Вера Репешевская
Творческий проект в первой младшей группе «Первые сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
Автор проекта : Репешевская Вера Павловна, воспитатель первой младшей группы МБДОУ детский сад №31 г. Каменск-Шахтинский
Название проекта : «Первые сказки»
Тип проекта
По содержанию: творческий
По числу участников проекта : групповой.
По времени проведения: краткосрочный (1 неделя)
По характеру контактов: в рамках ДОУ
По характеру участия ребенка в проекте : участник от зарождения идеи до получения результата.
Публикация «Творческий проект в первой младшей группе „Первые сказки“» размещена в разделах
Участники проекта : Елисеева Е. В. воспитатель 1-й младшей группы, дети 2-3 лет, воспитатели, родители воспитанников.
Актуальность проекта : Приобщаясь к традиционному русскому фольклору через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, осваивает его красоту, но и приобщается к культуре своего народа.
Именно сказки являются материалом для обучения детей родной речи.
Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. К. И. Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».
Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Дети сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, любовь и ненависть; гнев и сострадание. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми». Поэтому те уроки, которые дает сказка, — это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.
Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку. Данный проект поможет развить у детей устную речь, его фантазию и воображение, повлияет на духовное развитие, научит определенным нравственным нормам.
Очень важно использовать в своей работе театрализованные игры, игры-драматизации, сюжетные игры на темы знакомых детям фольклорных произведений. Они проходят по известному детям сюжету, но оставляют малышам простор для творчества, импровизации. Кроме того, сказка и театр являются огромными психологическими помощниками в адаптационный период, они, как никто другой могут отвлечь и успокоить малыша.
Цели проекта : развитие интереса детей к русским народным сказкам, создание условий для активного использования сказок в творческой деятельности детей.
Задачи проекта :
1. познакомить и закрепить знания детей о русских народных сказках;
2. привлечь детей к совместной театрализованной деятельности;
3. развивать речь, воображение, мышление;
4. развивать элементы детского творчества в продуктивной деятельности.
5. повысить педагогическую компетентность родителей в воспитании детей младшего дошкольного возраста через устное народное творчество.
Планируемый результат:
Дети:
- знакомство с фольклором русского народа;
- накопление у детей эстетического и эмоционального опыта, при чтении и обсуждении сказок;
- развитие артистических способностей посредствам участия в простых инсценировках сказок;
- развитие образного мышления, фантазии, творческих способностей;
Родители:
- создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей, приобретенного в детском саду;
- развитие личностных качеств ребёнка посредством сказки;
- заинтересованность родителей жизнью группы, желание участвовать в ней.
Взаимодействие с семьей:
- Беседа с родителями на тему: «Читаем детям сказки»
- Консультация «Роль сказки в воспитании детей младшего дошкольного возраста»
- Памятка «Какие сказки читать маленькому ребёнку на ночь».
- Акция «Подари книгу со сказками в группу»
Продукты проекта :
- Выставка детских работ
- Выставка сказок, подаренных родителями на книжной полке.
- Театр кружек «Теремок»
- Портфолио проекта.
Этапы реализации проекта.
I. Подготовительный этап:
1. Определение педагогом темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результата.
2. Изучение психолого-педагогической литературы на тему: «Приобщение детей раннего возраста к русскому народному творчеству».
3. Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.
4. Подбор материала для совместной образовательной деятельности с детьми (книги со сказками, различные виды театра, сюжетные картинки, дидактические игры, фонограммы, сказки и видеоматериалы по теме (на USB-флеш-накопителе, материалы для продуктивно-творческой деятельности).
II. Основной этап реализации проекта :
ПЛАН ПРОЕКТНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ.
№ Организованная образовательная деятельность Задачи Совместно-организованная деятельность Взаимодействие с родителями
Понедельник
1
Чтение сказки «Курочка ряба» с рассматриванием иллюстраций Познакомить детей с содержанием сказки «Курочка Ряба»; учить рассматривать рисунки-иллюстрации, слушать, сопереживать героям и понимать воспитателя, воспитывать бережное отношение к книге. - П/и «Вышла курочка гулять»
- Рисование «Украсим яичко Курочки Рябы»
- Играем в сказку. Пальчиковый театр «Курочка Ряба»
- Просмотр видеосказки «Курочка Ряба» Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.
Вторник
2 Чтение сказки «Репка» с рассматриванием иллюстраций Познакомить детей с содержанием сказки «Репка»; учить слушать произведение, в процессе рассматривания иллюстраций активизировать речь; помочь запомнить кто за кем идет в сказке. - Д/и «Кто за кем?»
- Играем в сказку. Театр матрешек «Репка»
- Просмотр видеосказки «Репка» Беседа с родителями на тему: «Читаем детям сказки»
Среда
3 Чтение сказки «Теремок» с рассматриванием иллюстраций Познакомить детей с содержанием сказки «Теремок»; учить слушать, рассматривать иллюстрации, вызвать желание рассказать сказку вместе с воспитателем; способствовать активизации речи; учить выполнять действия, о которых говорится в сказке. - Д/и «Кто как кричит?»
- Конструирование «Теремок»
- Просмотр видеосказки «Теремок» Консультация «Роль сказки в воспитании детей младшего дошкольного возраста»
Четверг
4 Чтение сказки «Колобок» с рассматриванием иллюстраций Познакомить детей с содержанием сказки «Колобок»; учить слушать, рассматривать иллюстрации, вызывать эмоциональный отклик на прочитанное произведение. - Рисование «Дорожка для колобка»
- Настольный театр игрушки «Колобок»
- Просмотр видеосказки «Колобок» Памятка «Какие сказки читать маленькому ребёнку на ночь».
Пятница
5 Театр кружек «Теремок» Учить детей участвовать в инсценировках, развивать способность следить за действиями педагога, активно проговаривать простые и более сложные фразы. - Д/и «Собери сказку»
- Беседа: «Книги – лучшие друзья»
- Подведение итогов проекта
Акция «Подари книгу со сказками в группу»
III. Заключительный этап:
1. Подведение итогов проекта.
- Составление портфолио проекта;
- Театр кружек «Теремок»;
- Представление портфолио и фотоотчета проекта.
2. Анализ результатов работы.
Анализируя проделанную работу можно сделать следующие выводы:
1. Тема была выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды их деятельности.
2. Отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с первыми русскими народными сказками. Дети проявляли интерес и желание слушать и смотреть свои первые сказки.
3. Возросла речевая активность детей. Что положительно повлияло на самостоятельную игровую и продуктивную деятельность детей, дети включают в игры сюжеты сказок и пытаются осуществить ролевой диалог.
Итог
На протяжении всего этого времени была проведена огромная работа и с родителями наших воспитанников и, конечно, с детьми. Согласно поставленным целям и задачам, мы знакомили детей с русскими народными сказками «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Колобок». Играли в дидактические, подвижные и пальчиковые игры по мотивам русских народных сказок, разгадывали загадки, собирали пазлы. Проводили занятия по изодеятельности по сюжетам сказок. Смотрели видеосказки. Через имитацию образов героев дети научились различать добро и зло, характеризовать поступки героев, поведение, выражать эмоции и понимать чувства других. Увеличился словарный запас детей.
В группе созданы необходимые условия по приобщению детей к сказкам, повысилась активность участия родителей в жизнедеятельности группы. У родителей повысился интерес к развитию творчества, знаний и умений у детей. Повысился рост уровня информированности родителей о влиянии сказок на воспитание детей младшего дошкольного возраста.
Проект оказался актуальным т. к. помог развить творческую сферу ребенка, расширить кругозор детей на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной творческой деятельности детей.