Захарова Оксана
Консультация «Творческое мышление ребенка»
▼ Скачать
Некоторые взрослые считают, что:
творческое мышление никакой логике не подчиняется, оно сродни вдохновению, а значит развивать его бессмысленно;
творческое мышление-это удел людей редких, одаренных;
творческое мышление доступно только взрослым и т. д.
На самом же деле – творческое мышление подчиняется логике, но это особая логика-логика творчества, оно проявляется нечасто, но только потому, что образование редко ставит целью его развитие. Если не делить людей на «творческих» и «нетворческих», учить детей не только действовать по образцу, но и решать проблемные задачи, мышление и вкус к нему будут появляться и возрастать. Дети даже успешнее, чем взрослые, справляются с творческими заданиями. Правда, у ребенка нет самой идеи творчества - идеи создавать нечто принципиально новое. У него есть желание играть, экспериментировать с миром. Только если взрослый не пройдет мимо детского решения, ребенок сам поймет, насколько умная мысль вдруг пришла ему в голову. Поэтому можно сказать, что у детей творческого мышления нет, но оно обнаруживается и развивается, если рядом оказывается взрослый.
Публикация «Консультация „Творческое мышление ребенка“» размещена в разделах
В своей группе творческое мышление у детей, я развиваю через сказку.
Первый шаг – это знакомство со сказкой. Некоторые сказки детям давно уже знакомы («Колобок», «Заюшкина избушка» и т. д., однако они с радостью слушают их еще раз, если создать радость встречи со «знакомыми незнакомцами». Можно предупредить ребят о том, что, хотя сказки им хорошо знакомы, их ждет много удивительного.
Итак, сказка прочитана. Теперь надо задать вопросы. Но вот только зачем мы будем их задавать? Казалось бы, ответ простой – чтобы вспомнить события, происходившие в сказке. Однако более важная задача – понять сказку! Конечно, дети часто знают свои любимые сказки буквально наизусть, однако это вовсе не показатель понимания и не повод для умиления. Механически запомнить сказку гораздо легче, чем разобраться в ее содержании.
На первом этапе работы я задаю вопросы, чтобы восстановить последовательность событий, установить причинно-следственные связи. Опорой для выделения основных событий станут иллюстрации к сказке. Их подобрать не так-то просто, ведь нужны именно те картинки, которые отражают основные эпизоды-структуру сказки. В таких сказках, как «Колобок» или «Заюшкина избушка», важен размер картинок, изображающих
персонажей, так как к этим иллюстрациям будут строиться модели именно в соответствии с размером персонажей.
Для того, чтобы сменить жанр беседы с демонстрации памяти на вдумчивое чтение, нужно продумать вопросы, которые станут «ловушками для мышления». Чтобы вопросы действительно помогали детям и будили их мышление, надо знать об особенностях дошкольного возраста и при составлении вопросов отталкиваться от этих особенностей. Ребенку лучше задавать не закрытые, а открытые вопросы. «Закрытые» вопросы – вопросы, на которые можно однозначно ответить «да» или «нет», и обычно по интонации взрослого вполне можно угадать правильный ответ. Такие вопросы не требуют мышления. «Открытые» вопросы предполагают развернутый ответ–ребенку приходится самому формулировать мысль.
Ребенку трудно восстановить последовательность событий – что за чем следовало в сказке, поэтому не стоит подсказывать, что за чем следовало. Лучше задавать открытые вопросы обо всех ключевых моментах сказки. Им трудно уловить причинно-следственные отношения, в тексте они чаще всего прямо не объясняются, и взрослому кажется, что ребенку они вполне понятны. Однако чаще всего это только иллюзия понимания. Если взрослый не задает вопросов о причинах событий, а останавливается только на их последовательности, дети в ответ бодро пересказывают сказку, не отвечая на вопросы «Почему?» и «Зачем?». Надо заранее придумать вопросы, требующие объяснения причинно-следственных связей.
Часто вместо поиска причины в самой сказке дети ограничиваются общей характеристикой героя (он злой, он добрый). Не стоит давать объяснения за детей, самому договаривать правильный ответ, лучше показать детям, что их версия не очень хороша, что стоит еще подумать. Для этого надо задать дополнительный - уточняющий – вопрос.
В сказках есть ситуации, которые разные герои понимают по – разному (например, один обманывает, а другой – обманывается, не понимает, что с ним хитрят). То, что ситуация видна по – разному с разных позиций, детям не всегда понятно. Но вопросы о том, как воспринимают ситуацию разные персонажи, помогут понять сказку.
Итак, основные правила составления вопросов по содержанию сказки:
задавать открытые вопросы обо всех ключевых событиях сказки;
задавать вопросы не только о последовательности событий, но и о причинно-следственных отношениях в сказке;
задавать вопросы о том, как понимают ситуацию разные герои.
Чтение и первое обсуждение сказки обычно занимает отдельное занятие. В конце его можно предложить кому-нибудь из ребят рассказать сказку по картинкам, прикрепленным к доске.