Анастасия Барнаева
Учимся играя на занятиях у дефектолога
ЛУЧШАЯ АВТОРСКАЯ ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА
Лучшим способом активизации процесса обучения детей ЗПР является дидактическая игра. По Л. С. Выготскому, дидактическая игра не только способ развития ребенка, но и одна из форм проведения коррекционной работы, что особенно важно для детей с ЗПР. Занимаясь с ними в виде игры, предоставляя им свободу выбора, мне удаётся добиваться великолепных результатов в развитии детей. Одним из таких уникальных способов стало пособие С. В. Коноваленко, которое представляет собой комплекс тренировочных упражнений по числовым и смешанным таблицам для развития устойчивости и концентрации внимания, увеличения его объема, а также умения распределять внимание и переключать его. Пособие состоит из трех комплексов упражнении: первый - по четырехцветным числовым таблицам с использованием четырех основных цветов; второй - по четырехцветным числовым таблицам с промежуточными цветами; третий - по смешанным буквенно-числовым таблицам. Я разнообразила данное пособие комплексом игр и упражнений для расширения словарного запаса, зрительного гнозиса и воображения, пространственной ориентировки.
Публикация «Учимся играя на занятиях у дефектолога» размещена в разделах
1. Игры и упражнения для расширения словарного запаса.
Потребуется картотека обобщенных понятий (посуда, домашние животные, дикие животные, цветы, деревья, школьные принадлежности, обувь, одежда, транспорт, овощи, фрукты, птицы, профессии, женские имена, мужские имена, природные явления, грибы). Это могут быть карточки с напечатанными словами или картинки, для не читающих детей.
Ребёнок выбирает одну карточку и таблицу (от 1 до 4, от 1 до 9 или от 1 до 16).
1.1. Выбрав понравившийся цвет, ребёнок начинает счет, называя на каждую цифру слово из обобщённого понятия ( Н: 1- медведь, 2 – лиса, 3 – заяц, 4 – белка, 5 – волк, 6 – лось, 7 – барсук, 8 – лев, 9 – жираф).
1.2. Выбрав понравившийся цвет, ребёнок начинает счет в обратном порядке ( Н: 9- учитель, 8 – продавец, 7 – повар, 6 – художник, 5 – водитель, 4 – строитель, 3 – врач, 2 – столяр, 1 – моляр).
1.3. Задания усложняются, в зависимости от возраста и уровня развития детей ( Н: животные родного края, жарких стран, севера; транспорт воздуушный, водный, наземный и др.)
2. Игры и упражнения для развития зрительного гнозиса и воображения.
2.1. Мысленно соедини цифры зелёного цвета 5-7-1. Какая геометрическая фигура у тебя получилась? и т. д.
2.2. Какие цифры жёлтого цвета нужно соединить, чтобы получился квадрат? и т. д.
2.3. Играют два ученика, загадывая друг другу изображения из названных цифр ( Н: 8 синего цвета- 5 зелёного – 9 синего – 2 зелёного. Какой предмет я задумал).
3. Игры и упражнения для развития пространственной ориентировки.
3.1. Играют двое. Нужно найти задуманное число по «инструкции» ( Н: Я задумал число красного цвета, которое стоит в правом верхнем углу. Какое число я задумал)
3.2. Задание усложняется отсутствием названия цвета в «инструкции» ( Н: Я задумал число, которое стоит во втором ряду, третье слева. Какое число я задумал)
Во время игр с данными таблицами, развешанными по стенам кабинета, мы соблюдаем режим моторной свободы, активизирующий межсистемную координацию и мыслительную деятельность, способствующий снижению напряженности и нервно – психической утомляемости учащихся (здоровьесберегающие технологии профессора, доктора медицинских наук В. Ф. Базарного). Разработанные мною игры являются своеобразным тренажёром для глазных мышц. Результатом использования в системе этих упражнений дети стали более собранными, внимательными. Диагностика показала увеличение скорости мыслительных операций и обогащение словарного запаса.