Елена Половинка
Учебный творческий проект «Изготовление мягкой книжки-игрушки по мотивам сказки «Заюшкина избушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Ленинградский социально-педагогический колледж»
Учебный творческий проект
Тема: Мягкая игрушка-книжка из ткани с изображением героев русской народной сказки «Заюшкина избушка». В творческой проектной работе использованы следующие виды техники: аппликация, шитьё, лоскутное шитье - «печворг», «квилтинг».
Выполнила
Половинка Елена Олеговна
студентка Д 5 «Б» группы
заочного отделения
Руководитель: Весельев В. Ф.
Темочки:
- Игрушки. Проекты
- Книга. Все материалы по теме книг
- Книги, чтение. Проекты
- Мягкие игрушки для детей своими руками
- Мягкие, фетровые, тактильные, сенсорные книжки
- Проекты творческие
- Проекты, проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- «Заюшкина избушка». Сказка «Лиса и заяц»
- Темочки
2020
Содержание:
1. Теоретический этап.
1.1 Описание внешнего вида изделия….стр. 2
1.2 Название техник, в которой выполнено данное изделие…. стр. 2
1.3 Историческая справка о развитии техники в прошлом и в настоящее время…стр. 3
1.4 Материалы и инструменты, оборудование, необходимое для выполнения работы…. стр. 7
2. Технологический этап
2.1 Требования к правилам техники безопасности…стр. 8
2.2 Технология изготовления изделия….стр. 9
3. Заключительный этап
3.1 Анализ проделанной работы, самооценка…стр. 24
3.2 Список использованной литературы….стр. 25
1. Теоретический этап.
1.1 Описание внешнего вида изделия.
Многое влечет нас к рукоделию, но, наверное, сильнее всего – это жажда творчества. Человек, превращающий ремесло в творчество, знает, что любая вещь, выполненная своими руками, вбирает в себя добрую энергию её создателя, излучает тепло наших рук, несет положительную энергетику.
Для творческого проекта я выбрала тему : «Мягкая игрушка-книжка из ткани».
В каждом доме найдутся лоскуты тканей, которые выбросить жалко, а использовать уже невозможно. Именно из таких лоскутов можно сшить: «Мягкую игрушку-книжку из ткани».
Эта мягкая игрушка-книжка из ткани имеет небольшой размер (14/14см. +-1,5см.). Состоит из шести иллюстраций отстроченных и собранных в виде книги.
Сделана она из лоскутов хлопчатобумажной ткани тщательно подобранных по цветовой гамме. В основу изображений легли герои, русской народной сказки «Заюшкина избушка».
1.2 Название техник, в которой выполнено данное изделие.
В создании данного изделия были использованы несколько разновидностей декоративно прикладного искусства: аппликация — способ получения изображения; шитьё — создание на материале стежков и швов при помощи иглы и ниток, лески и тому подобном. Шитьё одно из древнейших технологий производства, возникшее ещё в каменном веке. Лоскутное шитьё, лоскутная мозайка — вид рукоделия, при котором по принципу мозаики сшивается цельное изделие из кусочков ткани. Стёганые изделия, квилтинг — прошитые насквозь два куска ткани и положенный между ними слой ватина или синтепона.
1.3 Историческая справка о развитии техники в прошлом и в настоящее время.
Декоративно-прикладное искусство (от лат. decoro — «украшаю») — род художественного творчества, который охватывает различные отрасли профессиональной деятельности, направленной на создание изделий, тем или иным образом совмещающих утилитарную, эстетическую и художественную функции. Собирательный термин, условно объединяет два обширных вида искусств: декоративное и прикладное. Иногда эту область вместе с дизайном именуют предметным творчеством. В отличие от произведений изобразительного, или изящного искусства, предназначенных для эстетического и художественного восприятия и относящихся к чистому искусству, многочисленные произведения декоративно-прикладного творчества могут иметь практическое употребление (прикладное искусство) или служить украшением в широком смысле этого слова (декоративное искусство). В первом случае ключевым понятием является утилитарность или утилитарная функция, во втором — декор. В искусстве ХХ века функции традиционного декоративно-прикладного искусства, народных промыслов и художественных ремесел (связанных с ручной обработкой материала — «рукомеслом») постепенно перенимал (но не замещал полностью) новый тип профессиональной творческой деятельности — дизайн.
Понятие декоративно-прикладного искусства формировалось в истории культуры постепенно. Изначально все вещи, окружающие человека в повседневной жизни, не считались предметами имеющими эстетическую, а тем более, художественную, ценность. Но в эпоху Возрождения к обыденным вещам и предметам ремесел отношение стало меняться. Это было связанно с появлением интереса человека к историческому прошлому, но главным образом с морфологическим процессом размежевания родов, видов и жанров искусств.
Произведения декоративно-прикладного искусства отвечают нескольким характеристикам: обладают эстетической ценностью; специфической художественной образностью, имеют важное историко-культурное значение; служат для оформления быта человека и жилого интерьера. Такими произведениями являются: плательные и декоративные ткани, мебель, художественное стекло, фарфор, фаянс, ювелирные и другие художественные изделия.
В академической литературе со второй половины XIX века утверждалась различная классификация и типология разновидностей декоративно-прикладного искусства по функциональной структуре (утилитарные вещи, изделия многоцелевого назначения, декоративные предметы, по способу производства (изделия массового производства, серийные вещи, уникальные предметы, по объёмно-пространственной структуре (плоскостные изделия, объёмные формы, объёмно-пространственные композиции, по функции (мебель, посуда, одежда, игрушки, по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево, по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка). Такая классификация обусловлена важной ролью материала, конструктивно-технологического начала в декоративно-прикладном искусстве и его непосредственной связью с бытом человека.
Типология видов, родов и жанров, или морфология декоративно-прикладного искусства, находится в непрерывном историческом развитии и взаимодействии с родственными, так называемыми «неизобразительными» искусствами: архитектурой и дизайном.
Лоскутное шитьё, лоскутная техника, лоскутная мозаика, текстильная мозаика (также пэчворк, от англ. patchwork — «изделие из лоскутов») — вид рукоделия, в котором по принципу мозаики сшивается цельное изделие из кусочков ткани (лоскутков). В процессе работы создаётся полотно с новым цветовым решением, узором, иногда фактурой. Современные мастера выполняют также в технике лоскутного шитья объёмно-пространственные композиции. Все швы стачивания в лоскутном полотне находятся на его изнаночной стороне. В России давно используется лоскутная техника, в частности для изготовления стёганых изделий (лоскутных одеял) и других изделий.
На Руси издавна было распространено бережливое отношение к ткани, как произведённой дома (до XVIII века в основном в стране использовалось домотканое полотно, так и покупной. «Домострой» содержит подробные инструкции кроя платья, сортировки и сохранения обрезков и починки готовой одежды. Известно, что в XVII веке в среде старообрядцев использовались лоскутные коврики, называемые «подручниками». Рисунок этих ковриков символически изображал девять ангельских чинов.
Шитьё из лоскутов получило широкое распространение во второй половине XIX века с появлением в продаже заграничного ситца. В отличие от домотканых полотен, ширина которых была около 40 см, ткани фабричного производства имели ширину 75—80 см, и при раскрое из них одежды образовывалось большое количество обрезков. Аппликация появилась позднее: так как английские ситцы в России были дороги, считалось неуместным закрывать одну ткань другой. Своего пика лоскутное шитьё достигло в конце века, когда было налажено производство дешёвых хлопчатобумажных набивных тканей и появились швейные машины. В основном вещи (большей частью лоскутные одеяла, создаваемые в крестьянской среде, несли исключительно практическую функцию — защищали от холода. На их изготовление шли преимущественно лоскуты ношеной одежды, они были неправильной формы и соединялись случайным образом. Однако параллельно существовала традиция шитья одеял к свадьбе и рождению ребёнка. Эти изделия соединяли в себе функции утилитарную и декоративную. Форма лоскута (полоска, квадрат, треугольник) определялась формой выпада, образовывавшегося при раскрое прямого русского костюма. В конце XX — начале XIX века лоскутное шитьё в народном костюме заменяло сложные в исполнении кружево, вышивки, тканые элементы. В приёмы сборки полотна, цветовое решение изделий всегда привносились художественные предпочтения местных жителей. Были созданы оригинальные техники объемного лоскутного шитья: «ляпаками» (или «ляпачиха» : необработанные разноцветные полоски, нашитые на основу, название каргопольских свадебных одеял, сотканных из небольших лоскутов, «уголками» (ткань сворачивалась углом и настрачивалась на основу, «махрами», «розанами» («кругляки» или за пределами России — «йо-йо» — квадратные либо круглые лоскуты стягивались по намётке, выполненной по окружности, полученные объёмные детали нашивались на основу в один слой или накладывались друг на друга). Наряду с ковриками из уголков были распространены коврики из шнуров-косичек, сплетённых из скрученной ткани, которые выкладывались по кругу и сшивались.
Для традиционного русского лоскутного шитья характерна ручная сборка без использования основы, соединение лоскутов внахлёст, использование разных по размеру деталей.
В начале XX века лоскутное шитьё вместе с коллажем привлекло внимание художников- авангардистов и футуристов, занимавшихся поиском новых средств выражения. После Октябрьской социалистической революции этот вид шитья не вошёл в перечень поддерживаемых государством видов декоративно-прикладных искусств. Позднее лоскутное шитьё стало признаком нищеты, напоминанием о периодах войн и разрухи, пережитых Советской страной. Интерес к этому виду декоративно-прикладного искусства возродился в 1990-х годах, тогда же началось и его изучение. Оно стало не только распространённым хобби, но и самостоятельным жанром декоративного искусства.
В России каждые два года (с 1997 года) проходит фестиваль «Лоскутная мозаика России», где демонстрируются произведения мастеров. Также в Суздале проводится Международный фестиваль лоскутного шитья «Душа России». На Украине с 1997 года проводится Всеукраинский фестиваль лоскутного шитья.
Техника квилтинга восходит к эпохе Древнего Рима, где она использовалась в декоре одежды и интерьера. Первые британские поселенцы привезли ее с собой в Америку, где она со временем превратилась в фольклорное искусство, а объединения любителей квилтинга стали общенациональными. Хотя у разных народов и в разных культурах существует бесчисленное количество вариаций квилитинга, в их основе лежит одна и та же техника - два или более слоев ткани простегиваются с помощью квилтинговых швов, в результате чего получается декоративное изделие. По выбору рукодельницы квилтинг может быть простым или сложным, его можно выполнять вручную или с помощью швейной машины - в любом случае он дает простор для фантазии и эксперимента. Наши предки, сшивавшие между собой кусочки старой ткани, вряд ли узнали бы знакомую им технику в изделиях современных мастериц, однако наверняка согласились бы с тем, что на протяжении сотен лет по всему миру существовали и существуют любители квилтинга, находящие огромное удовольствие в том, чтобы с помощью иголки с ниткой создавать замечательные узоры.
1.4 Материалы и инструменты, оборудование, необходимое для выполнения работы.
1. Швейная машинка
2. Гладильный стол
3. Утюг с парогенератором
4. Нитки для машинных работ; для сметочных работ.
5. Ручная игла для сметочных работ, машинная игла №90.
6. Сантиметровая лента, линейка закройщика.
7. Бумага для выкроек.
8. Заготовленные заранее шаблоны с изображениями.
9. Лоскуты ткани различных цветов и оттенков.
10. Флизелин.
11. Хлопчатобумажная ткань белого цвета для основы нашего изделия 6 отрезов размером15 / 15см.
12. Закройные ножницы.
13. Маленькие ножницы с острыми концами чтобы аккуратно срезать ткань.
14. Мыло или мелок для обводки контура.
15. Простой карандаш (маркер) для нанесения изображения на изнаночную сторону изделия.
16. Синтепон 3 отреза размером 14/14см. (или любую мягкую подложку для стёжки)
17. Организация рабочего места
На швейном столе при шитье должны стоять только швейная машина, справа можно положить игольницу, около себя – ножницы, слева лежит изделие. ВСЕ! Больше ничего.
При раскрое – тот же порядок. Сантиметр лучше повесить на шею, выкройка, мел (мыло, карандаш) – по центру на ткани. Выкройка состоит из нескольких деталей. Берете нужную деталь, остальные детали выкройки лежат рядом на стуле, тумбе. Линейка, лекало, булавки и ножницы лежат, если стол большой, на самом дальнем от вас краю или, если стол мал, на дополнительном месте рядом (стул, тумба). Кроме ткани, выкройки и мела (мыла) на столе ничего лежать не должно!
При выполнении ручных работ – та же самая организация. Изделие лежит перед вами на столе, рядом справа — игольница, нитки и маленькие ножницы.
Никаких посторонних предметов во время работы. Все инструменты, нитки, фурнитура, не используемая в данный момент, находятся в своих футлярах и лежит в отведенном для них месте. Доставать нужно только то, что необходимо в данный момент.
2. Технологический этап
2.1Требования к правилам техники безопасности.
При изготовлении изделия я соблюдала технику безопасности.
I. Правила техники безопасности при работе с утюгом:
• Проверить исправность шнура.
• Включать и выключать сухими руками, держась за корпус вилки.
• Ставить утюг на подставку. Следить за тем, чтобы подошва утюга не касалась шнура.
• Следить за правильной установкой положения терморегулятора.
• По окончании работы выключить утюг.
II. Правила техники безопасности на швейной машине:
• Волосы должны быть убраны под косынку.
• На машине не должны лежать посторонние предметы.
• Перед работой проверить, не осталось ли в изделии игл и булавок.
• Не наклоняться близко к движущимся частям машины.
• Следить за правильным положением рук и ног.
• Не надевать ремень во время работы машины.
• Не держать ремень рукой, иначе можно поранить руку скрепкой.
• Заправляя нитку в машинную иглу, не держать ногу на педали.
III. Правила техники безопасности при работе с иглой, ножницами и булавками:
• Ножницы класть сомкнутыми лезвиями от работающего.
• Хранить ножницы в определённом месте – рабочей коробке. Ножницы должны быть хорошо заточенными.
• Шить с напёрстком.
• Хранить иглы и булавки в игольной подушечке.
• Сломанную иглу не бросать, а класть в специально отведённое для этого место
2.2 Технология изготовления изделия.
1. Нанести изображение на заготовки из белого хлопка с изнаночной стороны изделия, с помощью карандаша (для яркости обвести маркером по контуру изображения.)
2. Подобрать ткань для аппликации подходящих оттенков и структуры, проклеить лоскуты клеевым- флизелином с изнаночной стороны, с помощью утюга (если ткань плотной структуры, то ее проклеивать не надо.)
3. Подготовить основу для изображения сказочного героя (задний фон-небо, земля, трава, деревья и т. д.)
3.1. Задний фон (небо, трава)
3.2. Стачиваем заготовки по лицевой стороне с помощью плотного зигзага.
3.3. обрезаем лишнюю ткань близко к строчке.
3.4. С изнаночной стороны прикладываем наше изображение, фиксируем с помощью булавок.
4. Примётываем нужные по цветовой гамме заготовленные ранее, проклеенные флизилином лоскуты, с лицевой стороны изделия.
5. С помощью плотного зигзага (используя нитки подходящие по цветовой гамме) притачиваем лоскут по контуру изображения с изнаночной стороны изделия.
6. Маленькими ножницами срезаем лишнюю ткань с лицевой стороны изделия близко к строчке.
Также продолжить с остальными деталями изображения.
7. Отстрочить мотив ещё раз, установив строчку чуть шире, закрепить срез ткани.
8. Сложить готовые изображения лицевой стороной (вложить ленточки для завязочек, с помощью шаблона отметить линию контура книги и отстрочить по краю оставляя один срез не застроченным
8.1. Сложить готовые изображения лицевой стороной.
8.2. Вложить ленточки для завязочек.
8.3. С помощью шаблона отметить линию контура книги.
8.4. Закрепить уголки контура книги с помощью булавок.
8.5. Отстрочить по обведённому контуру.
8.6. Оставляя один край не застроченным.
9. Аккуратно срезать лишнюю ткань по краю и вывернуть изделие на лицевую сторону. Отутюжить по краю изделия, вставить заранее заготовленый синтепон (или любую мягкую подложку) и отстрочить по краю изделия.
9.1. Обрезаем лишнюю ткань.
9.2. Чтобы уголки получились правильной формы, срезаем уголок до строчки.
9.3. Выворачиваем изделие на лицевую сторону.
4. Отутюжить по краю изделия.
9.5. Вставить заранее заготовленный синтепон.
9.6. Отстрочить по краю изделия.
9.7. Отстрочить по краю изделия все детали используя декоративную машинную строчку.
11. Получившиеся изделия соединить с помощью тесьмы или заранее заготовленной полоской ткани прямым машинным швом.
12. Мягкая игрушка-книжка, готова!
3. Заключительный этап
3.1 Анализ проделанной работы, самооценка.
Цель: Изготовление мягкой книжки – игрушки по мотивам сказки «Заюшкина избушка».
Задачи:
1. Практично, красочно, ярко.
2. Не затратно, (бюджетно).
3. Раскрыть сюжет сказки.
4. Действовать согласно плану.
Создавая мягкую игрушку-книжку для детей, я придерживалась сюжета сказки «Заюшкина избушка». Для достижения поставленной задачи я использовала разные по структуре ткани и яркие цвета. Каждая страничка посвящена героям сказки «Заюшкина избушка».
Эта книжка-игрушка направлена не только на зрительное восприятие, а также на тактильные ощущения. Дети могут пощупать, (глазки и носик) показать их, сказать какого они цвета. Данную мягкую книжку – игрушку можно использовать в дидактических играх, игра – воображения и др.
В данном проекте у меня не возникло сложностей, всё получилось легко. Я фотографировала каждое своё действие описывала его, надеюсь что мой проект будет вдохновлять педагогов в детском саду на создание вот таких игрушек для детей, и радовать ребят.
В процессе работы я соблюдала правила безопасной работы. Я довольна выполненной работой, причем, получила истинное удовольствие от самого процесса работы над творческим проектом. Мне очень понравилось работать над данным проектом.
Я довольна результатами своего труда. Считаю, что поставленная цель и задачи достигнуты.
3.2 Список использованной литературы.
Литература
1. Власов В. Г. Основы теории и истории декоративно-прикладного искусства. Учебно-методическое пособие. — СПбГУ, 2012.
2. Моран А. История декоративно-прикладного искусства. — М. : Искусство, 1982.
3. Соболев Н. Н. Очерки по истории украшения тканей. - М. -Л. : Academia, 1934.
4. Елена Колчагина. Лоскутное шитьё. Шитьё и традиции.
5. Зайцева О. Лоскутное шитье: Практическое руководство. — М. ; СПб: АСТ; Астрель-СПб, 2007.
6. Иванова Ю. Игра в лоскуты Веры Щербаковой. — Тверь: Культура и традиции, 2007.
7. Нагель О. Художественное лоскутное шитье: Основы лоскутного шитья и традиции народного текстильного лоскута.
8. Штауб-Вахсмут Б. Пэчворк и квилтинг. Лоскутное шитьё. — Проф. издат, 2007.
9. Ю. Иванова. Лоскутная мозаика России — 2001. «Наука и жизнь», № 4, 2002.
Интернет источники.
1. https://www.pechwork.ru/rxmelo.html
2.https://ru.wikipedia.org/wiki/
3. Илюстрации к сказке «Заюшкина избушка»