Татьяна Косенко
У нас в гостях мастера народной росписи. Конспект занятия в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Обобщить знания детей о народных росписях : хохломской, городецкой, гжельской. Познакомить с жостовской росписью. Учить детей находить отличия росписей. Развивать чувство эстетического восприятия, художественной гармонии, умение объективно оценивать свои работы и работы других детей. Развивать диалоговую речь детей, умение выстраивать диалог со сверстниками, эмоциональную речь.
ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ
Публикация «У нас в гостях мастера народной росписи, Конспект занятия в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2013
Выставка детских работ ; предметы быта, расписанные хохломской, городецкой, гжельской и жостовской росписью.
У мастеров : кисти, гуашь,акварель, бумажные заготовки (у мастера из хохломы – ложка, у городецкого мастера – доска, у гжельского – кружка)
Для музыкантов : деревянные ложки, колокольчик.
Дипломы для детей, чьи работы признаны лучшими.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Проведение цикла занятий по народным росписям. Разучивание песни «калинка» и хороводов «калинка» и «во саду ли в огороде», игры на народных инструментах мелодии «калинка».
Ход ЗАНЯТИЯ
В. : Ребята, мы с вами познакомились со многими росписями. Все они зародились у нас, в России. Сегодня к нам в гости приехали мастера из разных уголков нашей страны. Они приехали для того, чтобы посмотреть, чему вы научились и что знаем о народных росписях. Мастера нам будут загадывать загадки, задавать вопросы, а мы должны постараться с вами ответить на них. Иастера превратили наш музыкальный зал в выставочный. Они ждут нас там. И мы с вами сейчас отправимся навыставку.
(Под русскую народную мелодию «Во поле берёзка стояла…» дети,взявшись за руки, «цепочкой» за воспитателем заходят в зал. Мастера сидят за столами, расписывают бумажные заготовки)
В. : Здравствуйте, уважаемые мастера! Мы очень рады видеть вас у нас в гостях. Какую великолепную выставку вы приготовили для нас! А какие росписи вы представляете?
Мастер хохломы : Резные ложки и ковши
Ты разгляди-ка, не спеши.
Там травка вьётся, и цветы
Растут нездешней красоты.
Блестят они, как золотые,
А может, солнцем залитые.
В. : Ребята, про какую роспись мастер загадал вам загадку?
Д. : Хохломская роспись.
Мастер городца : Из липы доски сделаны
И прялки, и лошадки…
Цветами разрисованы,
Как будто полушалки.
Там лихо скачут всадники,
Жар-птицы ввысь летят.
И точки чёрно-белые
На солнышке блестят.
Д. : Городецкая роспись.
Мастер гжели : Снежно-белая посуда,
Раскажи-ка : ты откуда?
Видно с севера пришла.
И цветами расцвела :
Голубыми, синими,
Нежными, красивыми.
Д. : Гжельская роспись.
(Мастер гжели приглашает к своей выставке, другие мастера идут со всеми детьми и тоже отвечают на вопросы. Дети вместе с воспитателем рассматривают стенд.)
В. : А сейчас, ребята, мастер хочет нас о чём-то спросить.
М. Гжели : Где зародилась гжель?
Д. : Гжель зародилась под москвой.
М. : Какие названия есть у этой росписи?
Д. : Холодная, северная, зимняя.
М. : Почему её так называют?
Д. : Гжель имеет такие названия потому, что в этой росписи используются только холодные цвета.
М. : А какие это цвета?
Д. : Синий и все его оттенки.
М. : А как вы получаете оттенки?
Д. : Голубые – путём смешивания синей и белой красок, а тёмно-синие – путём путём смешивания синей и чёрной.
М. : Правильно, молодцы. Я посмотрел ваши работы и больше всего мне понравились три из них. Этим ребятам я хочу вручить дипломы.
(Вручение дипломов. Мастер хохломы приглашает детей к своему стенду.)
М. Холомы : Посмотрите, какие красивые вещи есть у меня! Но ещё здесь есть и ваши работы. Они очень красивые и нарядные.
(Дети рассматривают выставку)
В. : Мастер, ты,наверное хочешь что-нибудь узнать у нас?
М. : Да, хочу. Ребята, вы знаете где зародился этот промысел?
Д. : хохломской промысел зародился в селе Хохломское в Нижегородской губернии.
М. : А в каком селении сей час ведётся этот промысел?
Д. : В селе Новопокровское.
М. : Какие элементы узора вы знаете?
Д. : Травка, завиток, кудрина, ягодка, яблочко, цветок, бутон и т. д.
М. : Хохлому пишут не всеми цветами красок, а какими?
Д. : Красный, зелёный, желтой, серебряной, чёрной, белой.
М. : С одной из красок происходит чудо. Что это за чудо?
Д. : Вначале посуду покрывают серебряной краской, затем олифят и обжигают в печи. А в печи серебро превращается в «золото» .
М. : Какие названия есть у хохломы?
Д. : Ажурная, огненная, золотая.
М. : Больше всех работ, мне понравились работы (называет имена детей). Им я хочу вручить дипломы. (Вручает дипломы)
В. : Уважаемый мастер, ребята хотят хотят пригласить тебя на танец «Калинка» .
(И сполняется танец под сопровождение оркестра народных инструметов)
М. Городца : Проходите, пожалуйста к моему стенду.
(Дети рассматривают выставку)
М. : В каких селениях расписывали городецкие прялки?
Д. : В деревнях Курцево, Косково, Хлебаиха.
М. : Какие сюжеты придумывали мастера?
Д. : Свальбы, гуляния, птицы и т. д.
М. : Какие элементы городецкой росписи вы знаете?
Д. : Бутоны, травка, птицы, лошадка и т. д.
М. : Что такое «оживка»?
Д. : Это элемент росписи, который как бы оивляет цветы, листочки, птиц и т. д., делает их интереснее.
М. : Молодцы! Я посмотрел ваши работы и больше всего мне понравились работы (называет имена детей). Им я хочу вручить дипломы.
(Вручение дипломов)
В. : Ребята, мы с вами знаем хоровод, который по сюжету очень схож с одним из сюжетов городецкой росписи. Что же это за хоровод?
Д. : «Во саду ли в огороде».
(Дети исполняют хоровод «Во саду ли в огороде»)
В. : Ребята, а у меня есть для вас загадка :
Круглые, железные,
В хозяйстве полезные.
Чёрные, желтые, красные,
Удивительно прекрасные.
Д. : Это подносы.
В. : Правильно. Это жостовские подносы. И сейчас я вас приглашаю к последнему стенду. Я хочу вас познакомить с удивительной росписью – жостовской. Жостовская роспись зародилась в Московской губернии в деревнях Жостово, Осташково, Новосильцево. Жостовом расписывают подносы. Эти подносы, сделанные из железа, получили название «жостовские подносы». Поднос – необходимая человеку вещь. Он удобен, когда надо поднести к столу угощение, особенно горячие блюда. Он необходим на столе как подставка под разные предметы и напитки. На подносе часто ели в одиночку или вдоём, чтобы не сервировать стол, или в дороге. А ещё, подносы украшали стены купеческих и мещанских домов, трактиров, чайных.
Роспись – главная в жостовском промысле, но в создании подноса принимают участие многие мастера, в том числе кузнецы, шпатлёвщики, лакировальщики, шлифовальщики, «уборочники». Раньше, вырезанный из железной заготовки, поднос кузнецы выковывали вручную, тонкими молоточками выравнивали поверхность. Сейчас подносы штампуются на механическом прессе. Формы подносов разнообразны. Есть и круглые, и овальные, и прямоугольные с фигурными краями.
Московские живописцы составляют свои букеты из цветов земли и её плодов. Жостовские букеты никогда в точности не повторяют живые цветы, их не пишут с натуры. Жостовские живописцы пишут букеты удивительно быстро. Опытный мастер, если надо, может расписать за один день 5-10 подносов. Во время работы поднос постоянно вращают на коленях, чтобы видеть роспись со всех сторон. Писать быстро очень трудно : нужна твёрдая рука, чтобы вовремя нанести необходимой формы мазки, ведь художник пишет без предварительного рисунка, он сразу рисует кистью. Жостовская роспись не допускает небрежностей.
Рисуют художники в основном цветы : маки, тюльпаны, астры, пионы, колокольчики, васильки, незабудки, ромашки и др. Эти цветы собираются в букет, венок, гирлянду, дополняются листьями и мелкими веточками. Но самый любимый элемент мастеров – это роза. Роза – царица цветов, но она и самая хрупкая :
Недолог розы срок : чуть расцвела – увяла!
Знакомство с ветерком едва свела – увяла!
Недели не прошло, как родилась она,
Темницу тесную разорвала – увяла!
Хоть роза и увядает быстро в природе, на подносе она живёт веками. Потому жостовскую роспись называют неувядающей, вечной росписью.
(Мастера рассаживаются за столы, продолжают расписывать изделия)
В. : Вот мы с вами и прошлись по нашей выставке. Вам понравилось?
(ответы детей) Мастера снова сели за работу, не будем им мешать. Давайте поплагодарим их за выставку и попращаемся.
(Под мелодию «Во поле берёзка стояла» дети за воспитателем цепочкой выходят из зала)