Берковская Наталья Владимировна
Учебная мотивация у младших школьников с несформированностью высших психических функций
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из актуальных задач, встающих перед образовательной практикой, является проблема мотивирования младших школьников с ЗПР к освоению учебного содержания в предметных областях. Педагоги отмечают отсутствие мотивов у школьников как основную причину низкого уровня образовательных результатов.
Экспериментальное исследование проводилось на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа «Перспектива» (г. Новосибирск, ул. Потанинская, 9). Всего в исследовании приняли участие 20 школьников 3-4 класса с задержкой психического развития.
Публикация «Учебная мотивация у младших школьников с несформированностью высших психических функций» размещена в разделах
1 этап: констатирующий. Среди младших школьников с ЗПР не зафиксирован высокий уровень учебной мотивации. 10% младших школьников с ЗПР показали хороший уровень учебной мотивации. Для большинства младших школьников с ЗПР (60%) характерен средний уровень учебной мотивации. 30% младших школьников с ЗПР показали низкий уровень учебной мотивации. Диагностика по второй методике показала, что I уровень (продуктивная мотивация с выраженным преобладанием познавательной мотивации) среди исследуемых школьников не зафиксирован. II уровень (продуктивная мотивация, позитивное отношение к учению) показали 5% младших школьников с ЗПР. Большинство младших школьников с ЗПР (70%) показали III уровень (средний уровень с несколько сниженной познавательной мотивацией). У 25% младших школьников с ЗПР зафиксирован IV уровень (сниженная мотивация) учебной мотивации.
2 этап: формирующий. Целью проектной деятельности является выявление у обучающихся способности к оригинальному, нестандартному решению творческих задач; привлечение младших школьников с задержкой психического развития к исследовательской деятельности и развитие их творческих способностей; формирование аналитического и критического мышления в процессе творческого поиска и выполнения исследований.
3 этап: контрольный. При сравнении с результатами, показанными на констатирующем этапе, можно отметить, что увеличилось количество младших школьников с высоким уровнем (с 0 до 5%, хорошим уровнем (с 10% до 40%) учебной мотивации, а также снизилось количество младших школьников со средним (с 60% до 40%) и низким (с 30% до 15%) уровнем учебной мотивации. Диагностика по второй методике показала, что I уровень (продуктивная мотивация с выраженным преобладанием познавательной мотивации) отмечена у 5% младших школьников с ЗПР. II уровень (продуктивная мотивация, позитивное отношение к учению) показали 30% младших школьников с ЗПР. Большинство младших школьников с ЗПР (55%) показали III уровень (средний уровень с несколько сниженной познавательной мотивацией). У 10% младших школьников с ЗПР зафиксирован IV уровень (сниженная мотивация) учебной мотивации. При сравнении с результатами, которые младшие школьники показали на констатирующем этапе, становится заметно, что уровень учебной мотивации после реализации проектной деятельности повысился.
Проведенная обработка результатов показала, что уровень школьной мотивации у младших школьников с ЗПР после проведения программы отличается от уровня мотивации, которая отмечалась у них до применения проектной деятельности. Данные отличия можно считать значимыми и достоверными. Следовательно, проектная деятельность является эффективным средством формирования учебной мотивации у младших школьников с ЗПР.