Елена Пугачева
Участие в прямом эфире радио передачи «Разбудильник» на канале ДонТР (вопрос-ответ)
▼ Скачать + Заказать документы
Участие в прямом эфире радио передачи «Разбудильник» на канале ДонТР
(вопрос -ответ)
Как вы считаете — не слишком ли много обязанностей и дополнительного образования мы навязываем подрастающему поколению?
ответ: Данная тенденция воспитания является наиболее приемлемой для современного общества.
Темочки:
Одна из главных задач дополнительного образования заключается в создании таких условий, при которых дети с раннего возраста активно развивались бы в согласии с их желаниями и интересами, непрерывно стремились бы узнать что-то новое, изучать окружающий мир, пробовать свои силы в изобретательской, спортивной и творческой деятельности.
Родителей современных детей уже не устраивает такая форма получения образования, как постоянные обязательные занятия.
В настоящее время роль системы дополнительного образования в подготовке подрастающего поколения существенно возрастает. Она призвана решить важнейшую социальную проблему, связанную с выявлением и развитием тех задатков и способностей детей, которые обеспечат их устойчивое саморазвитие в жизни.
Например в физическом развитии, ребенок старшего дошкольного возраста уже понимает, что успех — это вовсе не врожденные склонности, а каторжный труд (все зависит от родителей, какую платформу в жизни дадут детям, в итоге - то и получают)
Я считаю, что у детей должен быть выбор, родитель может направить ребенка, пусть пробует, но если ребенок не получает удовольствие, а только каторгу, думаю нужно менять сферу деятельности в пользу ребенка.
Вопросы ЧАСТЬ 1
1. Эта проблема действительно существует? Наши дети слишком сильно загружены?
ответ: Сегодня существует множество условий для создания воспитательной и образовательной среды, нацеленной на развитие личности и на индивидуальное сопровождение ребенка. Есть кружки дополнительного образования, лаборатории, исследовательские центры, проведения различных психологических занятий и тренингов, организации опытно-экспериментальной работы.
Существуют возможности выстраивания образовательного процесса, который бы основывался на соблюдении и защите прав ребёнка, мог помочь ребёнку в решении его личностных проблем.
Педагоги видят свою цель прежде всего не в обучении предмету, а в формировании у ребенка ценностей и характера.
Современные дети с раннего детства сталкиваются с невероятным количеством домашней работы, практически не оставляющей личного времени. Некоторые родители считают такую систему слишком жесткой и стрессовой; тем не менее в восточных странах, это поощряют, там дети растут с ощущением того, что любой труд не напрасен, и очень хорошо чувствуют разницу между личным достижением и простым участием в чем либо.
Отмечая значимость воспитания и развития, Белинский Виссарион Григорьевич, русский литературный критик говорил: " Воспитание - великое дело: им решается участь человека. " Т. е то что в детстве мы закладываем ребенку, то и есть его будущее. Как воспитали, так он и будет жить. Мы помогаем решать его участь.
2. Люди в последнее время стали другими. Молодёжь обладает пресловутым «клиповым мышлением». Не воспринимает длинные тексты. им трудно сосредоточиться. По вашим наблюдениям — это так? Или я преувеличиваю?
ответ: Да, это так. Благодаря развитию технологий, информации вокруг нас много - как ни крути. Это факт. И ведь всегда хочется что-то такое узнать, что-то найти, что-то пообсуждать, сделать вывод. Всё упирается во время. Его категорически не хватает, все время куда то торопимся и в итоге. Правильно, сон. И даже во сне мы вынуждены тоннами переваривать всю информацию, полученную на бегу.
Но о чём всё это? А всё о том же - хочешь избавиться от клипового мышления? Работай над собой. Работай с собой. Обстоятельно. Постепенно. Замедляя бег. Выделяя конкретные цели. Чётко формулирую мысли и желания. А для этого нужно и важно читать длинные тексты (разные). Это как пробежать Эрмитаж за сутки или на протяжении 10 лет так и не пройти его весь. Остановите бег. Коллективный и бессознательный бег. И да, времени на всё хватит. Если уметь им пользоваться и грамотно распределять.
Длинные тексты длинным текстам рознь, как известно. Можно писать много и не о чём.
Ребенок воспринимает мир через короткие яркие образы, воспринимает мир не целостно, а как последовательность почти не связанных между собой событий и этого ему достаточно. Так он защищает мозг от информационной перегрузки, тем самым ускоряет свою реакцию, на что-то новое.
Например, известный британский футуролог Джеймс Мартин, который предсказал появление интернета, разделил людей на два типа. Первый тип — «люди книги» — они получают информацию от чтения и обладают «продолжительным» мышлением. Второй тип — «люди экрана», — которые наделены клиповым мышлением. Преимущество "людей экрана" в том, что они обладают скоростным откликом и быстрее реагируют на любые стимулы и изменения.
Также у детей с "клиповым мышлением" развивается многозадачность. С нашим темпом жизни это необходимо. Такие дети могут одновременно слушать музыку, общаться в чате, сёрфить по интернету, редактировать фото и делать при этом уроки или работать.
В мое время, чтобы сделать уроки, мне необходима была тишина, чтобы понять и принять, изученную мной информацию, чтобы заархивировать на какой то полочке голове, а потом её от туда мысленно достать и выдать на уроке. Мой старший сын, делает уроки совсем по другому, я твердо его могу назвать "человек экрана" и сама становлюсь такой же.
3. Не рановато дошколятам развивать «инженерное мышление»?
ответ: Это естественное состояние ребенка, который играет в конструктор. В нашем дошкольном учреждении создана комната для конструирования и там предоставлено 44 вида конструкторов.
Дети с помощью игры в конструктор овладевает навыками моделирования пространства, учатся преобразовывать предметные отношения различными способами - комбинированием, конструированием по собственному замыслу, настраиванием, пристраиванием.
Инженерное мышление определяется как вид познавательной деятельности через игру с конструктором. Формула инженерного мышления : знания, умения анализировать, прогнозировать, устанавливать логические связи, находчивость, изобретательность, усидчивость, творческий подход, умение развивать сюжет игры и рассуждать о ней.
Данный тип мышления необходим современным детям, так как они растут в окружении технических игрушек, которые вводят детей в мир техники. Например, предметы бытовой техники, различные виды транспорта, игрушки, отражающие технику приборостроения (бинокли, кинокамеры, фотоаппараты и т. д., промышленное оборудование (робототехника, транспортёры и т. д.) мы приучаем с раннего возраста исследовать цепочку "кнопка-процесс-результат", вместо простому нажатию кнопки.
4. Физическая активность для растущего организма очень важна. Не кажется ли вам, что наши дети стали меньше двигаться?
ответ: У детей, которые с детства часто и много двигаются, лучше развита моторная функция, которая влияет на потребность в физической активности в будущем. Современные дети, не в пример прошлым поколениям, развиты эмоционально и психически, при этом физическое развитие и общий уровень здоровья детей стал гораздо хуже.
Спорт и движение — это здорово. Взрослые должны стать примером. Если мама и папа предпочитают вечер с телефоном прогулке в парке — вряд ли ребёнок сделает противоположный выбор. Если мама и папа делают зарядку - то и ребенок с удовольствием повторит. Зачастую сейчас родители, работая в режиме многозадачности не успевают отдыхать и то время, которое нужно быть с ребенком и заняться здоровым образом жизни - уходит на отдых, а дети предоставлены самим себе.
Мое мнение - регулярные физические нагрузки необходимы для поддержания умственных процессов, повышения способностей к обучению. Я стараюсь со своими воспитанниками приучать родителей к физическим спортивным нагрузкам, например, поставить машину дальше от магазина и пройдись быстрой ходьбой или пробежаться наперегонки, кто первый. И вы знаете - это работает!
5. Моё убеждение, что заниматься спортом детей надо заставлять. А как быть с интеллектуальным развитием или, скажем, приобщением к искусству?
ответ: Детей нужно знакомить с искусством, это знакомство должно начинаться как можно раньше, а именно, с раннего детства. Не случайно эстетическое воспитание, рассматривается как развитие способности понимать, воспринимать, чувствовать прекрасное в окружающем мире и искусстве.
Только через искусство, по мнению советского живописца, педагога Бориса Михайловича Неменского, человек способен не только понять, но и «пережить опыт предшествующих поколений».
По моему мнению, каждый человек ежедневно сталкивается с искусством, но не все могут понять его, увидеть вокруг себя все живое и прекрасное. Воспринимая произведения искусства, ребенок становится наблюдательным, эмоционально отзывчивым. Искусство создает радость общения с товарищами, формирует умение сопереживать.
Например, занятия рисованием, изобразительным творчеством смогут дать ребенку те необходимые знания, которые ему нужны для полноценного развития, для того чтобы он почувствовал красоту и гармонию природы, чтобы лучше понимал себя и других людей, чтобы выражал оригинальные идеи и фантазии, чтобы стал счастливым человеком.
Вопросы ЧАСТЬ 2
1. Как педагог скажите мне. Вот сколько часов в день ребёнку нужно заниматься?
ответ: Любая непосредственно образовательная деятельность (НОД) в дошкольном возрасте проходит через игровую деятельность, ребенок может заниматься, играя и час и два и три. Понятия занятия в школе и в детском саду - это разные вещи. Я считаю, что младшие школьники могут заниматься 2,5-3 часа с промежутками на физминутками во время урока и переменки между уроками.
2. Чем больше всего ( кроме телефонов:) интересуются современные дети?
ответ: Большинство современных детей дошкольного возраста увлекаются конечно же телефонами, а точнее играми или роликами из ютуба, а также приложениями такими как тик ток или лайки. Или же просмотром мультфильмов, а затем после просмотра, выпрашиванием у родителей в приобретении персонажей из этих мультиков, которыми играют не много по времени, так как выходят все более новые, а с ними и новые персонажи. Так же возрастает интерес у детей к европейским праздникам, например, день святого валентина, и они не хотят слышать, к сожалению, что в этот день много лет назад был освобожден наш город от немецко-фашистских захватчиков.
3. Про бешеный ритм жизни и «клиповое» мышление мы сегодня уже говорили. В этом контексте очень важно понять — стоит ли учить наших детей вдумчивости или лучше подготовить их к реальной скорости жизни и работе с огромными массивами информации?
ответ: Надо просто учитывать все плюсы и минусы такого порядка вещей и учить детей жить в условиях бесконечного информационного потока, постоянно рассказывая детям о такой скорости жизни.
Главное наверное, нашим детям нужно постоянно напоминать важное правило, что существует три канала восприятия всего мира: это зрение, слух и тактильное ощущение. Лучше всего запоминается информация если их использовать три сразу, например, у дошкольников - увидеть, услышать, воспроизвести, а у младших школьников - услышать, прочитать, записать. Дошкольники наслаждаются процессом обучения и удивляются результатом. Что нельзя сказать о школьниках, которым не важен процесс, результат есть и точка.
Будущее принадлежит детям. С этим утверждением невозможно не согласиться. И представители современного поколения, безусловно, будут строить его таким, каким им будет оно удобно.
4. Давайте пофантазируем. Оказались современные дети в 80-ом году. Встретились со своими сверстниками из СССР. Давайте их сравнимВыделим отличительные черты.
ответ: Мы дети каждый своего времени
1980гг
Девочки
1. Резиночки
2. Вязали, вышивали
3. Вели разрисованные тетради со стихами, песнями, анкетированием и гаданиями.
4. Классики
5. Пятнашки
2000гг
1. Куклы лол
2. Куклы Инчантимос, похожие на животных с детенышами животных
3. Косметика
1980гг
Мальчики
1. Рогатки
2. Тарзанки
3. Вышибалы
4. Войнушка - Чапаевы все были
2000гг
1. Заморозка
2. Туки-туки
3. Догонялки не касаясь земли
4. Войнушка - Бетмены, супер герои
Все вместе играли в п/и Казаки- разбойники Квест игры. Форд-Боярд
Электронные игры: Волк ловит яйца, тетрис Телефоны, планшеты - игры
За основу с/р игр брали модные на тот момент фильмы или сериалы. Современные дети берут за сюжет мультфильмы 2000гг
5. К скольки годам у ребёнка формируются склонности? Как их распознать?
ответ: У каждого возраста они свои
Музыкальный дар
Иногда его проявления можно заметить у годовалого малыша.
эмоционально реагируют на музыку,
двигаются в такт;
узнают песню по первым нотам;
легко воспроизводят услышанную мелодию;
сами сочиняют простые песенки;
любят играть с музыкальными инструментами.
Задатки художника
Будущие художники с 3-5 лет:
подолгу и с удовольствием занимаются рисованием, лепкой, аппликацией; передают характерные особенности предмета или персонажа;
не нуждаются в шаблонах, без подсказок открывают новые техники и приемы; замечают красоту вокруг себя, любуются радугой, искрящимся снегом, с удовольствием рассматривают картины в музеях;
мастерят поделки прикладного характера, которыми можно украсить интерьер комнаты или использовать для создания стильного образа (бусы, браслеты).
Артистические данные
Вашему малышу близка эта стезя, если он:
любит выступать перед публикой;
очень эмоционален;
выразительно жестикулирует;
подражает любимым героям, пародирует их движения, поведение, голос; рассказывая о чем-то, пытается вызвать у слушателя определенную реакцию.
Литературный талант проявляется достаточно поздно. Это может произойти в юношестве или во взрослом возрасте. Однако некоторые предпосылки можно заметить уже у дошкольников. К ним относятся:
любовь к книгам;
умение увлекательно и логично пересказать сюжет;
большой словарный запас;
интерес к сочинению собственных историй, стихов;
богатая фантазия.
Спортивные задатки
в возрасте 4-5 лет. Стоит подумать о выборе спортивной секции, если ваш малыш: очень подвижен;
отличается хорошей координацией, гибкостью, силой, ловкостью, выносливостью; не боится упасть или получить синяк, покоряя очередную конструкцию на детской площадке;
любит играть в спортивные игры, участвовать в соревнованиях;
способен проявить завидное упорство, обучаясь кататься на коньках или прыгать через скакалку.
Технические склонности
Заметить их можно в старшем дошкольном возрасте. Такие дети:
предпочитают играть с машинками и конструкторами;
собирают из имеющихся в наличии деталей новые модели;
часто рисуют транспорт и технику;
пытаются самостоятельно что-нибудь "починить";
любят помогать отцу с ремонтными работами;
разбирают игрушки и приборы, чтобы понять, как они сделаны.
Интеллектуальные способности
О возможном таланте к наукам у малыша свидетельствуют: любознательность; отличная память; интерес к учебе; наблюдательность; способность подолгу концентрироваться на интеллектуальных занятиях; попытки поставить собственные опыты, эксперименты; любовь к чтению энциклопедий; увлечение ребусами, загадками на сообразительность и логику