Папки-передвижки

Углубленная работа по развитию математики и логики у детей 6–7 лет

Зулфия Рахмидинова
Углубленная работа по развитию математики и логики у детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение 208

План по углубленной работе по программе, Раз ступенька, два ступенька’’ и по развитию логики детей 6 - 7 лет

Составитель: Воспитатель

Рахмидинова З. К.

Ижевск 2021

Содержание

1. Целевой раздел….

1.1Пояснительная записка….

1.2. Планируемые результаты….

2. Содержательный раздел….

2.1. Общие положения содержания….

2.2. Тематическое планирование занятий….

2.3. Формы сотрудничества с семьёй….

Публикация «Углубленная работа по развитию математики и логики у детей 6–7 лет» размещена в разделах

3. Список литературы….

5. Приложение….

1. Целевой раздел.

1.1. Пояснительная записка.

Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию ребёнка -дошкольника.

Организация кружка «Раз ступенька, два ступенька» даёт возможность развивать познавательную активность, интерес к математике, развивать логическое мышление. Кружок проводится 1 раз в неделю, не более 30 минут, в первую половину дня. Особенность этой работы заключается в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами, геометрическими фигурами, тем самым позволяет качественно подготовить детей к школе. Организую деятельность на основе интересов, потребностей и склонностей детей, тем самым стимулируя желания детей заниматься математикой. Особое внимание при проведении кружковой работы уделяю развитию логических форм мышления.

Данная рабочая программа составлена в соответствии с нормативно – правовыми документами: ФЗ «Об образовании в РФ» №273, ФГОС ДО от 17.10.2013 №1155, Приказом Минобрнауки России №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования» от 30.08.2013, примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

В основу программы положены принципы:

- научной обоснованности и практической применимости;

- развивающий характер обучения, основанный на детской активности;

- интеграция образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников;

- комплексно – тематическое построение образовательного процесса;

- единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей 6-7 лет, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольника.

Данная программа предназначена для работы с дошкольниками 6-7 лет по правильному развитию мелкой моторики и является своевременной поддержкой в формировании последовательной координации движений пальцев рук у детей.

Цель: Развивать интеллектуальные способности, познавательную активность, интерес детей к математике и желание творчески применять полученные знания.

Основные задачи кружка:

развитие логического мышления и основных мыслительных операций;

развитие математических способностей и склонностей;

• качественная подготовка ребенка к школе;

развитие личностных качеств и навыков самоконтроля и самооценки;

• воспитание нравственных качеств по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.);

• воспитание усидчивости, целенаправленности.

Основные принципы реализации Программы.

Основным принципом реализации Программы является создание максимально благоприятных ситуаций для развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями, социальными возможностями и врождёнными способностями.

В целях организации качественной работы по указанному принципу предполагается также использование таких принципов, как:

– системный подход, реализация образовательного содержания «от общего к частному»;

– принцип «единства аффекта и интеллекта» (Л. С. Выготский)

интегрированный подход к организации процесса освоения предлагаемого

содержания Программы;

развитие у детей навыков поисковой деятельности, т. е. создание проблемных ситуаций, которые будут мотивировать ребёнка к самостоятельному поиску возможностей их разрешения;

– практическое экспериментирование – использование различных ресурсов для решения поставленной задачи (беседы, поэзия, игры, рисунок, пр.);

– учёт индивидуальных особенностей (в том числе лидерских качеств, инициативности, различий в темпе выполнения задач, пр.);

– создание условий для мотивации к саморазвитию (развитие у детей желания в различной свободной деятельности повторять (дополнять) пройденный материал);

– использование всех видов восприятия информации (визуального, аудиального, кинестетического);

– использование формата диалога (ребёнка с взрослым, детей между собой, педагогов друг с другом и родителями) как основной базы процесса передачи информации.

Использование указанных принципов при организации и осуществлении учебного процесса с детьми дошкольного возраста будет способствовать их полноценному психическому развитию, качественному восприятию всего учебно-развивающего материала Программы, сохранению положительной эмоциональной обстановки в коллективе дошкольной организации в целом и на занятиях по Программе в частности и способствовать решению задач по развитию логического мышления детей.

Новизна:

Новое знание не дается детям в готовом виде, а входит в их жизнь как открытие закономерных связей и отношений окружающего мира путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков и обобщения. Воспитатель подводит детей к этим открытиям, организуя и направляя их поисковые действия.

Отличительные особенности работы данного кружка :

Работа в кружке «Раз ступенька, два ступенька» направлена на всестороннее развитие ребёнка. Методика позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Дети не замечают, что идет обучение, они перемещаются по комнате, работают с игрушками, картинками. Вся система организации занятий воспринимается ребенком как естественное продолжение игровой деятельности. Занятия в кружке отличаются комплексным подходом к подготовке детей к школьному обучению, направлены на развитие всех необходимых психологических компонентов готовности ребё нка к школе: познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и логического мышления.

1.2 Планируемые результаты освоения Программы

По итогам реализации Программы предполагается достижение определённых результатов всеми участниками образовательных отношений.

К концу второго года занятий в кружке дети должны уметь:

выделять и выражать в речи признаки сходства и различия двух предметов по цвету, форме, размеру;

считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке;

изображать графически столько же предметов, сколько в заданной группе;

правильно устанавливать пространственно-временные отношения, ориентироваться по элементарному плану;

определять направление движения от себя;

называть части суток, устанавливать их последовательность;

сравнивать группы на основе составления пар.

Измерять длину, сравнивать по объёму.

Знакомство с такими фигурами как шар, куб, параллелепипед, пирамида, конус, цилиндр.

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Общие положения содержания

Учитывая научные данные о том, что каждый период жизни человека характеризуется специфической социальной ситуацией развития, конкретными новообразованиями и их своеобразным сочетанием, ведущей деятельностью, в наибольшей степени влияющей на психическое развитие ребёнка и его подготовку к переходу на новую возрастную ступень, Программа разработана для детей подготовительной группы (6-7лет) и строится на понимании особенностей процесса образования ребёнка данного возрастного периода, способствует формированию у него активной жизненной позиции, нравственных ценностей, предполагает развитие моторики и эмоционального благополучия каждого обучающегося.

В Программе определены пути, организационные формы, содержание, основные методы и приёмы взаимодействия взрослого и ребёнка в процессе воспитания и обучения, нацеленные на максимальную их эффективность.

Кружковая работа рассчитана на 1 занятие в неделю. Занятия проводятся в группах не более 30 минут и предполагают использование следующих форм: беседа, дидактическая игра, ролевые, коммуникативные игры, физические упражнения, коллективное творчество, индивидуальная корректировка действий.

Приоритетным требованием к организации обучения на этапе дошкольной подготовки является принцип психологической комфортности, обеспечивающий эмоциональное благополучие ребенка.

Направленность кружковой работы :

Работа кружка включает в себя следующие разделы:

Сравнение предметов и групп предметов

Формирование представлений о свойствах предметов: цвет, форма, размер и др. Выделение признаков сходства и различия.

Объединение предметов в группу по общему признаку.

Нахождение «лишних» предметов.

Сравнение предметов по количеству на основе составления пар (равно, не равно, больше, меньше)

Поиск и составление закономерностей.

Числа 1-8

Знакомство с понятиями «один» и «много».

Сравнение предыдущего и последующего числа. Числовой ряд.

Формирование умения соотносить цифру с количеством.

Величины

Формирование представлений о длине предмета.

Сравнение по длине, ширине, толщине, высоте.

Пространственно-временные представления

Формирование пространственных представлений. Ориентировка в пространстве.

Знакомство с временными отношениями. Установление последовательности событий. Части суток.

Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы. Знакомство с геометрическими фигурами.

Результатом работы данного кружка должно стать:

овладение умением понимать правила игры и следовать им;

развитие мыслительных операций;

овладение умением аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения;

овладение нормами этики поведения.

В течение всего периода обучения поэтапно проводится мониторинг уровня усвоения знаний и формирования навыков у детей на начальном и итоговом этапах. Для проведения мониторинга образовательного процесса используются разные формы: тестирование по индивидуальным карточкам; самостоятельные работы; выставки графических работ; участие в конкурсах.

2.2 Тематическое планирование занятий

№ п/н Месяц Тематика НОД Литература/№ занятия

Сентябрь

1. 1 неделя Числа 1-5 Петерсон Л. Г. Холина Н. П., «Раз-ступенька,два-ступенька» практический курс математики для дошкольников.

Занятие №1. Стр. 1-2

2. 2 неделя Числа 1-5 Занятие №2 стр. 2-3

3. 3 неделя Число 6. Цифра 6 Занятие №3. Стр. 4-5

4. 4 неделя Число 6. Цифра 6 Занятие №4. Стр. 6-7

Октябрь

5. 1 неделя Длиннее, короче Занятие №5. Стр. 8-9

6. 2 неделя Измерение длины Занятие №6 стр. 10-11

7. 3 неделя Измерение длины Занятие №7 стр. 12-13

8. 4 неделя Измерение длины Занятие №8. Стр. 14-15

Ноябрь

9. 1 неделя Число 7. Цифра 7 Занятие №9 стр. 16-17

10. 2 неделя Число 7. Цифра 7 Занятие №10 стр. 18-19

11. 3 неделя Число 7. Цифра 7 Занятие №11 стр. 20-21

12. 4 неделя Тяжелее, легче. Сравнение по массе Занятие №12 стр. 22-23

Декабрь

13. 1 неделя Измерение массы Занятие №13 стр. 24-25

14. 2 неделя Измерение массы Занятие №14 стр. 26-27

15. 3 неделя Число 8. Цифра 8 Занятие №15 стр. 28-29

16. 4 неделя Число 8. Цифра 8 Занятие №16 стр. 30-31

Январь

17. 1 неделя Число 8. Цифра 8 Занятие №17 стр. 32-33

18. 2 неделя Объём. Сравнение по объёму. Занятие №18 стр. 34-35

19. 3 неделя Измерение объёма Занятие №19 стр. 36-37

20. 4 неделя Число 9. Цифра 9. Занятие №20 стр. 38-39

Февраль

21. 1 неделя Число 9. Цифра 9. Занятие №21 стр. 40-41

22. 2 неделя Число 9. Цифра 9. Занятие №22 стр. 42-43

23. 3 неделя Площадь. Измерение площади. Занятие №23 стр. 44-45

24. 4 неделя Измерение площади Занятие №24 стр. 46-47

Март

25. 1 неделя Число 0. Цифра 0. Занятие №25 стр. 48-49

26. 2 неделя Число 0. Цифра 0. Занятие №26 стр. 50-51

27. 3 неделя Число 10. Занятие №27 стр. 52-53

28. 4 неделя Шар. Куб. Параллелепипед Занятие №28 стр. 54-55

Апрель

29. 1 неделя Пирамида. Конус. Цилиндр Занятие №29 стр. 56-57

30. 2 неделя Символы Занятие №30 стр. 58-59

31. 3 неделя Повторение Занятие № 31 стр. 60-61

32. 4 неделя Повторение Занятие 32 стр. 62-63

Май

33. 1 неделя Дополнительные задачи Стр. 64

34. 2 неделя Конус

35. 3 неделя Повторение порядковый счёт от 1-10

36. 4 неделя Повторение геометрических фигур

2.3. Формы сотрудничества с семьёй.

Программа «Игралочка» предусматривает добровольное и посильное включение родителей (законных представителей) в процесс воспитания в рамках содержания Программы и развитие такого важного направления деятельности дошкольного учреждения, как совместное сотрудничество с семьёй в вопросах развития познавательных способностей детей.

Сотрудничество с семьёй является одним из важнейших условий реализации Программы. Задача педагогического коллектива – установить конструктивные партнёрские отношения, объединить усилия в области организации здорового образа жизни, создать атмосферу общности интересов, активизировать и обогащать воспитательные знания и умения родителей.

Формы работы с родителями :

- индивидуальные собеседования;

- общие и групповые родительские собрания;

- консультации, беседы;

- совместное проведение мероприятий;

- анкетирование;

-информационные стенды.

Условия работы с родителями :

- целенаправленность;

- систематичность;

- дифференцированный подход с учётом специфики каждой семьи;

- доброжелательность и внимание.

3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Петерсон Л. Г., Холина Н. П «Раз- ступенька, два- ступенька». Практический курс по развитию математических представлений у детей 6 – 7 лет // методические рекомендации. – М., Ювента, 2008.

2. Петерсон Л. Г., Кочемасова Е. Е. Демонстрационные и раздаточные материалы к курсу «Игралочка». – М., Ювента, 2008.

3. Петерсон Л. Г., Кочемасова Е. Е. Альбом «Игралочка». – М., Ювента, 2008.

4. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А.

5. «Формирование математических представлений», Казинцева Е. А., Померанцева И. В., Терпак Т. А.

6. Я считаю до двадцати», Колесникова Е. В. /рабочая тетрадь/.

4. Приложение.

Дополнительно проводится работа по тетради «Необычная математика».

Все занятия проводятся на основе разработанных конспектов в занимательной игровой форме, что не утомляет детей и способствует лучшему запоминанию математических понятий. Сюжетность занятий и специально подобранные задания способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления, мотивируют деятельность ребёнка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач.

В ходе занятий используются загадки математического содержания, которые оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умения доказывать правильность суждений, владения умственными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Много внимания уделяется самостоятельной работе детей и активизации их словарного запаса. Дети должны не только запомнить и понять предложенный материал, но и попытаться объяснить понятое.

На занятиях математического кружка активно используются задачи-шутки, загадки, задания на развитие логического мышления детей, увлекательные игры и упражнения с цифрами, знаками, геометрическими фигурами. Формируются важные качества личности, необходимые в школе: самостоятельность, сообразительность, находчивость, наблюдательность, вырабатывается усидчивость.

Публикации по теме:

«Развиваем логику дошколят играя». Фотоотчёт к Всемирному Дню логики«Развиваем логику дошколят играя». Фотоотчёт к Всемирному Дню логики Развитие логического мышления детей является важным показателем общего уровня интеллектуальной подготовки ребенка. Для тренировки малышей,.

Фотоотчёт развлечения «На балу у царицы Математики» для детей подготовительной группыФотоотчёт развлечения «На балу у царицы Математики» для детей подготовительной группы 2021 год Материал подготовила Кузнецова М. Р. - музыкальный руководитель. В рамках работы рабочей группы по познавательному развитию, мы.

Итоговое занятие по математическому развитию в старшей группе «Поможем королеве математики» Итоговое занятие по математическому развитию в старшей группе Тема: «Поможем королеве математики» Харитонова Н. Г. Задачи: 1. Упражнять в.

Конспект открытого занятия по математическому развитию в подготовительной группе «Знатоки математики»Конспект открытого занятия по математическому развитию в подготовительной группе «Знатоки математики» Цель занятия: определить уровень знаний, умений, навыков по математическому развитию дошкольников. Задачи: Обучающие: -совершенствовать.

Консультация для родителей «Развивающие игры для речи, логики, мышления»Консультация для родителей «Развивающие игры для речи, логики, мышления» Давно известно,что чем лучше ребенок управляет своими пальчиками,тем быстрее он начинает говорить. Здесь нет особого секрета,ведь нервные.

Организация НОД детей в подготовительной группе «Путешествие в королевство Математики» Задачи : - развитие у детей познавательных интересов; креативности мышления каждого ребенка путем составления и решения арифметических задач.

Проект «Путешествие в мир логики» для средней группыПроект «Путешествие в мир логики» для средней группы Проект «Путешествие в мир логики» Цель: Развитие познавательной активности и мыслительных операций у детей среднего дошкольного возраста.

Развивающая предметно-пространственная среда. Центр логики и математики «Познавай-ка» для старших дошкольниковРазвивающая предметно-пространственная среда. Центр логики и математики «Познавай-ка» для старших дошкольников «Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство.

Сценарий развлечения для детей разновозрастной группы «Путешествие в страну Математики»Сценарий развлечения для детей разновозрастной группы «Путешествие в страну Математики» Задачи: 1. Развивать мыслительные операции, внимание, речь; 2. Закрепить умение решать и отгадывать несложные математические задачи-загадки;.

Самообразование «Дидактические игры в обучении детей основам математики»Самообразование «Дидактические игры в обучении детей основам математики» Тема самообразования: «Дидактические игры в обучении детей основам математики» Воспитатель: Туркина Юлия Александровна Пояснительная записка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Углубленная работа по развитию математики и логики у детей 6–7 лет
Опубликовано: 2 марта 2023 в 19:26
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Углубленная работа по развитию математики и логики у детей 6–7 лет» (включая файлы) размещена пользователем Зулфия Рахмидинова (УИ 1236600) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД