Получи документы

Творческо-исследовательский проект в младшей группе «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры»

Ирина Фомичева
Творческо-исследовательский проект в младшей группе «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры»
▼ Скачать + Заказать документы

Информационная карта проекта.

Тип проекта : исследовательский, творческий, долгосрочный.

Продолжительность проекта : долгосрочный (октябрь – май)

Участники проекта : дети, воспитатели, родители.

Возраст детей: 2 - 4 года.

Актуальность проблемы

Данный проект актуален, потому что в настоящее время жители самых разных регионов нашей страны стали проявлять всё больший интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины. В дошкольных образовательных учреждениях решаются задачи по раннему приобщению детей к национальной культуре, познанию её прошлого. Если знакомить дошкольников с историей и культурой нашей родины, то это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.

Публикация «Творческо-исследовательский проект в младшей группе „Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры“» размещена в разделах

Цель: формирование представлений у детей о русском крестьянском быте, уважении к русской народной культуре.

Задачи:

1. Познакомить детей с устройством русской избы, с многообразием предметов домашнего обихода, их названием и назначением.

2. Дать им представление об истории быта русского народа.

3. Обогащать словарь детей названиями и выражениями русского словаря.

4. Приобщать детей к общечеловеческим нравственным ценностям (гостеприимство, трудолюбие).

5. Развивать чувственное познание и эстетическое восприятие красоты, окружающего мира предметов и быта.

6. Воспитывать патриотизм, уважение к культурному прошлому России.

7. Привлечь родителей в воспитательно–образовательный процесс.

Планируемый результат:

-дети получат знания об истории крестьянского жилища — избы, о ее устройстве; - познакомятся со старинными предметами домашнего обихода;

-обогатится словарный запас названиями предметов русского быта;

-дети приобщаются к истокам традиционной культуры, понимают и принимают народные игры, обычаи, традиции;

-будут изготовлены некоторые предметы русской избы;

-будет дополнен мини-музей «Русская изба».

-воспитание духовно — нравственной личности посредством приобщения к народным традициям.

ПЛАН РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ.

№ Мероприятие Интеграция областей Срок проведения Практическое

приложение

1 этап – подготовительный.

1. Изучение информации интернет-ресурсов октябрь

2. Оформление наглядного материала для родителей октябрь Папка - передвижка

3. Изучение познавательной литературы на тему «Русская изба» октябрь

4. Подбор экспонатов для будущего музея и изучения жизни на Руси весь период Экспонаты для музея

5. Создание альбомов с иллюстрациями о жизни на Руси для рассматривания детям Познавательное развитие, социально

коммуникативное развитие весь период

2 этап – основной.

1. Беседа на тему: «Что такое русская изба (познакомить детей с жилищем русского народа; расширять представления детей о русской избе как о жилой деревянной постройке). Речевое развитие, социально-коммуникативное развитие октябрь

3-я неделя Экскурсия в музей «Русская изба»

2. Чтение художественной литературы «Лиса и заяц» (познакомить детей со сказкой, помочь понять смысл произведения) Речевое развитие

ноябрь

Театр «Лиса и заяц»

Книга с иллюстрациями

3. Аппликация «Изба» (учить располагать полоски – «бревна» друг за другом, сверху располагать крышу, закреплять умение намазывать клеем всю форму, воспитывать самостоятельность) Художественно-эстетическое развитие Рисунок избы

4. Чтение сказки «По щучьему велению» (приобщать детей к русской культуре, учить следить за развитием сюжета, сопоставлять прочитанное с иллюстрациями, отвечать на вопросы по содержанию) Речевое развитие ноябрь

Иллюстрации к сказке

5. «Как печку топили» (дать детям представления о пользе и вреде огня, познакомить со свойствами огня, воспитывать чувство осторожности и самосохранения). Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие Макет печки, щепки, спички, презентация «Печка»

6. Лепка «Ухват» (учить лепить предмет, состоящий из двух частей, вылепленных из удлиненных кусков пластилина, закреплять умение раскатывать пластилин продольными движениями ладоней и соединять детали) Художественно-эстетическое развитие Декабрь

Ухват

7. Чтение русской народной сказки «Маша и медведь» (учить следить за развитием сюжета, сопоставлять прочитанное с иллюстрациями, прививать интерес к устному народному творчеству) Речевое развитие Книга с иллюстрациями

8. Рассматривание «Старинные предметы домашнего быта» (познакомить детей с предметами быта (стол, лавки, люлька, сундук и др., формировать представления о предметах домашнего обихода, их названиями и назначением).

Конструирование «Стол и лавочки» (постройка по образцу воспитателя, называя основные детали постройки и их цвета) Художественно

эстетическое развитие, познавательное развитие декабрь

Слайды и картинки

9. Лепка «Пирожки» (закреплять умение лепить предметы овальной формы) Художественно-

эстетическое развитие Лавочки, стол

10. Чтение художественной литературы «Три медведя» (продолжать учить следить за развитием сюжета, отвечать на вопросы по содержанию сказки, обогащать словарный запас) Речевое развитие январь

Книга с иллюстрациями

11. С/р игра «Приготовим угощенье всем на удивление» (формировать игровые умения детей, учить объединять несколько взаимосвязанных действий в единый сюжет; учить играть вместе, развивать диалогическую речь) Социально-коммуникативное развитие Наборы посуды, продуктов

12. Аппликация из фантиков «Лоскутное одеяло» (создание образа лоскутного одеяла из красивых фантиков, освоение понятия часть и целое) Художественно

эстетическое развитие январь

Лоскутное одеяло

13. Игровая ситуация «Уложим дочку спать» (учить самостоятельно, организовывать игру, продолжать знакомство с предметами русского быта, побуждать включать в игру пение колыбельных) Социально-коммуникативное развитие, речевое развитие Люлька, кукла

14. Чтение художественной литературы «Гуси-лебеди» (познакомить со сказкой, вызвать желание послушать ее еще раз, отметить атрибуты старины) Речевое развитие февраль

Книга с иллюстрациями

15. Рисование «Украсим сарафан» (закреплять умение рисовать предметы состоящие из нескольких частей, проводить прямые линии в разных направлениях, отрабатывать умение рисования ватными палочками) Художественно

эстетическое развитие, Картинки русского народного сарафана

16. Беседа «В гости к бабушке Варварушке» (знакомить детей с предметами быта в избе, их назначением и значением; с процессом преобразования предметов человеком, развивать интерес к предметам рукотворного мира прошлого, бережное отношение к ним). Речевое развитие, социально-коммуникативное развитие февраль

Альбомы с иллюстрациями

17. «Хозяйкины помощники» (показ детям предметов обихода – коромыслом, вёдрами, корытом, стиральной доской и др., рассказ об их предназначении) Познавательное развитие Картинки

18. Заучивание потешки «Как у нашего кота» (Знакомство детей с обитателем «избы» - котом Васькой) Речевое развитие март Игрушка кошка

19. Аппликация «Украсим коврик» (учить располагать полоски, чередуя их по цвету, закреплять умение намазывать клеем всю форму, развивать чувство ритма, воспитывать самостоятельность) Художественно-

эстетическое развитие, познавательное развитие) Картинки ковриков русской избы

20. «Освещение жилища на Руси» (формировать представление детей о пожароопасных предметах, которыми нельзя самостоятельно пользоваться; дать представление о том, что огонь может приносить не только пользу человеку, но и вред, сформировать чувство опасности огня) Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие

март Альбом с иллюстрация ми, свечка, масляная лампа

21. Д/и «В русской избе» (продолжать расширять представления детей о русской избе и ее обстановке). Социально-коммуникативное развитие Настольно-печатная игра

22. «Старинная русская игрушка» (дать детям представление о том, чем в старину играли) Познавательное развитие апрель Иллюстрации, слайды

23. Наблюдение за изготовлением тряпичной куклы (формировать интерес к народной игрушке, дать представление о возможности изготовления игрушки своими руками; развивать игровые умения детей) Познавательное развитие Кукла

24. «Русские народные музыкальные инструменты» (познакомить детей с музыкальными инструментами (бубен, ложки, колокольчик, трещотка) и их звучанием; вызвать у детей эмоциональную отзывчивость на звучание русских народных музыкальных инструментов и интерес к народному творчеству) Художественно-эстетическое развитие апрель

Бубен, ложки, трещотки, колокольчик

25. Работа с иллюстрированными альбомами (расширять представления детей о жизни на Руси, закреплять название предметов старины) Речевое развитие, познавательное развитие Альбомы с иллюстрациями

26. Д/и «Составь узор (по мотивам дымковской росписи)» (учить детей составлять узоры из элементов дымковской росписи, формировать способности к творческому созданию и комбинированию элементов в композиции). Познавательное развитие май

Дидактическая игра

27. Аппликация «Матрешка для мамы» (учить аккуратно, наклеивать детали аппликации, развивать эстетический вкус детей: умение видеть, любоваться и восхищаться красотой русского сувенира) Художественно-эстетическое развитие Матрешки

28. Конструирование «Заборчик для садика Матрешки» (учить ставить кирпичик на длинную узкую грань, потом на короткую узкую и так чередуя по кругу кирпичики) Художественно-эстетическое развитие май

Иллюстрации с забором

29. «На бабушкином подворье» (развитие познавательного интереса к окружающему миру, формирование представлений о домашних животных и птицах, научить детей различать по внешнему виду и называть наиболее распространенных домашних животных и домашнюю птицу, сформировать представление о том какая от них польза). Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие

Фигурки и картинки домашних птиц и животных

Заключительный этап - продукт проекта

1. Оформление мини-музея «Русская изба с детьми и родителями»

2. Создание огорода на окне «У бабули в огороде»

Публикации по теме:

Игра «Что было раньше, что — сейчас» к проекту «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры»Игра «Что было раньше, что — сейчас» к проекту «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры» В августе, после отпуска, я работала на средней, уже почти старшей, группе. Пробовала с детьми играть в свои игры. Однажды одна девочка.

Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств через приобщение к истокам русской народной культуры»Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств через приобщение к истокам русской народной культуры» Формирование нравственно- эстетических чувств, воспитание любви к Родине, к традициям русского народа и культуры основано на общеизвестных.

Настольная развивающая игра «Делу — время, а потехе — час» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»Настольная развивающая игра «Делу — время, а потехе — час» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Представляю вашему вниманию еще одну игру, сделанную к проекту. Я немножко отошла от традиционного лото, но все-таки принцип игры тот же.

Настольная развивающая игра «Наши любимые сказки» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»Настольная развивающая игра «Наши любимые сказки» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Когда-то, работая над проектом по краеведению, я сделала несколько настольных игр, для лучшего запоминания детьми объектов родного города.

Педагогический проект во второй младшей группе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»Педагогический проект во второй младшей группе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Тип проекта: По доминирующей деятельности: познавательно - творческий. По времени проведения – краткосрочный. Участники проекта: дети.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры на примере ознакомления с декоративно-прикладным искусствомПриобщение детей к истокам русской народной культуры на примере ознакомления с декоративно-прикладным искусством «Приобщение детей к истокам русской народной культуры на примере ознакомления с декоративно-прикладным искусством» Подготовили: Воспитатель.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игрПриобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игр Народные игры передаются из поколения в поколение, привлекая своей простотой, смыслом и интересным сюжетом. Большинство игр на Руси связано.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха»Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха» Пасха во веки веков была праздником особенно торжественным и семейным, отмечали и отмечают её, в основном, в кругу родных людей. Люди по.

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчестваПриобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчества Проблема приобщения детей к культурно-историческому наследию русского народа становится с каждым годом все острее. Одной из самых важных.

Приобщение родителей к истокам русской народной культуры через традиционную тряпичную куклу. (Часть первая)Приобщение родителей к истокам русской народной культуры через традиционную тряпичную куклу. (Часть первая) Паспорт проекта Тип проекта: познавательно - творческий По времени проведения : долгосрочный. Участники: родители, воспитатель. Актуальность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Творческо-исследовательский проект в младшей группе «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры»
Опубликовано: 29 декабря 2022 в 16:42
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Творческо-исследовательский проект в младшей группе «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Фомичева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД