ольга аксенова
Учебный курс «Учимся беречь энергию»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
г. Миасс
«Учимся беречь энергию»
Переработанное пособие к доработанному методическому приложению ГК №10. Р20.11.0001 от 30 июля 2012г.
2013-2014 учебный год
ВВЕДЕНИЕ
Публикация «Учебный курс „Учимся беречь энергию“» размещена в разделах
- Энергосбережение. Бережем электроэнергию
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2014
Энергосбережение с каждым годом становится все более насущной проблемой. В настоящее время во всем мире произошло обострение экологической ситуации, во многом обусловленной увеличением энергопотребления, истощением невозобновляемых природных ресурсов и загрязнением окружающей среды отходами энергетических производств. В связи с этим возникла необходимость рационального и экономного и ответственного использования природных ресурсов в экономике страны.
Известно, что экономия достигается снижением потерь, использованием ресурсосберегающих технологий, эффективным ведением хозяйства. В связи с этим особую значимость приобретает формирование нового сознания у подрастающего поколения, сохранность и экономное использование энергии и природных ресурсов.
Перед учителем стоит важная задача — воспитание нового поколения, которое, внедряя и используя современные технологии во всех отраслях хозяйства, в то же время будет понимать важность экономии энергоресурсов, так как, обладая ими, государство обеспечивает свою энергетическую безопасность. Для учащихся должно стать очевидным: от отношения к имеющимся в распоряжении человека ресурсам зависит не только наше собственное благополучие, но и благосостояние последующих поколений.
ПРИМЕРНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КУРС
ДЛЯ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ
И ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ СРЕДИ УЧАЩИХСЯ
Пояснительная записка
Рациональное использование энергии – приоритет государственной политики развитых стран мира. Энергосбережение – это образ жизни общества в целом и каждого человека, вырабатывающий определенный алгоритм поведения. Каким будет будущее нашей страны, во многом зависит от ценностных основ поведения, которые закладываются в сознании детей еще в дошкольных и общеобразовательных учебных заведениях. Человечество продолжает использовать все сокращающиеся запасы ископаемого топлива. Все больше людей понимают, что будущее – за возобновляемыми, экологически чистыми видами получения энергии : солнечной, ветровой, волновой и другими. Кроме того, необходимо задуматься, что очень часто в быту и на производстве мы бездумно тратим гораздо больше энергии, чем ее реально необходимо использовать.
Осознание каждым отдельным человеком необходимости перехода от потребительского отношения к природе к совместному гармоничному развитию природы и человека, природы и общества рассматривается как одно из условий устойчивого развития человечества. Именно поэтому в настоящее время возросла значимость поиска путей решения экологических проблем, в том числе энергетических и проблем энергосбережения.
Сегодня разработано множество эффективных методов для сбережения энергии и снижения ее потребления в жилых помещениях, производственных процессах, индивидуальном использовании. Но очень мало людей знакомы с этими методами и еще меньше используют их, поэтому перед современными общеобразовательными учреждениями стоит задача воспитания у подрастающего поколения гражданской позиции и навыков рационального и экономного использования топливно-энергетических ресурсов как неотъемлемой части энергосберегающей политики нашего государства.
В настоящее время в образовательных учреждениях общего образования одним из направлений образовательной деятельности является информационно-разъяснительная деятельность, ориентированная на формирование и развитие у школьников культуры энергосбережения, которая осуществляется в рамках разрабатываемых и реализуемых в образовательных учреждениях общего образования Программ Энергосбережения во исполнении Федерального закона РФ №261-ФЗот 32.11.2009 г. «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее - ФЗ № 261) в частности статьи 22, регламентирующей обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. Значимость формирования культуры энергосбережения, популяризации и пропаганде знаний и умений по энергосбережению и энергетической эффективности среди учащихся школ возрастает в контексте вступления России во Всемирную торговую организацию.
Все выше сказанное подтверждает необходимость и актуальность практической реализации учебного курса «Учимся беречь энергию», ориентированного на формирование и развитие культуры энергосбережения и энергоэффективности учащихся начальной школы.
Цель учебного курса «Учимся беречь энергию» : создание условий для формирования у учащихся культуры энергосбережения и энергоэффективности.
Задачи учебного курса «Учимся беречь энергию» :
• формирование представлений о том, что такое энергия, как она связана с работой, какие виды энергии можно выделить и как один вид энергии переходит в другой;
• формирование системы представлений об источниках энергии и их использовании;
• формирование знаний о средствах, которые могут быть использованы для измерения энергии, в том числе энергии, потребляемой в жилище человека (дом, квартира, в школе и т. д. ;
• формирование знаний о способах экономии разных видов энергии и ее источников;
• формирование простейших умений экономии разных видов энергии в быту;
• формирование мышления, воображения, эрудиции и общей культуры.
Планируемые результаты освоения учащимися образовательной программы курса «Учимся беречь энергию»
Планируемые личностные результаты
-формирование целостного представление о влиянии энергетики на окружающую среду и методах сохранения окружающей среды
-формирование гражданской позиции и психологической настроенности на рациональное и экономное использование топливно-энергетических ресурсов
внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к проблеме энергосбережения
-понимание личной ответственности за экономное и бережное отношение к электроэнергии, теплу, воде, природе в целом
-убеждение в важности личного вклада в энергосбережение
-убеждение в возможности и необходимости личного участия в решении проблем энергосбережения
- установка на правильное поведение в жизни, а именно бережное отношение к энергоресурсам;
- осознанное отношение к природным ресурсам, в том числе энергоресурсам и их использованию
Рекомендуемые формы и методы контроля - устный опрос, участие во внеклассных мероприятиях; мини проект и творческая работа.
1-4 классы (18 часов)
Раздел «Энергия» (4 часа)
Тема 1. «Что такое энергия и почему ее надо беречь?»
Что такое энергия; Энергия и работа.
Тема 2. «Как человек учился «работать», находить и использовать энергию для совершения работы?»
Орудия охоты и труда; Постройка жилища; Одежда; Добыча и сохранение огня; Скотоводство и земледелие, живые двигатели.
Раздел «Энергопотребление» (5 часов)
Тема 3. Мы едем, плывем и летаем
По воде; На колесах и полозьях; По воздуху; Железные дороги; Автомобили и автобусы; Троллейбусы, трамваи, метро и электрички.
Раздел «Энергетические источники» (4часа)
Тема 4. Энергия путешествует.
От солнца до Земли; От месторождения до двигателя; От электростанции до лампочки.
Раздел «Энергосбережение» (5 часов)
Тема 5. Энергия у тебя дома.
Свет; Тепло и холод; Вода; Еда; Одежда; Домашние помощники; Бережем, считаем, сохраняем.
Тема 6. Что мы узнали и чему научились
Школьные будни разумного и бережливого потребителя.
5-9 классы (18 часов)
Раздел «Энергия» (6 часов)
Тема 1. Что такое энергия и почему ее надо беречь?
Законы энергии; Поиски вечных и «бесплатных» источников энергии.
Тема 2. Энергия бывает разная
Виды энергии; Энергия движения; Скрытая энергия; Внутренняя энергия; Энергия невидимого излучения; Ядерная и термоядерная энергия
Тема 3. Как научились измерять и сохранять энергию
Как сохранить энергию?; Как измерить энергию?
Раздел Энергетические источники (4 часа)
Тема 4. Источники энергии
Солнце; Уголь; Нефть; Газ; Энергетические консервы; Энергия атома и атомного ядра; Биотопливо.
Раздел «Изменение климата» (4 часа)
Тема 5. Потребление энергии и здоровье планеты
Потребительский подход современного человека; От костра до атома; Планета в энергетических сетях; Польза и вред энергопотребления;
Проблема отходов и изменение климата; Что могу сделать я? Моя семья? Ученые? Политики?
Раздел «Энергосбережение» (4 часа)
Тема 6. Что мы узнали и чему научились
Заглянем в будущее; Повторяем изученное — мозаика заданий.
Механизм реализации учебного курса «Учимся беречь энергию»
1) Через организацию факультатива или кружка в рамках внеурочной деятельности.
2) Через проведение тематических уроков по энергосбережению в рамках уроков по основным учебным предметам и/или классных часов;
3) Для организации комплексной образовательной деятельности по формированию культуры энергосбережения и энергоэффективности, реализуемой одновременно на уроках по всем учебных предметам, на тематических классных часах, во внеурочной деятельности (факультатив или кружок по примерной образовательной программе развития культуры энергосбережения и энергоэффективности, а также в рамках внеклассных школьных мероприятий (викторины, диспуты, акции и т. д.).
Основные методы организации деятельности, используемые при реализации образовательной программы учебного курса «Учимся беречь энергию» :
• иллюстрированный рассказ на основе презентации с обсуждением сложных вопросов темы;
• беседа с закреплением материала;
• короткая иллюстрированная лекция с заданиями на закрепление материала;
• чтение учебных пособий с последующим обсуждением;
• подготовка и обсуждение докладов учащихся;
• решение задач, составленных учителем;
• выполнение учебных проектов и обсуждение результатов.
Примерные темы проектов для организации проектной деятельности учащихся в рамках учебного курса «Учимся беречь энергию»
1. Самый экономный вид транспорта.
2. Как сохранить энергию?
3. Проект экономного использования воды: дома, в школе, на даче
4. Проект экономного использования электрической энергии : дома, в школе, на даче
5. Безотходное производство: проект предприятия.
6. Как построить безотходную жизнь в своем доме?