Валентина Пакова
Умелые ручки — почему в школах и детских садах стоит открывать столярные мастерские. Консультация
▼ Скачать + Заказать документы
В последнее время столярное дело становится популярным видом дополнительной активности среди школьников и детей дошкольного возраста. Приобщаясь к этому занятию с ранних лет, дети учатся работать с инструментами и создавать что-то своими руками. Мы поговорили с учителями и экспертами о практической пользе занятий столярным делом и других неочевидных плюсах.
Навык, который всегда пригодится
В первую очередь, ребенок учится работать с инструментами. Это навык, который безусловно пригодится каждому во взрослой жизни.
Виктория Иванова, директор детского сада «Метелица» (г. Новый Уренгой, делится опытом из практики:
Темочки:
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2023
«Это то, что пригодится в жизни всегда. Мы не делаем различий между мальчиками и девочками и знакомим со столярным делом всех ребят. Девчонки даже где-то прилагают больше усилий, готовы потратить на это больше времени, добавить каких-то деталей. И за качеством выполненной работы следят чуточку больше».
На фото: занятия столярным делом в детском саду «Метелица». Из архива Виктории Ивановой
Важные технические умения
Столярное дело развивает важные технические навыки и аналитическое мышление. Дети не только приобщаются к работе с инструментами, они также задействуют в процессе почти все органы чувств.
Вот что об этом говорит Святослав Иванов — учитель технологии с десятилетним стажем из Москвы, который занимается столяркой с детьми начального и среднего школьного возрастов:
«На занятиях в столярной мастерской ребенок задействует максимальное количество рецепторов и органов чувств: осязает шероховатость деревянной заготовки, чувствует запах после обработки древесины различных пород, видит и анализирует размеры деталей и слышит разные звуки в процессе работы ручными инструментами. С таким фундаментом ребята будут демонстрировать более серьезные результаты не только в технической сфере, но и в других областях наук.
Я неоднократно отмечал на занятиях в 5–7 классах, что ребята, которые ходили ко мне на кружок по столярному делу с первого класса, всегда были более инициативными и создавали более сложные и качественные творческие проекты. Таким подготовленным ученикам уже известны многие инструменты и приемы работы с разными породами древесины».
На фото: занятия столярным делом на уроке технологии в школе. Из архива Святослава Иванова
Усилия и терпение дают нацеленность на результат
Столярное дело развивает и внутренние качества ребенка. Он учится концентрироваться на одном деле, доводить задуманное до конца. Выпиливая детали, ребенок учится планировать и контролировать собственные действия. Своими наблюдениями делится Сергей Плахотников — педагог, психолог и основатель компании «Бабашки»:
«Столярное дело — это продуктивная деятельность. Если ребенок нацелен на какой-то конечный продукт, он учится доводить дело до конца. Кроме того, он может сказать: “Я это сделал”. Видеть результат своих трудов для ребенка очень значимо.
Обработка дерева требует определенных навыков и привычек: организация рабочего пространства, понимание, как работает стружок. Соответственно, ты начинаешь контролировать свои действия, учишься планировать. Поделка не всегда получается с первого раза — постепенно возникает то, что мы называем терпением».
На фото: ребёнок занимается в столярной мастерской от компании «Бабашки»
Однако работа с деревом — это еще и творческий процесс. Виктория Иванова добавляет:
«Ребята учатся делать то, чего не было никогда. Они фантазируют, планируют свою деятельность от замысла до конечной цели: до детали, предмета мебели или деревянной игрушки».
Умение ценить вещи
Когда дети создают что-то самостоятельно, они начинают ценить сам процесс и могут гордиться результатами своих трудов. Сергей Плахотников объясняет:
«У детей, которые взаимодействуют с природным материалом и очень много делают своими руками, формируется такое отношение к жизни, что им интереснее сделать что-то самим, нежели где-то покупать. Это складывается в очень важную привычку: “Я это делаю”».
Дети учатся друг у друга
Занятия в столярной мастерской имеют и социальную ценность. Дети становятся сплоченнее, когда вместе занимаются делом. Возможность смотреть на работы сверстников дает дополнительную мотивацию что-то создавать. Кроме того, дети приобретают знания и могут помогать своим товарищам. Виктория Иванова рассказывает:
«Ребята учатся друг у друга. Когда кто-то что-то уже сделал и принес в группу — это вызывает интерес и желание тоже что-то создать. Тогда они идут в мастерскую вместе. И ребенок, который уже прошел какой-то этап работы с инструментами, может научить другого ребенка. Здесь ребята могут выступать носителями знаний для других детей.
В нашем саду воспитанники ждут свободного времени, чтобы убежать в мастерскую, потому что они вдохновлены и хотят закончить начатые проекты. Им нравится выпиливать что-то как для личного использования, так и “на заказ”: недавно дети вместе с преподавателем сделали украшения для Нового года.
У нас есть детское телевидение, и на днях у детей родился проект — снять что-то похожее на “Очумелые ручки”. Они записали пробный выпуск вместе с преподавателем о том, как сделать табуретку. Такая деятельность очень вдохновляет детей».
На фото: занятия столярным делом в детском саду «Метелица». Из архива Виктории Ивановой
Дети приобщаются к труду и учатся уважать труд друг друга
Таким образом, столярное дело может стать отличным занятием для детей школьного и дошкольного возрастов. Столярка не только развивает навыки работы с деревом и владения инструментами, что точно пригодится детям в будущем, но и укрепляет терпение, учит ценить свой и чужой труд. Создавая что-то из дерева, дети дают выход творческой энергии, учатся сами и учат друга, а также становятся сплоченнее, как сообщество.