Анна Агрикова
Творческое развитие дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Творческое развитие дошкольников.
Автор статьи: Агрикова Анна Денисовна.
Творчество – это одно из важнейших элементов развития личности ребенка, формирование которого напрямую зависит от заинтересованности взрослых и их влиянии на ребенка с раннего детства. Дошкольный возраст – самый оптимальный для проявления первых творческих экспериментов, формирования развития способностей и закладки для дальнейшего развития и определения себя в жизненной позиции и социуме.
Публикация «Творческое развитие дошкольников» размещена в разделах
В прошлом веке исследователи в различных работах по теме творчества и наука, связывали творчество и творческие способности, с интеллектом и умственным развитием каждого человека. То есть творчество напрямую зависело от того насколько человек умен, поэтому возникла необходимость в создании тестов на выявление уровня интеллекта. Но чуть позже те же самые исследования показали, что творческие способности и интеллект не имеют прямой взаимозависимости. Это значит, что корреляции между коэффициентом интеллекта и способностью создавать новое – не было.
Однако в исследованиях стоит отметить несколько основных подходов зависимости творчества от интеллектуальных способностей. Так как предпосылки для данных исследований были весьма перспективны:
1. Творческих способностей как таковых нет. Основное значение в детерминации творческого поведения имеют личностные черты, ценности и мотивация. Интеллектуальные способности являются необходимыми, но не достаточными условиями творческой активности человека;
2. Высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень развития творческих способностей и наоборот. Творческий процесс как специфическая форма психической активности отсутствует;
3. Творческая способность – креативность – это независимый от интеллекта фактор.
Все люди обладают талантом к творчеству, но многие не осознают этого. Некоторые ошибочно считают, что только гуманитарии способны на творческое мышление, в то время как технари не способны к этому. Но творчество не ограничено определенной областью знаний, и каждый может создавать что-то новое в своей сфере интересов. Важно понимать, что возможности творчества присутствуют у каждого человека, и это является неотъемлемой частью нашей природы.
Люди способны сами в себе воспитать, а точнее разбудить, способность к творчеству. Это не значит, что можно убедить себя в том, что ты виртуозный гитарист, однако попробовать посмотреть на конкретный вопрос и окружающий мир в целом под иным углом может каждый.
В психологическом словаре понятие творческие способности определяется таким образом: «творческие способности – это индивидуальные особенности качеств человека, определяющие успешность выполнения им творческой деятельности любого рода».
Итак, исследования привели нас к довольно общему определению:
«творческие способности» - это такие способности, которые позволяют человеку создать нечто уникальное, качественное, что ранее не существовало.
Приступаем к важной части статьи. А именно, к рекомендациям по формированию творческой активности детей дошкольного возраста на основе игровой деятельности.
Во-первых, не стоит забывать про игры на развитие творческого воображения. Игра – неотъемлемая часть жизни, в том числе и развития, ребенка. Через игру, ребенок развивается. В Интернете представлено многочисленное количество разнообразных игр, которые подходят детям разных возрастов. Можно найти то, что понравится и малышам, и более взрослым детям, и, конечно, самим взрослым педагогам.
Приведем примеры таких игр: «Принцесса была…», «Силуэты на асфальте», «Кто? Кто Затейник?», «Я – звезда Голливуда», «Загадочный приз», «Приз в студию», «Обезьянки», «Через пять точек», «Вот так зоопарк», «Спроси у соседа», «Шарада-спектакль» и мн. др.
Могу порекомендовать два пособия, в которых расписана деятельность педагога по развитию воображения у дошкольников :
1. Алябьева Е. А., Как развить воображение у ребенка 4-7 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2021. – 128 с. (Как развить ребенка)
2. Прохорова Л. Н., Развиваем творческое воображение с помощью ТРИЗ-технологий – М. : ТЦ Сфера, 2020. – 112 с. – (Библиотека Воспитателя)
Во-вторых, можно организовать непосредственно-образовательную деятельность в форме творческого занятия. Что здесь имеется в виду? Например, по программе стоит занятие по ознакомлению с окружающим миром «Моя улица». Можно во время занятия не только поговорить с детьми об улице, но также и создать улицу с помощью конструктора. В подобном роде занятие превращается из «скучного» в «познавательное». Дети не только научатся строить дома, дороги, но также и закрепят навыки работать в команде. На рисунках 1 и 2, можно увидеть, как дети взаимодействуют друг с другом на приведенном выше примере занятия.
Рис. 1,2. Фотографии с занятия по ознакомлению с окружающим миром «Моя улица» (младшая группа).
В-третьих, в преддверии летнего периода работа с детьми становится намного интереснее и познавательнее. Ведь времени на игры, на прогулки становится больше в связи с уменьшением непосредственно-образовательной деятельностью. Но это не повод совсем отказаться от занятий с детьми. Лето – удивительное время, когда для творчества нет преград. Летом с более взрослыми детьми можно организовать различные творческие студии (Театральная студия, Студия книги, Студия лепки, Студия рисования и т. д., в процессе которых можно вместе с детьми придумывать различные темы выступлений, истории, придумывать поделки. Кстати, поделки можно делать из самых различных материалов, который можно найти на улице или у себя дома.
Подводя итог можно сказать, что развитие ребенка, в том числе и творческое развитие, зависит только от окружающих его взрослых (родители, педагоги). Если взрослый человек творческий, то и ребенок будет впитывать это творчество и тоже впоследствии станет творческой личностью.