юлия щербина
Конспект ООД по речевому развитию «В гости к птицам» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Балтийска детский сад №4
КОНСПЕКТ ООД
ТЕМА: «В гости к птицам».
(Подготовительная группа. Речевое развитие).
Воспитатель высшей категории МБДОУ д/с№4
Щербина Ю. В.
Тема: «В гости к птицам».
Цель: Развивать связную речь посредством пересказа литературного текста.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект ООД по речевому развитию „В гости к птицам“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Развивать связную речь, через воспроизведение художественного произведения.
Познакомить с явлениями, описанными в рассказе Л. Н. Толстого «Умная галка».
Совершенствовать умения детей пересказывать текст, не нарушая последовательности, сохраняя авторские обороты речи.
Учить детей обращать внимание на звуковую сторону слов при согласовании прилагательных с существительными.
Совершенствовать грамматический строй речи.
Развивающие :
Развивать : внимание, мышление, память, интерес к экспериментальной деятельности.
Воспитательные: Создать атмосферу психологического комфорта, вызвать у детей чувство радости и мотивировать их на успешную деятельность.
Методы и приё мы: игровой, эксперимент, вопросы, беседа, чтение, передача образа галки, сюрприз и опора на наглядность.
Словарь: умная галка, выше, кувшин, на дне, следить, узкое горлышко.
Наглядный материал и оборудование:
Картинки птиц, ребус «Крыло», кувшин с камешками и водой, ширма.
СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(Дети заходят в группу, здороваются)
Воспитатель: Ребята, давайте встанем в круг и вспомним, какое бывает настроение? (Ответы детей) Покажите? (Мимика лица)
А как можно плохое настроение превратить в хорошее? (Ответы детей)
Воспитатель: Так улыбнитесь друг другу скорей! От улыбок ваших станет всем теплей (Дети друг другу улыбаются).
Воспитатель: Ребята, чтобы узнать о ком или о чем мы будем говорить, я предлагаю вам разгадать ребус (дети разгадывают ребус. Отгадка – крыло).
Объясните, что можно назвать словом «крыло» (У птицы, самолета, пристройка к зданию).
Такие слова называются многозначными.
Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру «Кто как голос подает?».
Я буду называть птицу и своей волшебной палочкой дотрагиваться к каждому из вас, а тот, к кому я дотронулась, будет отвечать.
Воробей – чирикает (чирикают);
Голубь – воркует (воркуют);
Сорока – трещит, стрекочет (трещат, стрекочут);
Ворона – каркает (каркают);
Синица – тенькает (тенькают);
Снегирь – щебечет и свистит (щебечут и свистят).
Чистоговорка «На горе гогочут гуси» (Назвать часто повторяющийся звук, произнести громко – тихо).
Воспитатель: А сейчас - игра со словами «Какая, какой?»
Если у снегиря красная грудка… (красногрудый);
Если у птицы толстый клюв (толстоклювая);
Если у сороки длинный хвост (длиннохвостая);
Если у голубя сизое крыло (сизокрылый);
Если у синицы желтая грудка… (желтогрудая);
Если у дятла длинный клюв (длинноклювый);
Если у сороки белый бок (белобока).
Настольная игра «Сложи картинку» (Птицы).
Воспитатель: Я предлагаю поиграть в игру «Узнай по описанию».
(Ребенок рассказывает о воробье, ласточке, дятле, сороке, галке, а дети отгадывают, о какой птице идет речь).
Молодцы, теперь задание: «Будь внимателен!» (Гимнастика для глаз.
Цель: Профилактика нарушений зрения, снятие напряжения.
Найдите глазами букву в правом верхнем углу и произнесите её (А, теперь переведите глаза в левый нижний угол (У) произнесите, переведите глаза в левый верхний угол (О) произнесите, в правый нижний угол (И) произнесите, остановим взгляд в центре листа, произнесите букву (Е, поморгайте глазами, зажмурьтесь, откройте глаза.
Воспитатель: Ребята, скажите, откуда можно получить информацию о птицах? (Ответы детей).
А еще о птицах пишут сказки и рассказы писатели. Я хочу вас познакомить с рассказом Л. Толстого «Умная галка».
Но сначала расскажу о писателе (показывает портрет).
Л. Н. Толстой родился давно в большой семье. У него было три старших брата и младшая сестра. Дети очень рано остались без родителей, а их воспитанием занималась тетя, которая очень их любила. Когда Лев Николаевич вырос, он стал писать о своем детстве и сочинял интересные рассказы. Сегодня мы познакомимся с одним из них. А называется он – «Умная галка».
ЧТЕНИЕ РАССКАЗА
Беседа по содержанию:
- Кто главный герой рассказа?
- Где стоял кувшин?
- Что было в кувшине?
- Сколько было воды?
- Почему галка не смогла напиться?
- Что она сделала для того, чтобы исполнить желание?
Воспитатель: Можно ли назвать галку умной?
Подберите другие слова, которые бы явились подтверждением ее ума (Находчивая, догадливая, сообразительная).
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Пить хотела птица – галка (Движения головы вверх – вниз)
Нам ее, конечно, жалко. (Гладят руками по голове)
Вот кувшин, она шагает (Ходьба на месте)
Как достать воды – не знает. (Пожимают плечами)
Стала думать, размышлять, (Взмахи ладонями рук перед собой)
Надо камешек достать.
Полетала, полетала, (Машут крыльями, садятся на корточки)
Ох, устала! Ох, устала!
Много камешек собрала.
Воспитатель: Ребята, прочитайте слово (Галка).
- Сколько слогов в слове? Почему?
- Назовите ударный слог?
- Составьте предложения со словом «галка» - повествовательное, вопросительное, восклицательное.
Игра «Назови ласково»
(Воробей, синица, галка, чиж, снегирь и др.)
Игра «Исправь ошибки»
Черный галка – черная галка;
Белый сова – белая сова;
Серое голубь – серый голубь;
Снегирь клевала хлеб – снегирь клевал хлеб;
Ворона летел домой – ворона летела домой;
Воробей прыгала по лужам – воробей прыгал по лужам.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «ПОСЛУШНАЯ ВОДИЧКА»
Воспитатель: Представьте, что вы – галчата. Возьмите по одному камешку и поиграем с ними.
Маленькая птичка принесла яичко.
Мы с яичком поиграем, покатаем, не съедим.
Мы яичко отдадим (По – очереди бросают по одному камешку в графин с водой).
Объясняют, почему вода в кувшине поднялась.
ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА – ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ (ТРИЗ)
1,2,3 – вокруг себя обернись и водой в кувшине превратись (Присели).
Покажите, как поднималась вода в кувшине, когда мы кидали камешки (Дети медленно поднимаются и резко подпрыгивают – вода поднялась).
Воспитатель: Сейчас еще раз прочитаю вам рассказ, а вы потом будете его пересказывать.
(Чтение рассказа повторно)
ИНСЦЕНИРОВКА
(На ширме – медведь)
Здравствуйте, ребята. Тут сорока пролетала,
Всему лесу разболтала,
Чтоб спешили в детский сад
Поучиться у ребят.
Я вот, первый прибежал
Так устал…
Воспитатель: Что же, Мишка, отдыхай. Слушай и запоминай.
Воспитатель: Ребята, постарайтесь так пересказать рассказ, чтобы Мишка запомнил и пересказал его своим лесным друзьям.
Воспитатель (Звонок).
Тише, тише, телефон звонит.
Слушаю. Кто говорит?
Две кукушки? Две подружки?
Ладно, навострите ушки!
Ну – ка, дети, кто из вас,
Повторит для них рассказ?
(Пересказ детьми).
Медведь (Из – за ширмы). Молодцы, ребята. Спасибо за интересные рассказы. Я всем в лесу расскажу про птицу галку.
Воспитатель: Я вас благодарю за активность на занятии.
А чтобы сохранить вам хорошее настроение на целый день, послушайте пьесу «Птичка» (Ребенок на фортепиано исполняет пьесу).
Занятие заканчивается.