Кобышева Татьяна Вячеславовна
Учебно-методическая разработка Вечер-развлечения «Как зима с весною повстречались» для старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«МКОУ Киреевский центр образования №2»
Вечер-развлечения «Как зима с весною силой мерялись»
Подготовила музыкальный руководитель: Кобышева Т. В.
Тема : «Духовно-нравственное развитие дошкольников посредствам организации народных, календарных, фольклорных праздников и развлечений»
Цель: Приобщать детей к истокам русской народной культуры, формировать духовные и нравственные качества у подрастающего поколения.
Задачи:
Публикация «Учебно-методическая разработка Вечер-развлечения „Как зима с весною повстречались“ для старших дошкольников» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Сценарии весенних развлечений и праздников
- Зима
- Зима. Сценарии развлечений
- Зимние праздники
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Воспитательные: Воспитывать свободную творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки, а также прививать любовь к Родине, своему народу.
Образовательные:
Расширять кругозор, музыкальную память, чувство ритма, внимание в играх,танцах,песнях и хороводах, познакомить со старинным русским обрядом- проводы Зимы
Развивающие: Развивать двигательную активность, доброжелательные отношения, умения договариваться в играх и эстафетах.
Историческая справка
В день Сретенья Господня впервые зима с весной встречаются. В этот день зима борется с летом : кому идти впереди, кому назад. Ребятишки с утра закликали солнце, проводились игрища- зимоборы.
Оборудование:
Магнитная доска с эмблемами- снежинкой и солнышком, кружки-очки; канат с прикрепленными к нему сосульками из бумаги; «сугробы» наклеянные на фишки; самодельные сани; фонограмма русских народных песен, в исполнении оркестра народных инструментов, фоновая музыка.
Действующие лица:
Ведущий
Весна
Зима
Волк
Команды детей «Снежинка» и «Солнышко» с соответствующими эмблемами на груди.
Дети входят в зал под звуки русской народной песни танцуют встают в полукруг
Ведущий :Сегодня, ребята, народный праздник- Сретенье. С давних времен этот день считался первой встречей весны. Говорили «Весна встречается с зимой, ровно кафтан с шубой».
1. Сегодня праздник Сретения Господня
Что означает встреча.
Церковь празднует сегодня,
Праздник Сретения Госпоня-
Льется колокольный звон,
В храме старец Симеон
Мальчика Христа встречает
И как Бога величает.
2. Ветер весенний,свежий,
Развеял снежные сны.
Сретение-первая встреча-
Встреча зимы и весны.
Оттепель капает с крыши,
В полдень запел петушок
Кажется, где-то слышен
Весны золотой рожок!
Ведущая: С праздником Сретения пришла к нам развеселая румяная Масленица с блинами да играми, песнями да плясками.
3. Ребенок:
-Как на масленой неделе
Из печи блины летели!
С пылу,с жару, из печи,
Все румяны,горячи!
4. Приходите,заходите,
На румяные блины.
Нынче Маслена неделя-
Будьте счастливы, как мы!
Песня «Маслена неделя»
Ведущий:-А по каким приметам весну узнавали?
5. В народе примечают: «Какова погода на Сретенье, такова и весна будет.
На Сретенье снежок- весною дожжок.
6. Снег метет через дорогу -будет поздняя весна,
А коли не метет-то ранняя.
7. Капель в этот день предвещает урожай пшеницы, а ветер-плодородие фруктовых деревьев.
Ведущий:
По деревням распевались веснянки- зазывные песенки весне. Давайте и мы весну к нам позовем, для нее веснянку споем.
Народная закличка «Весна, весна»
Дети (поют) :
Весна, весна красная,
Приди весна с радостью,
С радостью великою,
С милостью богатою,
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С корнем глубоким,
Хлебом обильным.
Дождичком сильным
Весна, весна красная,
Приди весна с радостью.
Под музыку входит весна
Ведущий:(обращается к весне)
-Весна- красна, где была?
Весна : В лесу зимовала,
Огород городила,
Капусту садила
Цветы заводила.
Ведущий: -Весна- красна
Что нам принесла?
Весна : Соху, борону
И кобылу ворону,
Солнца клочок,
Соломки пучок,
Хлеба краюшечку
И водицы кружечку.
Весна :
Здравствуйте, ребята! Услышала я, как вы меня звали, вот в гости и пришла. Не надоела ли вам зима, холодная да сердитая?
Дети. Надоела!
Ведущий. Ждем, Веснушка, тебя, не дождемся.
Ребенок:
-Весна- красна, отворяй ворота
Зиму выгоняй, стужу попеняй
Солнышка давай, теплышка давай.
Игра «Гори,солнце ярче»
Дети идут по кругу и поют «Гори,солнце ярче-
Летом будет жарче,
А зима теплее,
А весна милее (поклон).
Весна идет противоходом останавливается около пары и поднимает платочек, выбранные поворачиваются спиной друг к другу, бегут на встречу друг к другу,кто первым прибегает и дотрагивается до платка, тот водящий.
Раздаются звуки метели и вьюги. В зале появляется Зима.
Зима. День сегодня не простой.
Расступись народ честной.
Я иду с Весной встречаться.
Над селами и городами
Я хозяйкою была
Воздвигала терема,
Льдом я речки покрывала
Вас на саночках катала
Все три месяца сама
Была царицею зима.
Ведущий. Не страшны нам, Зима, твои угрозы. Не боимся мы тебя.
Зима. А вот я сейчас это проверю.
Хороводная- Игра «Зимушка-Зима»
Дети идут в хороводе, поют:
«Зимушка, зимушка, зимушка зима,
Дарит нам снежные чудо -терема,
Морозы трескучие, снега рассыпучие,
Ветра завьюжные,
Метели дружные.
Говорком: -Мы Мороза не боимся, Как снежинки разлетимся. (дети кружатся и замирают в красивых фигурах, зима выбирает самую красивую ледяную фигуру, если это девочка танцует с ней, если мальчик, то дети играют в игру «Ой, Мороз»,где роль Мороза играет водящий мальчик)
Зима :
И правда, совсем меня не боятся озорники.
Весна. Давай, Зимушка, силою померяемся.
Зима. Давай. Только я тебя все равно сильнее.
Ведущий. Не хвались, Зима. Не даром говорят: «Зима весну-красну встречает, заморозить красную хочет, а сама, лиходейка, от своего хотения только потеет»
Зима. Ничего, мы еще посмотрим, кто кого. Я себе сейчас самых лучших помощников выберу.
Ведущий. Только, чур, договоримся -кто выигрывает, тому мы песню хвалебную споем. Согласны?
Зима Весна. Согласны!
Ведущий: Дети сейчас мы с вами разделимся на две команды, команда «Солнышко» идут на сторону Весны-красны, а команда «Снежинка» переходят на сторону Зимушки-зимы. (Дети делятся по командам, рассаживаются на стульчики)
Ведущий. На Сретенье появляются сосульки. Поглядим, чья команда больше сорвет сосулек.
Игра «Сорви сосульки»
Участвуют по двое детей от каждой команды. Зима и Весна поднимают скакалку с бумажными сосульками на высоту 1,8-2 м. По сигналу игроки подпрыгивают и срывают сосульки. Побеждает команда, которая сорвет больше сосулек.
Ведущий после каждого состязания выкладывает на доске очки победителя.
Зима. Вот какие у меня отличные сосулечки, ледяные, прозрачные. Подарю-ка я самую красивую сосульку вот этой девочке. (Отдает сосульку)
Ребенок
Я сосульку не сосу.
Я ее домой несу.
Стало ей от солнца жарко,
Мне ее ужасно жалко.
Пусть все лето, целый год
В холодильнике живет!
А. Горбунова
Зима. Вот и правильно, так сосулька не растает. А я сейчас взмахну рукавами, намету сугробов. Ни за что ребятам через них не перебраться.
Ведущий:А мы саночки возьмем
И кататься пойдем.
Ребенок:
Хитрые санки
Мои санки едут сами,
Без мотора, без коня,
То и дело мои санки
Убегают от меня.
Не успею сесть верхом,
Санки-с места и бегом…
Мои санки едут сами
Без мотора, без коня
А под горкой мои санки
За сугробом ждут меня.
Непослушным скучно им.
Подниматься вверх одним.
Ведущий: И мы переходим к следующей игре-соревнованию «Саночки»
Выбираются по 6 человек от каждой команды, побеждает та команда, которая справиться с заданием быстрее.
Ребенок
Белая лужайка,
Теплая фуфайка,
Я на лыжах побегу,
Ты меня поймай-ка.
Ведущий:-Много зимушка-зима дарит забав детворе, а мы сейчас с вами в снежки поиграем и следующая эстафета:
«Перенеси снежок в ложке»
От каждой команды вибирается по 4 человека, дети переносят снежки в деревянной ложке стараясь не уронить.
А теперь мои ребятки отгадайте-ка загадки, время загадок- зимних и весенних.
Зима :
1. Прозрачен как стекло
А не вставить в окно. (лед)
2. Без рук,без ног,а рисует (мороз)
Весна :
3. Тает снежок
Ожил лужок,
День прибывает
Когда это бывает (Весной)
4. Доброе, хорошее,
На всех людей глядит,
А людям на себя
Глядеть не велит. (Солнце)
Зима
5. Упал Алешка маленький
Торчат из снега (валенки)
6. Солнце выглянет-заплачет,
Солнца нет -слезинки спрячет. (Сосулька)
Весна
7. Старый дед, ему сто лет,
Мост намостил во всю реку,
А пришла молода-
Весь мост размела. (Мороз и весна)
8. Не зверь, не птица
Под снегом таится.
Весна придет-
Побежит, запоет. (Ручей.)
Весна и Зима хвалят детей за разгаданные загадки.
Ребенок:
Робко журча и дрожа от озноба,
В роще, разбуженной криком грачей,
Из-под холодной ладошки сугроба
Выполз, как ящерка, первый ручей.
И. Мазнин
Ведущий: И мы переходим к следующей игравой эстафете «Ручейки»
(Участвуют 2 команды по 4 человека. Перед каждой командой по полу раскладывают 3-4 «сугроба».Дети встают друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящего. По сигналу команды-«ручейки» обегают «сугробы» «змейкой» и так же возвращаются. Побеждает команда, выполнившая задание первой.)
Ведущий: А какой же праздник да без песни, да задорной пляски! Красны девицы, да добры молодцы,
Собирайтесь, наряжайтесь,
На гулянье отправляйтесь!
Танец «Зима»
Ведущий:Посылали молодицу
Под горку по водицу,
Молодиченька не величенька,
Коромысло несет,песню звонкую поет
Инсценировка «Аннушка»
Весна. Под сугробом начинают расти первые весенние цветы-нежные подснежники.
Ребенок:
-В лесу, где березки столпились гурьбой
Подснежника глянул глазок голубой,
Сперва понемножку зеленую выставил ножку,
Потом поглядел из всех своих маленьких сил и тихо спросил:
«Я вижу погода тепла и ясна
Скажите ведь, правда, что это весна?
Зима. Позову- ка, я на помощь лесного страшного жителя. Отгадайте, кто будет моим помощником.
Кто зимой холодной,
Ходит по лесу злой и голодный? (Волк)
Звучит музыка на середину выходит волк
Волк-Ох, сердит мороз,
Не щадит мороз.
На ходу ко льду
Волчий хвост прирос.
У овцы зимой
Есть овечья шерсть,
У лисы зимой
Лисья шуба есть.
У меня,на грех,
Только волчий мех,
Только старый мех-
Шуба драная.
Ох,и жизнь моя
Окаянная!
С. Маршак
Зима. Ты, волчище, не скули, лучше побегай, тогда и согреешься.
Русская народная игра «Мороз и волк»
Дети (встают вокруг Волка, взявшись за руки, водят хоровод и поют)
Стоит волк под горой,
Подпершися кочергой.
Эй,морозец,пощипли,
Волка с поля прогони.
Волк на последний слог топает перед любым ребенком. Дети останавливаются и поднимают руки, образуя воротца. Ребенок, которого Волк выбрал, выходит за круг и стоит на месте, пока Волк под счет детей делает пять шагов в сторону от водящего.
Затем дети кричат: «Лови!»Волк и водящий бегут, то забегая в круг через воротца, то выбегая из него. Водящий должен догнать волка и пощипать его легонько. При повторении игры в роли Волка выступает ребенок из другой команды.
Ведущий. Пришло время подсчитать сколько баллов набрали наши команды.
(Подводятся итоги, ведущий предлагает исполнить песни и Зиме и Весне).
Хоть весна стучится уже к нам, а все равно еще холодно.
Зима. В середине февраля жди семь крутых утренников. Старики говорят : «Солнце на лето, зима на мороз поворотилась»
Весна. Ничего, в середине февраля метельные ветры и синяя пасмурь чередуются с погожими деньками. Это значит, зима кончается, ждите, люди добрые, весну, готовьтесь встречать.
Праздник заканчивается,всех приглашают на чаепитием с блинами.