ухаживать за растениями, играть в дидактическую игру. Она может «радоваться», когда дети делают добрые дела, ухаживают за растениями и «грустить», когда ребята забыли полить растения или привести в порядок оборудование для опытов.
Внимание детей к Фее может привлечь сам педагог или же обратиться за помощью, сделав вид, что слушает её слова: «Ребята, наша фея говорит мне, что в уголке природы кто-то плачет. Какое растение тут может грустить и почему?»
А также присутствует в нашем уголке и кратковременный эпизодический труд, к которому по очереди привлекаем всех детей. Конечно, же, это огород на окне. Дети сеют горох, помидоры огурцы, сажают лук, семена цветов. Действия их более скоординированы и осмыслены. Без контроля детей не оставляем: они ещё недостаточно самостоятельны и могут причинить вред растениям, не желая того. После каждого выполненного действия детей хвалим и сообщаем ожидаемый результат труда: «Какие же вы молодцы! Посадили лук, теперь он вырастет зелёный, пышный, мы отдадим его на кухню, его добавят в суп, и суп станет ещё вкуснее!» Прорастить лук — один из очень простых и наглядных для детей опытов.
Все группы проходят дежурство в цветочном уголке. Оно организуется подгруппами по 4-6 человек и может длиться день-два или даже целую неделю. Дежурство предполагает выполнение всех работ по уходу за растениями, а также поддержание общей чистоты и порядка в уголке природы.
У ребятишек появится желание наблюдать за изменениями в жизни растений. Ценным в этом возрасте является осознание того, что растения нужно беречь и ухаживать за ними различают растения, знают, как ухаживать за ними, что требуется им для развития и жизни. Знания, умения и навыки, которые дети приобретают, обязательно пригодятся им в дальнейшем, при обучении в школе. Кроме того, это является замечательным средством экологического воспитания дошкольников. От того, как организованна работа, зависит успешное развитие детей и становление у них чувства любви и бережного отношения к миру природы.