Полина Чередниченко
Тьюторское сопровождение детей с расстройством аутистического спектра в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время наблюдается увеличение числа детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). По всему миру насчитывается около 200 миллионов детей, имеющих различные ограничения, включая расстройства аутистического спектра (РАС). РАС представляет собой сложные нарушения психического развития, которые проявляются в социальной дезадаптации и затруднениях в взаимодействии с окружающими. Дети с РАС часто испытывают проблемы в общении и имеют тенденцию к стереотипному поведению, что выражается в многократном повторении одних и тех же действий.
Публикация «Тьюторское сопровождение детей с расстройством аутистического спектра в ДОУ» размещена в разделах
Тьютор – это специалист, который исследует увлечения ребенка и формирует условия для его роста и развития. Главной задачей тьюторского сопровождения является индивидуальная поддержка детей с расстройствами аутистического спектра.
Чем должен заниматься тьютор? Он должен заметить и осознать интересы ребенка, открывая перед ним потенциальные пути для его роста. Необходимо научить ребенка «прислушиваться к себе» и планировать собственный темп активности. Для родителей тьютор — это педагог, который будет заниматься образовательной программой ребенка и его сопровождением. Поэтому родители являются первыми помощниками тьютора, способствуя более глубокому пониманию потребностей своего ребенка.
Основная цель тьюторского сопровождения заключается в индивидуальном сопровождении детей с расстройствами аутистического спектра (РАС, которые способны решать важные жизненные задачи в пределах своих возможностей. В задачи такого сопровождения входит : обеспечение безопасности и здоровья ребенка, коррекция его физического развития; развитие коммуникативных навыков и создание, а также поддержание социальных связей с окружающими; обучение адекватному поведению в социальном окружении; формирование навыков бытовой и трудовой деятельности, необходимых для самостоятельной жизни; приобретение основных практических знаний об окружающем мире и освоение доступных творческих форм деятельности.
Основным результатом работы тьютора в детском образовательном учреждении является изменение поведения ребенка, что включает адаптацию к условиям, расширение коммуникативных навыков, а также позитивные изменения в личностном, когнитивном, эмоциональном и творческом развитии, что в итоге способствует повышению его самостоятельности.
Выбор конкретных методов работы тьютора будет варьироваться в зависимости от ситуации. Тем не менее, понимание особенностей развития ребенка с различными нарушениями помогает более точно подбирать технологии поддержки.
Тьюторское сопровождение ребенка с расстройством аутистического спектра (РАС) включает последовательность взаимосвязанных этапов: диагностику, проектирование, реализацию и анализ. Каждый из этих этапов имеет свои особенности и отражает как содержание работы тьютора, так и его методы. Именно наличие нарушений у ребенка определяет подходы к организации работы с ним.
Ключевая задача тьютора при наличии детей с РАС - это помощь в их адаптации к коллективу, стимулирование психологической активности и установление контакта. Работа начинается с того, что ребенку предоставляется возможность самостоятельно изучать пространство для занятий, адаптируясь к обстановке и окружающим предметам.
Дошкольникам с РАС нужна непрерывная поддержка со стороны взрослых. На втором этапе мы также будем создавать совместную активную деятельность, которая направленна на обогащение как эмоционального, так и интеллектуального опыта ребенка. Для решения этой задачи от тьютора требуется умение улавливать эмоциональное состояние ребенка, интерпретировать его поведение и применять это в процессе коррекционной работы. Важно, чтобы каждый раз тьютор поддерживал и мотивировал малыша, а так же помочь ребёнку перейти к более активному и сложному взаимодействию с окружающем миром.
При использовании различных подходов к обучению детей с расстройствами аутистического спектра важно помнить, что каждую игру или занятие следует повторять несколько раз для закрепления результатов. Также крайне важно настроиться на длительное и терпеливое взаимодействие с ребенком с РАС.
В первую очередь, следует изучить возможности ребёнка, при этом использовать не только документацию, но и наблюдения.
Выделяются области актуального и потенциального развития, определяются ключевые задачи для адаптации, а также необходимость в дополнительном оборудовании и приспособлениях. Важно первоначально сосредоточиться на уникальных особенностях восприятия ребенка.
Недостаточные бытовые навыки и трудности в использовании элементарных предметов, таких как расческа или полотенце, требуют особого внимания со стороны тьютора. В начале работы с ребенком важным является формирование базовых умений, так как затрачиваемое на их выполнение время может быть эффективно использовано в дальнейшем.
В ходе выполнения своих профессиональных обязанностей тьютор должен вести документацию, в которой фиксирует результаты своей деятельности по поддержке ребенка с ограниченными возможностями здоровья в рамках дошкольного образовательного учреждения.