Елена Смакотина
Презентация «Профилактика нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня я вам хочу представить опыт работы по теме «Профилактика нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста».
В любом вопросе, касающегося детства, мы все без исключения желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми.
Но сегодня мы поговорим о детях с нарушениями речи. Для детей с речевой патологией характерно нарушение общей, мелкой моторики, дыхание у них зачастую поверхностное. Одни дети гиперактивны, другие пассивны, что обусловлено слабостью нервной системы. (слайд № 1)
Публикация «Презентация „Профилактика нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2019
Наряду с этим у большинства детей, имеющих речевые нарушения, повышена истощаемость, наблюдается дефицит внимания; память, работоспособность снижены. Чаще всего дети, имеющие отклонения в речевом развитии, попадают в логопедическую группу преимущественно перед школой, в лучшем случае после 5-ти лет.
На данном слайде вы можете ознакомиться с причинами речевых нарушений (Слайд №2)
Самыми распространенными недостатками речи у детей дошкольного возраста являются нарушения звукопроизношения. Обычно нарушаются следующие группы звуков: свистящие (с, с’; з, з‘; ц, шипящие (ш, ж, ч, щ, сонорные (л, л', р, р', j, заднеязычные (к, к', г, г', х, х', звонкие (в, з, ж, б, д, г, мягкие (т', д’, н').
(Слайд № 3)
В результате упускается самый значительный для развития возраст (сензитивный период) который длится до 3-4 лет. Если своевременно не скорректировать имеющиеся нарушения, то клубок проблем значительно нарастает. Из этого следует, что необходима профилактика речевых нарушений. (Слайд № 4)
Отсутствие профилактических мер по предупреждению нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте может привести к появлению нарушений в процессе общения и развитию речевого негативизма.
Поэтому возникает необходимость создания условий
для профилактики нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста.
Условиями формирования у детей навыков правильного звукопроизношения являются:
• Благоприятная речевая среда
• Хорошо поставленное речевое дыхание
• Развитие артикуляционной моторики
• Развитие мелкой моторики (Слайд № 5)
На слайде представлены рекомендации для родителей по созданию благоприятной речевой среды, что также является важным условием формирования правильного звукопроизношения. (Слайд № 6)
Как было сказано раньше, для формирования правильного звукопроизношения необходимо работать над речевым дыханием. От правильного речевого дыхания зависит:
• правильность произношения
некоторых звуков
• правильное речевое дыхание помогает лучшему
• звучанию голоса
• установлению плавности речи
• переходу от одной
тональности к другой и т. д. (Слайд № 7)
Чтобы у ребёнка формировалось правильное произношение звуков, произношение уже имеющихся звуков было чётким, рекомендуются занятия артикуляционной гимнастикой. При регулярном выполнении упражнений укрепляются органы артикуляционного аппарата (губы, язык) ребёнку легче переходить от одной артикуляционной позе к другой, легче удерживать нужное положение, для правильного произнесения сложных звуков.
(Слайд № 8)
Вашему вниманию представлены несколько видов артикуляционных упражнений (качели, лопаточка, горка, чашечка и др.). (Слайд № 9)
Также предлагаю вам ознакомиться с рекомендациями по правильному выполнению артикуляционной гимнастики. (Слайд № 10)
Значимую роль в работе над звукопроизношением имеет совместная работа логопеда и воспитателя. Эффективность коррекционной работы логопеда зависит от умения воспитателей слышать и дифференцировать дефектно произносимый звук от чистого, от умения вслушиваться в речь детей, своевременно ее поправлять, напоминать ребенку правильную артикуляцию поставленного логопедом звука. В игровой и занимательной форме воспитатель проводит индивидуальные задания по автоматизации звука, учитывая рекомендации логопеда, поощряет стремление и желание ребенка произносить звук чисто. (Слайд № 11)
Не маловажную роль в профилактике нарушений звукопроизношения имеет развитие мелкой моторики. Мелкая моторика – движения и действия кистями и пальцами.
Тренировка тонкой (мелкой) моторики пальцев рук оказывает положительное влияние на развитие активной речи ребенка. Это необходимо использовать в работе с детьми. (Слайд № 12)
Для развития мелкой моторики в своей работе я использую такие игры как: «Гладкий -шершавый»; «Найди такой же на ощупь»; «Чудесный мешочек»; «Горячее - холодное»; «Мокрое-сухое».
Игры с нанизыванием:
«Собери бусы», «Собери пирамидку», «Хоровод зверей»,
«Сушим одежду»;
Игры с пластилином.
Игры с бумагой:
«Снежинки» (1-й вариант - нарвать бумагу на
мелкие кусочки; 2-й вариант - скатать шарики из бумаги); «Складывание из бумаги».[/i]
Фольклорные пальчиковые игры: «Сорока-ворона», «Ладушки»,
«Этот пальчик.» и т. д.
Игры на выкладывание: «Составление целого из частей» - разрезные картинки (2-4 части, кубики, мозаика.
(Слайд № 13)
Далее представлен список используемой литературы (Слайд № 14)
И спасибо вам за внимание. (Слайд № 15)