Оксана Шанина
Уголок конструирования в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Конструирование — обожаемый детьми и очень полезный для развития творческих способностей, мышления и мелкой моторики вид деятельности дошкольников. Уголок конструирования или зона конструктивно-модельной деятельности являются важной частью развивающей среды группы. Чтобы правильно обустроить и наполнить содержимым такой уголок, воспитателю необходимо знать программные требования, которые предъявляются к организации конструирования и моделирования в каждой возрастной группе.
Публикация «Уголок конструирования в ДОУ» размещена в разделах
- Конструирование, ВСЕ поделки
- Оформление детских садов
- Строительные центры и уголки конструирования
- Уголки и центры в группах
- Темочки
Цели уголка конструирования :
• Повышение интереса детей к созданию конструкций и моделей;
• Совершенствование конструкторских умений и навыков;
• Развитие творческого потенциала детей;
• Предоставление дошкольникам возможности посредством творческой деятельности выразить своё отношение к окружающему миру.
Основные задачи:
• Приобщение к конструированию, развитие интереса к конструктивной деятельности, знакомство с различными видами конструкторов.
• Воспитание умения работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять.
• Формирование у дошкольника познавательной и исследовательской деятельности, стремление к умственной деятельности, приобщение к миру технического и художественного изобретательства.
Для этого уголок конструирования должен быть оснащён всеми материалами, предусмотренными программой, а также отвечать требованиям, которые предъявляет Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) к зонам предметной развивающей среды детского сада.
Чтобы занятия конструированием и моделированием в уголке приносили воспитанникам только радость и пользу, необходимо при его организации учесть такие моменты:
• Безопасность.
• Доступность и удобство для детей.
• Соответствие возрасту детей.
• Разнообразие.
• Функциональность.
• Развивающая ценность.
Выделяются два типа конструирования : техническое и художественное.
В техническом конструировании дети в основном отображают реально существующие объекты, а также придумывают поделки по ассоциации с образами из сказок, фильмов.
К художественному типу конструирования относятся конструирование из бумаги и конструирование из природного, бросового материала.
Оборудование зоны конструктивно-модельной деятельности в средней группе
В каждом возрасте дошкольники имеют свои психофизиологические особенности, которые следует учитывать при обустройстве и оформлении зоны конструирования и моделирования. В нашей группе мы создали уголок конструирования, где присутствуют разные виды конструктора.
Учитывая это, уголок конструирования наполнен следующими игровыми материалами:
Строительный набор – это разновидность кубиков из пластмассы и дерева. Они разного размера, в этот набор входят не только кубики, но и конусы, цилиндры, арки, бруски и другие элементы. Такой набор удобно использовать для строительства, как отдельных деталей, так и целого замка.
Конструкторы типа «Лего» - такой набор состоит из различных по цвету и размеру деталей, которые «надеваются» друг на друга с помощью специальных креплений.
Магнитный конструктор состоят из палочек и шариков намагниченных, которые «прилипают» друг к другу. Предназначен для детей после трех лет, так как имеет мелкие детали. С ним очень интересно играть, развивая фантазию.
Мягкие конструкторы – материал их изготовления – изолон, он нетоксичен и приятен к телу. С их помощью можно создавать как плоские игрушки, так и объемные.
Сюжетные наборы - «Зоопарк», «Город», «Дом», «Транспорт» и т. д. Такие конструкторы, которые уже предполагают некоторую площадку для игры. В такие наборы входят не только материалы для сборки, но и фигурки человечков, мебели, животных.
Блочные конструкторы – «Блоки Дьёныша», «Самоделкин», «Весёлая ферма», «Цветные счетные палочки Кюизенера», «Кубики Никитина». Это прекрасные и увлекательные пособия для развития интеллектуальных способностей детей. С их помощью, можно создавать различные задания для ребят разного уровня сложности.
Конструкторы-мозаики - предусмотрена сборка по образцу или личному эскизу. Элементы поочередно соединяются, и в итоге получается изображение, подобно мозаичному. Детали плоские с прорезями для креплений. Собранные фигуры получаются объемными.
Вкладыши, пазлы, шнуровки, - способствуют развитию у детей сенсомоторной координации пальцев рук и сенсорных представлений.
Плоскостные конструкторы - «Танграм», набор плоских геометрических фигур из дерева - представляют собой набор разноцветных геометрических фигур (квадраты, треугольники, прямоугольники). Позволяют сформировать: способность к логическим операциям (анализ, синтез, сравнение, представление о геометрических фигурах, цвете. Развивает наблюдательность, творческое воображение, мелкую моторику пальцев рук.
Дидактические игры: «Найди отличия»; «Лабиринт»; «Геометрическая мозаика»; «Разрезные картинки»; «Домино»; «Найди тень»; «Чей хвост»; ««Весёлая логика»; «Что к чему?»; «Игра - обучалка со счетными палочками» и т. д. Игры развивают наблюдательность, творческое воображение, память, логическое мышление, речевую активность мелкую моторику пальцев рук.
Набор мелких игрушек, включающих в себя животных, человечков, транспорт, посуду. Такие фигурки оживят игру и вызовут желание детей придумывать новые ситуации, сюжеты.
Материалы для художественного конструирования находятся в уголке природи и в уголке искуства. Это такие как :
Материалы для конструирования из бумаги : прямоугольники и квадраты разных цветов, детали для декорирования. Дети могут самостоятельно изготовить открытку в подарок родным, украсив её букетом, орнаментом из фигур, изображением сказочного героя, выбрав из предложенного разнообразия декор по душе, альбомы, цветная бумага, бархатная бумага, гофрированная бумага, фольга, оберточная бумага, картон.
Природный материал:
Кора деревьев, семена, шишки сосны и ели, засушенные листья, солома, желуди, ракушки, палочки, крупы, скорлупки от орехов.
Бросовый материал: мелкий (тарелки и стаканчики одноразовые, катушки, коробочки из-под чая, продуктов) и крупный (коробки из-под обуви, ящики из-под конфет и печенья). Из мелкого материала дети мастерят поделки, а крупный используют для создания и обыгрывания построек наподобие корабля, самолёта, города для кукол. Большие коробки для более эстетичного вида обклеивают остатками обоев, цветной бумаги.
Вспомогательные материалы:
Пластилин, клей, проволока, элементы декорирования поделок, ножницы, спички, линейка, карандаши.
Наглядные пособия:
Плакаты, схемы, рисунки поделок, картинки зданий.
Конструктивная деятельность способствует практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных отношений. Совместная конструктивная деятельность играет большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе.
Изготовление детьми различных поделок и игрушек для подарка друзьям и родным воспитывает заботливое и внимательное отношение к близким, желание сделать им что-то приятное.
Конструирование как вид детского творчества способствует активному формированию технического мышления: благодаря ему ребенок познает основы графической грамоты, учится пользоваться чертежами, выкройками, эскизами. Ребенок сам производит разметку, измерение, строит схемы на основе самостоятельного анализа, что способствует развитию его пространственного, математического мышления.