ЛЮДМИЛА ШУНИНА
Консультация для воспитателей «Удивительный мир сенсорной комнаты»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст - самый интересный и замечательный период детства, когда фактически закладывается «фундамент» для дальнейшего развития личности, самосознания и мироощущения ребёнка. Ребёнок открывает для себя мир человеческих отношений и постигает их особенности через общение с близкими взрослыми, со сверстниками.
К сожалению, в настоящее время число детей, нуждающихся в коррекции отклонений психического и речевого развития, детей дошкольного возраста с задержкой психического развития неуклонно растёт. В настоящее время в дошкольных учреждениях широко используются разные виды игровой деятельности, но довольно редко - специально разработанные программы коррекционно-развивающей помощи детям, основанные на реабилитации детей в сенсорной комнате.
Публикация «Консультация для воспитателей „Удивительный мир сенсорной комнаты“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Сенсорная комната. Уголки и центры сенсорного развития
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Сенсорная комната – это особым образом организованная окружающая среда, наполненная различного рода стимуляторами. Они воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и другие. Среда сенсорной комнаты определяется как интерактивная среда. Интерактивность – понятие, описывающее характер взаимодействия между объектами. Оно отражает многообразие взаимодействий, возникающих в различных сферах бытия (взаимодействие человека с окружающим природным и социальным миром на разных уровнях отношений). Кроме того, сенсорное восприятие часто имеет эмоциональную окраску, которую можно выразить парами слов: приятно – неприятно, комфортно – дискомфортно, прекрасно – безобразно. В сенсорной комнате созданы условия, в которых ребенок получает положительные эмоции. Спокойная цветовая гамма, мягкий свет, приятные ароматы, тихая нежная музыка – все это создает ощущение покоя, умиротворенности.
Задачи, решаемые путем использования сенсорной комнаты : расширение познавательной сферы, развитие воображения, сенсомоторных навыков, коррекция внимания, эмоционально волевой сферы ребенка; снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, достижение состояния релаксации и душевного равновесия; активизация различных функций центральной нервной системы за счет обогащенной мультисенсорной среды.
Занятие в СК имеет три основных части: вводная (ритуал приветствия, разминка); основная часть (релаксация, игры); завершающая (подведение итогов, ритуал прощания)
Оборудование СК можно разделить на два функциональных блока:
Релаксационный - в него входят мягкие покрытия, пуфики и подушечки, напольные и настенные маты, сухие бассейны с безопасными зеркалами, приборы, создающие рассеянный свет, подвешенные подвижные конструкции, игрушки, установка для ароматерапии и библиотека релаксационной музыки.
Активационный - в него входит все оборудование со светооптическими и звуковыми эффектами, сенсорные панели для рук и ног, массажные мячики…
Яркие светооптические эффекты привлекают, стимулируют и поддерживают внимание, создают радостную атмосферу праздника. Применение оборудования этого блока направлено на стимуляцию исследовательского интереса и двигательной активности.
Главнейшей задачей педагога является повышение уровня здоровья детей, совершенствование памяти, формирование речи и навыков чтения; т. е. обеспечить получение ребёнком необходимых знаний для плавного перехода из детского сада в школу. Сенсорная комната – это волшебная сказка, в которой все журчит, звучит, переливается, манит, помогает забыть страхи, успокаивает. Специальное оборудование, установленное в сенсорной комнате, воздействует на все органы чувств ребенка. Лежа в сухом бассейне или на мягких пуфиках, в волнах медленно плывущего света, слушая успокаивающую музыку, ребенок сам становится героем сказки. Ощущение полной безопасности, комфорта, загадочности наилучшим образом способствует установлению спокойных, доверительных отношений между ним и специалистом. Сочетание разных стимулов (света, музыки, цвета, запахов, тактильных ощущений) оказывает различное воздействие на психическое и эмоциональное состояние человека: как успокаивающее, расслабляющее, так и тонизирующее, стимулирующее, восстанавливающее. Поэтому сенсорная комната не только способствует достижению релаксации, но и позволяет активизировать различные функции центральной нервной системы: стимулирует все сенсорные процессы; создает положительный эмоциональный фон и помогает преодолеть нарушения в эмоционально-волевой сфере; возбуждает интерес к исследовательской деятельности; развивает общую и мелкую моторику и корректирует двигательные нарушения. Таким образом, в зависимости от поставленных задач, сеансы в сенсорной комнате можно рассматривать как: самостоятельную реабилитационную процедуру; способ подготовки к другим медико-психологическим мероприятиям; средство оптимизации реабилитационного процесса.
Специально разработанные упражнения помогают детям постепенно осваивать приемы мышечного расслабления и глубокого дыхания, учиться снимать напряжение, повышать самооценку, налаживать отношения с окружающими. Важно для детей правильно усваивать программу без ущерба для здоровья, а также грамотно подойти к подбору игр и упражнений для сенсорного стимулирования.
Для работы в сенсорной комнате разработаны следующие рекомендации: необходимо детей познакомить с правилами поведения и работы в сенсорной комнате; соблюдать ограничение числа детей; способствовать отсутствию внешних шумов во время проведения занятий; соблюдать системность и структурность занятий. Опытным путем следует определить те стимуляторы, которые вызывают утомление и использовать их в занятие в последнюю очередь; дозированное использование зрительных раздражителей т. к. активное их использование может вызвать двигательную расторможенность; в отношении различных категорий «проблемных» детей использование СК должно быть соотнесено с их психическим и физическим состоянием.
«…Теперь нам пора уходить. Но чтобы вы помнили волшебную комнату, возьмем капельки здоровья цветного дождика» - педагог включает зеркальный шар с источником света. Дети «берут» на ладони цветные капли и несут их с собой по жизни. Литература.
1. Титарь А. И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате : Практическое пособие для ДОУ. – М. : АРКТИ, 2008.
2. Коррекционно-развивающие программы с использованием специального оборудования для детей и подростков: Методическое пособие / Под общей ред. Е. Е. Чепурных. – М. – Ярославль : Центр «Ресурс», 2002.
3. Сенсорная комната – волшебный мир здоровья: Учебно-методическое пособие / Под общей ред. В. Л. Жевнерова, Л. Б. Баряевой– СПб. : ХОКА, 2007
4. Г. Г. Колос «Сенсорная комната в ДОУ» Практические рекомендации. М. АРКТИ 2010