Ирина Стебелева
Учебно-тематический план проектной деятельности старшей группы на учебный год «Юные журналисты»
▼ Скачать + Заказать документы
Администрация муниципального образования «Город Саратов»
Администрация Ленинского района
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 135»
ОГРН 1206400020144 ИНН/КПП 6453165467/645301001
Российская Федерация, Саратовская обл. ,
Городской округ город Саратов,
410065 г. Саратов, ул. Лесная Республика, зд. 3А
тел/ факс: (845-2) 37-29-20; (845-2) 37-28-41; E-mail : doucrr135@mail.ru
Публикация «Учебно-тематический план проектной деятельности старшей группы на учебный год „Юные журналисты“» размещена в разделах
- Журналист. Знакомство с профессией
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Учебно-тематический план проектной деятельности
старшей группы «Рукавичка»
на 2022-2023 учебный год
«Юные журналисты»
Воспитатель И. В. Стебелева
г. Саратов, 2022г.
Актуальность данного кружка определяется уникальной ролью, которую играет развитие речи в становлении личности ребенка – дошкольника.
Работая по комплексной образовательной программы дошкольного образования «Детство» под редакцией Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайловой и др. реализуем основные идеи познавательно-речевого, художественного и творческого развития детей.
С учетом ФГОС обозначаем приоритетную образовательную область: «Речевое развитие».
Перед реализацией образовательной программы продумываем цель и определяем задачи.
Цель: формирование культурной, творческой, социально-активной личности.
Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, в качестве приоритетных задач выделяем следующие:
-развивать правильную связную диалогическую речь;
-развивать коммуникативные качества и создавать условия для личного общения детей друг с другом;
-расширять и активизировать словарный запас;
-способствовать творческому и социальному самовыражению дошкольников;
- формировать начальные представления о профессиональных журналистских качествах и навыках;
- прививать интерес к профессии журналиста.
Пояснительная записка.
В настоящее время к организации обучения и воспитания детей в ДОУ предъявляются все более высокие требования. Общество хочет видеть будущего школьника полноценным, всесторонне развитым.
В работе со старшими дошкольниками много внимания уделяется познавательно-речевому направлению, ведь проблема развития диалогической речи остается одной из актуальных проблем теории и практики развития речи, так как речь возникает и развивается в процессе общения. Общение является необходимым условием формирования личности, её сознания и самосознания: это главнейший фактор психического и речевого развития ребенка.
В нашей старшей группе с целью активного влияния на коммуникативную деятельность и повышение уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста, разработана программа кружка дополнительного образования «Юные журналисты».
В данной программе отражается проблема общения и его роли для развития личности ребенка. Диалог, творчество, познание, саморазвитие – вот те фундаментальные составляющие, которые оказываются вовлеченными в сферу внимания педагога, когда он обращается к проблеме речевого развития дошкольника.
Дошкольная речь – наиболее простая, естественная форма общения начинает развиваться у ребенка с проявлением первых слов и к семи годам должна быть практически сформирована. Именно в диалоге дети учатся самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю.
Актуальность данной программы определяется уникальной ролью, которую играет развитие речи в становлении личности ребенка – дошкольника.
Теоретическим фундаментом исследований в области развития речи дошкольников являются представления о закономерностях речевого развития детей дошкольного возраста, выдвинутые в трудах Л. С. Выготского, А. А. Леонтьева, Д. Б. Эльконина. В общем виде их взгляды на природу языковых способностей и развития речевой деятельности можно передать в следующих положениях:
речь ребенка развивается в ходе обобщения языковых явлений, восприятия речи взрослых и собственной речевой активности;
язык и речь представляют собой своеобразный “узел”, в который “сплетаются” различные линии психического развития – развития мышления, воображения, памяти, эмоции;
ориентировкой ребенка в языковых явлениях создает условия для самостоятельных наблюдений за языком, для саморазвития речи, придает речи творческий характер.
Таким образом, в дошкольном детстве ребенок овладевает, прежде всего, диалогической речью, которая имеет свои специфические особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи. Такое специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению диалогической речью.
С учетом ФГОС обозначаем приоритетную образовательную область: «Речевое развитие».
Перед реализацией образовательной программы продумываем цель и определяем задачи.
Цель: формирование культурной, творческой, социально-активной личности.
Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, в качестве приоритетных задач выделяем следующие:
• развивать связную диалогическую речь;
• развивать коммуникативные качества и способы личного взаимодействия детей друг с другом;
• расширять и активизировать словарный запас;
• способствовать творческому и социальному самовыражению дошкольников;
• формировать начальные представления о профессиональных журналистских качествах и навыков;
• прививать интерес к профессии журналиста.
Содержание и система мероприятий.
Занятия построены в соответствии с личностно – ориентированным подходом к воспитанию детей.
Поставленные задачи решаются в форме занятий с использованием различных методов, таких, как: моделирование ситуаций, наблюдения, развивающие игры, тренинговые упражнения, импровизации, рассматриванием рисунков и фотографий, рассказы детей (описательные, из опыта и т. д., беседы, обсуждения.
На каждом этапе занятия ставятся конкретные задачи. Формирование навыков ведения диалога тесно связано с развитием психических процессов, таких, как восприятие, память, мышление, поэтому на занятиях большое внимание уделяется развитию этих процессов. Ребятам предлагаются игры “Узнай по описанию”, “Что лишнее?”, “Звукооператор”, “Журналист – профессия творческая,” “Интервью с интересным человеком”,” Репортаж в газету”, коллективный выпуск стенгазеты, подготовка и выпуск видеопрограммы для родителей #хорошиеновости.
Планируется :
• Ежемесячный выпуск стенгазеты для родителей “#Хорошиеновости“ (приемная группы)-ответственная воспитатель И. В Стебелева,
• Ежемесячный выпуск видеопрограммы для родителей #хорошиеновости-ответственная воспитатель И. В. Стебелева,
• Работа с чистоговорками, скороговорками, улучшающая дикцию и произношение детей- ответственная воспитатель И. В. Стебелева.
Дети учатся соблюдать последовательность в передаче событий, вести диалог. Они учатся планировать вести интервью и выделять смысловые звенья диалога, обучаются азам риторики, поведению человека перед камерой и объективом.
Занятия построены на коммуникативно–познавательной основе, что представляет детям творческую самостоятельность. Развитие речи, словесно – логического мышления, памяти и фантазии позволяет воспитывать самостоятельно мыслящую, творческую личность.
Содержание системы занятий опирается на принципы педагогического оптимизма, гуманизма и направлено на воспитание у детей уважительного отношения к себе и окружающим. Такие занятия не только помогают детям овладеть средствами коммуникабельности, но и убеждают их в том, что между мыслями, чувствами и поведением в процессе общения существует тесная связь. Эти игровые занятия помогают каждому его участнику быть услышанным и понятым сверстниками, педагогами и родителями.
Занятия представляют собой развивающие и ролевые игры (“Выборы президента”; “Интервью литературного героя”, “Митинг сказочных героев”, “Опиши портрет журналиста”, “Звукооператор” и др., работу с газетами и журналами и строятся индивидуально с помощью имеющейся литературы, накопленного опыта и в соответствии с материально-техническими возможностями.
Работа по программе кружка организуется с учетом условий развивающей среды, форм и методов обучения.
Программа кружка “Юные журналисты” рассчитана на 2 года.
Кружок ведет воспитатель старшей группы И. В. Стебелева.
Возраст детей: 5-6 лет (старшая группа).
Основные занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня по 30 минут, всего 36 занятий за год.
В случае необходимости занятия кружка можно проводить дистанционно.
К работе кружка планируется привлечь родителей.
Занятия кружка “Юные журналисты” помогут детям узнавать и различать виды и жанры журналистики, видеть ее особенности, высказывать свое мнение о событии.
Также дети знакомятся с профессиями журналиста, специального корреспондента, фоторепортера, звукооператора, художника, дизайнера, обозревателя, комментатора, актера, диктора, с особенностями их творческого труда.
Параллельно с получением новых знаний, умений, навыков, ограниченных программой кружка, дети учатся самостоятельно, активно и целенаправленно брать интервью, последовательно рассматривать газетные жанры, соотносить увиденное с личным опытом, чувствами и представлениями о добром, справедливом, прекрасном.
В итоговом результате у детей закрепляется представление о том, что журналист – профессия творческая. Через ознакомление с журналистикой дети подводятся к пониманию того, что журналистика – это целая наука!
Месяц
1 неделя
Кол-во занятий в неделю
2 неделя
Кол-во занятий в неделю
3 неделя
Кол-во занятий в неделю
4 неделя
Кол-во занятий в неделю
Итог
Сентябрь
«Ты и твое имя». «Я и мои эмоции».
1
«Кто что делает?»
Или Труд
взрослых»
1
«У меня зазвонил телефон», «Приветствие»
(поговорим о рече-вом этике-те)
1
Что такое язык? Изготовление поделок, атрибутов из бросового материала
для сюжетно-ролевой игры.
1
4
Октябрь
Журналист – профессия творческая.
Цикл занятий «Современные профессии в
журналистике"
1
Презентация “Они работают
на ТВ”
1
Орудия труда журналистов.
1
Ток-шоу
«Я-телеведущий»
1
4
Ноябрь
“Что
необходимо иметь
для выпуска печатного органа?”
1
Беседа на тему «Кто такой юнкор»? Объекты внимания юнкора.
1
Интервью (Сбор материала для оформления газеты, журнала).
1
Оформление газеты или журнала. Творческая работа.
1
4
Декабрь
О чём можно узнать по заголовку?Сюжетно-ролевая игра «Журналисты»
1
Что такое текст?
Сюжетно-ролевая
игра «Журналисты»
1
Интервью (Сбор материала для оформления газеты, журнала).
1
Работа с аудио
И видео средствами: микрофон, камера.
1
4
Январь
Презентация
“Так работает типография”.
1
Профессия -телеоператора,
диктора.
1
Работа с аудио и видео
средствами
1
Интервью (Сбор материала для оформления газеты, журнала).
1
4
Февраль
Репортаж об интересном событии в группе
1
Работа с аудио-средствам: магнитофон.
1
Рисование «Портрет журналиста»
1
Оформление газеты или журнала. Творческая работа.
1
4
Март
«Берем интервью»
1
Репортаж об интересном событии.
1
«При
ем телефонных звон-
ков от теле-зрите-лей»
1
Оформление газеты или журнала. Творческая работа.
1
4
Апрель
Работа с аудиосредствами: диктофон
1
Рассказывание по фотографии об
интересном
событии в
саду
1
Поиграем в рифму. Сюжетно-ролевая игра «Юные телеведущие»
1
«Берем интервью
друг у друга.
1
4
Май
«Итоговое интервью»
1
«Я и другие»
1
Репортаж об интересном событии.
1
Оформление итоговой газеты или журнала. Творческая работа Просмотр
итогового
Выпуска #хорошиеновости
1
4
Итог: 36 часов
Предполагаемая работа в кружке “Юные журналисты”, как любой творческий процесс, подразумевает возможность изменения или корректировки некоторых пунктов плана. В данном случае педагоги будут ориентироваться на возможности детей и проявленный ими интерес к той или иной теме.