Лариса Анатольевна Голубина
Участие родителей в творческих мероприятиях по взаимодействию ДОУ и школьной библиотеки
▼ Скачать + Заказать документы
"Книги-это корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению» Фрэнсис Бекон
Важной задачей современного общества является создание и поддержание такого образовательного пространства, которое соответствует лучшим культурным традициям страны и базовым жизненным ценностям народа, а так же способствует развитию и становлению всесторонне развитой личности, формированию у подрастающего поколения духовного и нравственного начал. Ощутимую помощь в этом может оказать взаимодействие детского сада, семьи и школьной библиотеки.
Публикация «Участие родителей в творческих мероприятиях по взаимодействию ДОУ и школьной библиотеки» размещена в разделах
- Библиотека. Знакомимся с библиотекой
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Преемственность детского сада и школы. Взаимодействие ДОУ со школой
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Дошкольный возраст – время активного становления читателя в ребенке, требующее совместной работы всех заинтересованных сторон. Именно библиотека обладает уникальными ресурсами для эффективной поддержки рекламы чтения, формирует у детей интерес к чтению как источнику чего-то нового, увлекательного или поучительного. На вопрос: «Какая твоя любимая книжка?» – наиболее популярными были «Русские народные сказки» - «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба»… С. Я. Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребенке "талант читателя".
Как помочь детям полюбить книгу и повысить познавательный интерес? На этот вопрос я искала ответ. Перед нами педагогами стала задача о необходимости работы с родителями.
Свою работу начала с общения и анкетирования среди родителей, в результате которого выяснилось:
- Родители не часто покупают новые книги.
- Совместное чтение детской книги происходит довольно редко.
- Родители крайне редко бывают с детьми в библиотеке.
Выступая на родительском собрании, я зачитала результаты анкетирования родителей и вызвала их на дискуссию о необходимости развития интереса и любви к книге. В ходе обсуждения данной проблемы мы пришли к выводу, что приобщение ребенка к литературе, воспитание будущего читателя должно реализовываться на специально организованных мероприятиях, совместной деятельности педагогов, библиотекарей и родителей.
Цель нашей работы состоит в том, чтобы способствовать формированию устойчивого интереса дошкольников к книге, художественной литературе через создание единой системы работы между ДОУ, библиотекой и семьей через решение следующих задач:
• Повысить эффективность работы по приобщению дошкольников к книге через взаимодействие всех участников образовательного процесса: педагогов, работников библиотеки, детей, родителей.
• Сформировать у детей интерес к библиотеке.
• Способствовать зарождению традиций семейного чтения.
• Повысить педагогическую культуру родителей по проблеме приобщения дошкольников к книге.
• Воспитывать бережное отношение дошкольников к книге, как результату труда многих людей.
• Способствовать развитию памяти, речи, внимания.
• Развитие литературной речи.
• Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
В нашей работе мы основываемся на следующих принципах: родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей; это единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей. А главная задача педагога не только воспитывать самих детей, но ещё и убеждать, просвещать и настраивать родителей на реализацию идей, заложенных в нашем направлении, на изменение или корректировку своих представлений о детской литературе и детском чтении, путях и способах приобщения ребенка к книге, установления эмоционального контакта с детьми посредством чтения. От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.
Сотрудничество с детской библиотекой, по нашему мнению, это эффективный способ оказания помощи семье и ребенку в социализации с ориентацией на основные ценности отечественной культуры. Мы стремимся достичь определё нных положительных результатов:
Предполагаемые результаты:
Дети Педагоги Родители
1. Пробудить у детей интерес к общению с книгой.
2. Научить детей (с опорой на прочитанное произведение) различать доступные жанровые особенности сказок, рассказов, стихотворений.
3. Расширить представления детей о значении библиотек в жизни человека. 1. Приобретение педагогами нового опыта по развитию интереса к художественной литературе дошкольника.
2. Пополнить развивающую среду в группах детского сада.
3. Сформировать банк методических материалов по теме проекта. 1. Повысить компетентность членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя.
2. Установление тесного сотрудничества между социальными партнерами: педагогом, родителями и библиотекой, в вопросах воспитания у старших дошкольников интереса к книге и чтению.
3. Привлечение к пополнению предметно-развивающей среды по художественной литературе в группах.
4. Участие в совместных мероприятиях по художественной литературе.
Для посещения школьной библиотеки наша группа делает предварительный опрос родителей о согласии выхода за территорию детского сада, т. к. библиотека находится недалеко от нас, но все же за её пределами. В соответствии с приказом и в сопровождении наших педагогов и родителей воспитанников наша группа посещает различные мероприятия в школе.
Иногда возникают трудности по посещению библиотеки из-за загруженности педагога-библиотекаря Надии Джумакуловны. Но в освободившееся время она всегда готова нас принять.
Также возникают трудности среди организации в творческих мероприятиях родителей. Некоторые родители чересчур застенчивы или не имеют опыта публичных выступлений и робки. Мы начинаем проводить работу с такими родителями по эффективности общения, в результате они раскрываются, достигают успеха и принимают участие в наших совместных мероприятиях.
При определении тематики досуга сотрудники библиотеки учитывают принцип индивидуального подхода к отбору содержания в работе с детьми и интересы детей конкретной возрастной группы.
Совместно с родителями были проведены ряд досугов в школьной библиотеке. Родители рассказали о своём детстве, как они любили читать и с удовольствием посещали библиотеку. Ещё мы провели тематические мероприятия с детьми по народному творчеству.
Некоторые родители наших воспитанников очень творческие люди и замечательно умеют играть в театральных представлениях, посвящённых народному творчеству. Ведь родители это первый пример для детей. Первыми, кто передает ребенку опыт в непосредственном эмоциональном, нравственном, художественно-эстетическом, социально-личностном развитии становятся близкие взрослые, прежде всего его семья.
В результате совместной работы родителей, педагогов ДОУ и сотрудниками школьной библиотеки удалось расширить кругозор детей, решить многие образовательные задачи, повысить познавательный интерес детей к изучению народного творчества.
Наш опыт по литературному развитию дошкольников дает ощутимые результаты: выпускники ДОУ становятся постоянными читателями детской библиотеки, интерес к книге, вызывает у детей желание научиться раньше читать, педагоги школы отмечают высокий уровень подготовки детей к обучению.