Светлана Крупина
Учебная программа «Путешествие в прошлое»
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги представляю Вашему вниманию учебную программу "Путешествие в прошлое". Программа опробирована с детьми дошкольного возраста. Работа проводилась на протяжении 4 лет, начиная со второй младшей группы.
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатства своей страны.
Публикация «Учебная программа „Путешествие в прошлое“» размещена в разделах
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2013
Чувство патриотизма возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране.
Приобщение детей к народным традициям обеспечивает связь поколений, способствует всестороннему гармоничному развитию личности, решает задачи умственного, физического, нравственного, эстетического, трудового, семейного воспитания.
Что такое народные традиции, что можно к ним отнести. Слово «традиция» означает исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения.
Русские народные традиции помогают выработать способность управлять собственными действиями, переживаниями, поступками в соответствии с интересами других людей. К народным традициям относятся праздники, обряды, обычаи, игры.
В качестве основных средств воспитания народная педагогика использует все компоненты устного народного творчества: фольклор, песни, сказки, пословицы, поговорки, праздники. Именно они раскрывают содержание воспитания и обучения детей основным нравственным правилам и идеалам, помогают понять добро и зло. Ценность народных традиций огромна, а их утрата невосполнима никакими материальными благами.
Именно поэтому традиция должна стать неотъемлемой духовной частью ребенка, началом зарождения в нем личности. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.
В типовой Программе воспитания и обучения детей в детском саду предусматривалось приобщение детей к народной культуре через знакомство с русскими народными играми, хороводами, народными песнями, потешками, скороговорками, сказками, загадками. От возраста к возрасту усложнялись задачи по слушанию и воспроизведению фольклора, восприятию яркости цветовых образов в народном искусстве.
Не секрет, что представления выпускников детского сада о традициях русского народа были отрывочны и поверхностны. Возможно, это происходило потому, что в Программе задачи по знакомству дошкольников с традициями были сформулированы слишком обобщенно.
Эти пробелы можно восполнить участием детей в фольклорных праздниках. Таким образом, появилась необходимость в создании программы по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в прошлое».
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Патриотизм является одним из нравственных качеств личности, которое формируется уже в дошкольном возрасте.
Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к традициям русского народа. Народные традиции способствуют выработке мировоззрения, предполагающего как усвоение опыта старших поколений, так и в превращения его в руководство практической деятельностью.
Чтобы решить проблему патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста через знакомство с традициями русского народа, в результате сложной и кропотливой работы по этому направлению была создана программа «Путешествие в прошлое». Программа основана на идее соблюдения календарной обрядности, свойственной народному быту, обычаям, русской народной кухне, праздникам и досугу. Программа включает разделы: «Праздники русского народа», «Устное народное творчество», «Знакомство с предметами быта и убранства», «Старинная русская одежда», «Кухня русского народа», «Игры». Планирование работы позволяет знакомить детей с героическим эпосом нашего народа, старинными обрядами, исконно русскими ремеслами, песенным и фольклорным материалом, семейными традициями, народными играми и секретами русской кухни.
В занятия, развлечения, праздники и в повседневную жизнь воспитанников детского сада включается знакомство с произведениями народного творчества, разучивание хороводных и подвижных игр, инсценирование картинок из бытовой и обрядовой жизни, проведение пальчиковых игр, драматизация сказок, потешек и небылиц. Реализуя, эту программу мы взрослые, прививаем любовь к традициям русского народа. Программа включает учебно–тематический план, рассчитанный на 36 учебных часов, даются формы проведения занятий с детьми, подведения итогов реализации программы. Одним из главных принципов в работе с детьми является создание непринужденной обстановки, в которой ребенок, чувствует себя комфортно, раскрепощено. Второй принцип – целостный подход в решении педагогических задач:
1)Обогащать впечатления через пение и слушание народной песни и музыки;
2)Претворять полученные впечатления в самостоятельной, игровой деятельности;
3)Приобщать к народной культуре (слушание и пение русских народных песен, разучивание народных подвижных игр и хороводов).
Одним из важнейших принципов патриотического воспитания является принцип партнерства. «Мы вместе слушаем, вместе поем, вместе играем, водим хороводы, познаем секреты народной кухни, рассматриваем репродукции картин и т. д.
При системной работе у детей должны сформироваться следующие умения:
1. Играть в русские народные игры и хороводы;
2. Использовать в своей речи русский фольклор;
3. Соотносить увиденное в природе с народными приметами;
4. Осмысленно и активно участвовать в проведении народных праздников;
5. Узнавать былинных и сказочных героев;
6. Узнавать русский костюм и его элементы;
7. Готовить национальное блюдо.
Периодически, в течение года, проводятся занятия, на которых воспитатель выясняет, как дети усвоили ту или иную тему, появилось ли у них заинтересованное отношение к услышанному. Такие итоговые занятия могут проводится методом среза знаний по определенной теме, в форме конкурса чтецов, драматизации, концерта.
Для проверки знаний и выяснения отношений детей к определенному событию или явлению используется изобразительная деятельность дошкольников, выставки рисунков на разные темы.
Такое повторение носит творческий, активный характер, дает педагогу возможность для уточнения, углубления знаний детей и формирующего у них отношения к традициям русского народа.
Цель программы:
Воспитание у детей старшего дошкольного возраста интереса и любви к традициям русского народа. Формирование патриотических чувств.
Задачи программы:
1. Воспитывать любовь к традициям русского народа.
2. Формировать патриотические чувства и развивать духовность.
3. Обеспечить связь поколений.
4. Способствовать гармоничному развитию личности.
5. Помочь родителям воспитать патриотов.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Раздел. Устное народное творчество
1.1 Познакомить детей с устным народным творчеством. Уточнить представление детей о первых признаках осени. Познакомить детей с приметами осени.
1.2 Познакомить детей со сказкой. Закрепить пословицы и поговорки о труде и лени, уме и глупости.
1.3 Формировать представление детей о жизни нашего народа, о культуре, обычаях.
1.4 Познакомить с историческим прошлым и великими подвигами русского народа.
1.5 Познакомить детей с потешным фольклором. Закрепить умение отгадывать загадки.
1.6 Познакомить детей с русскими народными пословицами. Учить самостоятельно придумывать небылицы.
2. Раздел. Предметы быта и убранства
2.1 Развивать интерес к культуре русского народа. Познакомить детей с предметами быта и утварью – сундуком.
2.2 Познакомить со старинной посудой – чугунком, самоваром, ложками.
2.3 Познакомить с рукомойником.
2.4 Познакомить детей с печью – главной частью избы.
2.5 Познакомить детей с прялкой.
2.6 Воспитывать интерес к русскому быту, обычаям. Закрепить название предметов быта.
2.7 Познакомить детей с орудиями труда и предметами крестьянского быта.
3. Раздел. Старинная русская одежда
3.1 Расширить представления детей о народном русском костюме, о технике изготовления, способе украшения.
3.2 Познакомить детей с женским и мужским народным костюмом.
3.3 Продолжать знакомить детей с варежками, перчатками, используя малые фольклорные жанры.
3.4 Познакомить детей с головными уборами замужних женщин и девушек.
3.5 Познакомить детей с лаптями.
4. Раздел. Кухня русского народа
4.1 Познакомить детей с характерными особенностями русской кухни.
4.2 Вызвать интерес к русской кухне. Познакомить с разными видами пряников.
4.3 Закрепить знания детей о выращивании хлеба в старину и способами выпечки хлеба.
5. Раздел. Игры
5.1 Познакомить детей с любимыми старинными играми. Воспитывать любовь к русским народным играм.
6. Раздел. Праздники
6.1 Познакомить детей с традициями русского народа. Разучить пословицы, песни, хороводы.
6.2 Развивать интерес детей к празднику «Покров – первое зазимье».
6.3 Познакомить детей с обычаем празднования Нового года.
6.4 Подготовить детей к празднованию Рождества. Разучить колядки.
6.5 Рассказать детям о старинном русском празднике «Масленица».
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
Година – ясная погода.
Голик – веник из листьев.
Доха – шуба с мехам внутрь
Зипун – крестьянский кафтан.
Катанки – валенки.
Кожух – тулуп, шуба.
Кутья – разваренные и подслащенные пшеничные зерна.
Ухват – палка, с надетой на нее металлической рогаткой.
Шаньга – ватрушка, сочень, простая лепешка.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Колпакова И. П. Былины. Л., 1973
Мельников М. Н. Русский детский фольклор. М. : Просвещение, 1987
Молотова Л. Н., Соснина Н. Н. Русский народный костюм, Л., 1984
Нечаев А. Русские народные сказки. М. : Просвещение, 1956
Новицкая М. Ю. Наследие. М. : Липка – Пресс, 2003
Петров В. М. Весенние праздники, игры и забавы для детей. М. : Творческий центр, 2000
Петров В. М. Летние праздники, игры и забавы для детей. М. : Творческий центр, 2000
Петров В. М. Зимние праздники, игры и забавы для детей. М. : Творческий центр, 2000
Несколько фотографий по работе над программой: