Приложение МААМ

Роль ментальной арифметики в учебном процессе

Юлия Габриш
Роль ментальной арифметики в учебном процессе
▼ Скачать + Заказать документы

Роль ментальной арифметики в учебном процессе.

Ряд школ и учреждения социально-культурного типа (садики и школы, центры дополнительного образования) не в полной мере используют педагогические ресурсы учебно-игровых коммуникаций взрослых и детей, а также предметного общения самих детей. Использование тактильных и визуальных методик образования, в том числе ментальной арифметики, способствует развитию у детей готовности к эффективному взаимодействию в русле интенсивно-деятельностного и компетентностного подходов к их применению. Учащемуся необходимо помочь развивать социальное мышление, научить заниматься визуальным определением своих и чужих ментальных (мысленно представляемых) моделей. К основным ментальным арифметическим моделям можно отнести, например, процессы сложения, умножения или вычеркивания и разделения информации, которая не укладывается в рамки прежней существующей модели в сознании ребенка. Необходима аналитическая способность что-то убирать или прибавлять, что-то использовать, делить или складывать, копить, строить в уме картинки отношений, поведения взрослых и детей, своих сверстников. Такие «математические подходы» позволяют растущему человеку избегать препятствий или возникшего непонимания, ему важно осознавать свои схемы и «чертежи» поведения, и в том числе значимость наблюдений за успешными людьми и их стратегиями общения и деятельности. В современной науке существует множество теорий, описывающих социальное взаимодействие, формирование психологической устойчивости в выборе поведения, подготовку детей к нему. Многие деятели науки еще с давних времен считали, что математика тесно переплетается с психологией социального мышления и поведения. Логическое мышление, которое присутствует в точной науке, способствует правильному и последовательному развитию мысли, помогает в развитии коммуникативных навыков и творческого потенциала, в построении разных типов взаимодействия с людьми. Математика – это наиболее обширное понятие, которое включает в себя любые действия с числами. К арифметике, как одному из разделов математики, относятся знакомство с цифрами, простой счет и операции с числами. Обучение ментальной арифметике происходит в жизни ребенка, казалось бы, само собой, в процессе знакомства с окружающим миром. Термин «ментальная арифметика» означает, главным образом, «умение считать и просчитывать в уме».

Эта методика изучения ментальной арифметики пришла к нам из Японии, там она применяется уже несколько столетий. В соробане используются специальные счеты (абакус, они в чем-то похожи на обычные счеты, но более сложны в использовании. Программа обучения ментальной арифметики условно состоит из двух этапов. На первом дети осваивают технику счета на косточках, используя для этих операций сразу две руки. Включение в процесс счета обоих полушарий мозга обеспечивает быстрое выполнение и запоминание действий. Благодаря абакусу (соробану) дети могут свободно складывать, вычитать, делить и умножать, а также вычислять квадратный и кубический корень. На втором этапе программы ученики переходят к счету в уме представляя перед собой спицы абакуса, или на ментальном уровне. Каждое занятие здесь предполагает постепенное ослабление привязки к счетам и стимуляцию детского воображения. Левое полушарие воспринимает цифры, правое – картинку косточек счетов. Так, ребенок учится производить предлагаемые расчеты в уме. Он представляет перед собой счёты и мысленно проделывает необходимые операции. То есть происходит работа с воображаемым абакусом. Числа воспринимаются как картинки, а процесс вычисления ассоциируется с соответствующим движением косточек счетов.

Детям на занятии необходимо предлагать дополнительные игры, пособия и задания, а также видеоматериалы; упражнения на межполушарное взаимодействие: сюда включены упражнения, направленные на увеличение скорости мыслительных процессов; создание глубинной мотивации к общению и обучению.

Применение этой методики позволяет открыть новые способности ребенка и задействует оба полушария мозга, благодаря выполнению операций на счетах обеими руками. Ментальная арифметика не только помогает освоить навыки быстрого вычисления, но и способствует развитию аналитических способностей. Если современные калькуляторы расслабляют умственные процессы, то абакус, наоборот, тренирует и совершенствует их.

Преимущества использования ментальной арифметики заключаются в развитии у ребенка:

Концентрации и усидчивости

Фотографической памяти

Скорости реакции и принятии решений

Уверенности в своих силах

Творческих способностей и мышления

Наблюдательности.

Необходимость дальнейших теоретических и практических разработок технологий применения ментальных моделей арифметических и игровых задач, которые пробуждают устойчивую глубинную мотивацию ребенка к социальному взаимодействию. Формирование произвольных навыков деятельности и социализация растущего человека непосредственно связаны с использованием элементов ментальной арифметики как инновационного предмета в образовательных учреждениях.

Публикации по теме:

Роль наглядно-дидактических игр в процессе формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ОВЗРоль наглядно-дидактических игр в процессе формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ОВЗ На протяжении многих лет, работая с дошкольниками, имеющими логопедическое заключение общее недоразвитие речи различного уровня речевого.

«Роль взрослого человека в процессе приобщения детей социальной действительности» Все мы, хотим видеть наших детей в будущем счастливыми, удачливыми, умными, добрыми и т. п. Как же сделать так, чтобы действительно маленький.

Образовательные и педагогические технологии в современном учебном процессе начальной школы ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ. Рязанова Т. П. МБОУ СОШ № 5 им. Ю. А. Гагарина.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Роль ментальной арифметики в учебном процессе
Опубликовано: 14 января 2025 в 13:44
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль ментальной арифметики в учебном процессе» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Габриш (УИ 799328) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
16 января 2025 четверг
Картотеки зимних прогулок. Выбирайте!
17 января 2025 пятница



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД