Елена Мозалева
Творческий проект «Сочиняем сами»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка - детский сад №32»
Творческий проект :
«Сочиняем сами»
Автор: Мозалева Елена Николаевна, учитель-логопед
Рязань
Краткая аннотация проекта.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка - детский сад №32»
Автор и руководитель проекта :
учитель-логопед Е. Н. Мозалева
Проект «Сочиняем сами»
Публикация «Творческий проект „Сочиняем сами“» размещена в разделах
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2019
Данный проект направлен на обогащение речи дошкольников, формирование желания у них к самостоятельному творчеству, умению составлять загадки, небольшие по содержанию сказки и рассказы, овладение навыком публичных выступлений; повышение профессионализма педагогов в использовании метода проектов в образовательной деятельности.
Он реализуется через серию комплексно-тематических и интегрированных занятий с детьми, практикумов с педагогами и родителями, обмен опытом за «круглым столом», творческие медиапрезентации.
Особое внимание уделяется знакомству детей с речевыми играми и формирование у них способов словообразования и словотворчества, созданию собственных мини-сочинений разных жанров. Готовые работы дети представляют на различных мероприятиях: праздниках, родительских собраниях, днях открытых дверей и т. д.
Проект «Сочиняем сами»
• по доминирующей деятельности: творческий;
• по количеству участников: коллективный;
• по продолжительности: долгосрочный (1 год).
Содержание проекта
1. Введение
1.1. Необходимость проекта.
1.2. Актуальность и новизна проекта.
1.3. Цель проекта.
1.4. Задачи проекта.
1.5. Участники проекта.
1.6. Сроки реализации проекта.
2. Механизм реализации проекта
3. Этапы реализации проекта
3.1. Организационно-подготовительный
3.2. Реализация системы педагогических мероприятий
3.3. Аналитический
4. Ожидаемый результат
5. Приложения
1. Введение
1.1. Необходимость проекта
Ни для кого не секрет, что одной из главных проблем дошкольного образования становится тенденция увеличения детей с различными нарушениями речи. К числу важнейших задач логопедической работы относится формирование у них способов словообразования и словотворчества. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.
Нарушение словообразования не даёт возможности детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем, а, следовательно, тормозит развитие связной речи в целом, делает невозможным полноценное усвоение грамоты, письменной речи.
Передо мной встала задача: найти такие формы работы с детьми и родителями, которые не только бы позволили оптимизировать данный процесс, но и развивали бы способность к словотворчеству и словообразованию, что сделало бы речь детей яркой и эмоциональной. Одной из таких форм является творческий проект «Сочиняем сами».
1.2. Актуальность и новизна проекта.
В современной научно-методической литературе проблема развития формирования творческой активности дошкольника становится всё более актуальной. В дошкольном возрасте идёт процесс становления речевой творческой деятельности, когда речь ребёнка выступает потенциальной связью с языком. Поэтапно овладевая речью во всех её жизненных функциях, ребенок реализует себя в мире в целом.
Грамматические формы словоизменения, словообразования, типы предложений появляются у детей с нарушением речи, как правило, в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии. Особенность овладения грамматическим строем речи такими детьми выражается в более медленном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической систем языка, семантических и формально-языковых компонентов, в искажении общей картины речевого развития.
У старших дошкольников с нарушением речи обнаруживаются ошибки в овладении как морфологическими, так и синтаксическими единицами. У этих детей выявляются затруднения как в выборе грамматических средств для выражения мыслей, так и в их комбинировании.
Новизна данного проекта заключается в том, что работа над его реализацией подразумевает наличие взаимосвязи всех сотрудников детского учреждения: логопеда, воспитателей, специалистов и, несомненно, важная роль отводится семье.
1.3. Цель проекта :
создание необходимых условий для развития мотивов и потребностей речевого творчества дошкольников всеми участниками педагогического процесса.
1.4. Задачи:
1. Осуществлять решение речевых задач в образовательном процессе дошкольного учреждения посредством использования разных форм организации детей, интеграции содержания и задач образования дошкольника.
2. Обогатить речевую развивающую среду дидактическим и игровым материалом.
3. Повысить профессиональную компетентность педагогов.
4. Сформировать активную родительскую позицию на основе тесного взаимодействия дошкольного учреждения и семьи по вопросам словотворчества и словообразования детей.
5. Организовать психолого-педагогическое сопровождение ребёнка в процессе реализации проекта, его продвижение и успешность.
1.5. Участники проекта :
• дети и воспитатели старшей возрастной группы;
• учитель-логопед;
• музыкальный руководитель;
• родители
1.7. Сроки выполнения проекта : сентябрь 2017 - сентябрь 2018 года.
2. Механизм реализации проекта.
Проект реализуется через серию комплексно-тематических и интегрированных занятий с детьми, практикумов с педагогами и родителями, представления педагогического опыта на педсоветах, обмен опытом за «круглым столом», творческие медиапрезентации.
Работа по формированию словесного творчества осуществляется на основе развития художественного воображения ребенка, его коммуникативных способностей и развития всех сторон его речи (лексической, грамматической, фонетической). Развитие творческого воображения, образного мышления - это условие развития речевого творчества детей. Опосредованное обучение детей, которое побуждает организацию речевых творческих способностей, предполагает использование специальных творческих заданий, упражнений, создание речевых ситуаций, стимулирующих детское творчество и т. д. Многовариантность как принцип выполнения любых речевых заданий и упражнений также опосредованно формирует речевые творческие способности дошкольников.
Основными методическими приемами формирования словотворчества у детей является :
- образец педагога
- объяснения словообразования педагогом
- пример словотворчества детей
- характеристика литературных героев
- создание игровых ситуаций
- игры-драматизации
- режиссерские игры
Умения и навыки, полученные в процессе специально-организованного обучения, закрепляются в индивидуальной работе, в совместной деятельности воспитателей с детьми, а также в ходе сотрудничества с родителями воспитанников.
3. Этапы реализации проекта
3.1. I этап – Организационно-подготовительный (сентябрь-октябрь)
1. Анализ и обобщение имеющегося опыта работы по данной проблеме.
2. Определение путей развития речевого творчества в условиях детского сада и семьи.
3. Диагностика познавательных, речевых и творческих способностей детей (О. С. Ушаковой).
4. Знакомство с проектом.
5. Формирование мотивационной готовности родителей к участию в проектной деятельности (беседа с родителями, анкетирование)
6. Консультирование педагогов: «О формах речевой работы с детьми», «Развитие речевого творчества посредством сказки», «Словотворчество и словообразование»
7. Обновление наглядных пособий (изготовление дидактических игр, наглядных моделей, схем-таблиц для развития речевого творчества).
8. Определение форм и методов работы.
9. Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы.
10. Включение педагогами в свои планы работы элементов деятельности, необходимых для реализации творческого проекта.
3.2. II этап - Реализация системы педагогических мероприятий (ноябрь-май)
1. Методическая лаборатория (занятие-практикум) «Составление рассказа с использованием мнемотехники» (самостоятельное создание мнемотаблиц)
2. Мастер-класс: «Развитие словотворчества у детей посредством произведений русского фольклора»
3. Тренинг для родителей: «О воспитании выразительности речи. Как заучивать и сочинять с ребёнком стихи, потешки, чистоговорки, скороговорки»
4. Встреча в педагогической гостиной: «Речевой этикет» (обмен опытом)
5. Круглый стол с участием родителей: «Преемственность в создании условий для речевого развития детей».
6. Апробация системы комплексных занятий с включением элементов продуктивной деятельности:
- «Сотвори слово»
- «Соедини два слова»
- «Закончи сказку»
- «Сказка плюс»
- «Перескажи сказку»
- «Расскажи своими словами»,
- «Сказки от пословицы».
- «Сочини и нарисуй»
- «Салат из сказок»
- «Сочиняем сказку вместе» (совместное творчество детей и их родителей)
- «Вечер поэзии» – конкурс чтецов
- Игры-драматизации, инсценированный пересказ.
7. Творческие мастерские «Мы с ребятами играем и потешки сочиняем», «Мы с ребятами играем и загадки сочиняем», «Мы с ребятами играем и стихи и песни сочиняем» и т. п.
8. Сбор интересных детских высказываний и словотворчества.
9. Выпуск серии книг-самоделок.
10. Публичная презентация проекта : «Праздник словотворчества».
3.3. III этап – Аналитический (июнь-август)
1. Самоанализ педагогами своей деятельности.
2. Творческие отчёты в различных формах (фото и видео презентации, выставки, тематические эссе, творческие акции)
3. Создание методических рекомендаций для внедрения данной технологии в практику работы дошкольного учреждения.
4. Педсовет: «Создание единого речевого пространства в условиях детского сада и семьи»
3. Ожидаемые результаты
• Выполнение проекта позволит успешно решить основные задачи на
учебный год, повысить профессиональную культуру педагогов, их педагогическое мастерство, организовать тесное сотрудничество между всеми участниками образовательного пространства: воспитателями, воспитанниками и их родителями.
• У детей сформируются умения самостоятельно сочинять загадки, потешки, стихи, небольшие по содержанию рассказы, сказки, обогатиться речь, появиться желание творить, повысятся коммуникативные способности.
Творческий отчёт о реализации проекта
При составлении перспективных планов по реализации творческого проекта педагоги использовали пособие «Литература и фантазия» Л. Е. Стрельцовой. С помощью произведений, включённых в этот сборник, воспитатели не только знакомили детей с жанровым разнообразием детской поэзии, но и в игровой форме стимулировали развитие их словотворчества как для проведения образовательной деятельности, так и для совместной деятельности педагога с дошкольниками. При использовании материалов из сборника у нас возникла новая игра, в которой ребёнку предлагается угадать, что нового придумал автор, кого он передразнил, над чем посмеялся и с помощью каких средств. Интересной особенностью является и то, что чем чаще педагог вместе с детьми повторяет стихотворение, тем больше можно увидеть в нём загадок, шуток, перевёртышей, звукоподражаний и других игр. Именно отсюда и начинается первый шаг к новому увлечению - сочинительству собственных стихов. Используя вышеперечисленные формы работы, проводя их в системе и регулярно, мы постепенно обнаружили, что более половины детей старшего возраста проявили склонность к сочинительству и словотворчеству.
Итогом всей проведённой работы стал выпуск серии книг-самоделок, посвящённый временам года, а также публичная презентация данного проекта, которая проходила для старших дошкольников в форме «Праздника словотворчества». Дети на празднике блеснули своим исполнительским мастерством, продекламировали сказки, стихи и частушки собственного сочинения, поупражнялись в рифмовании слов в процессе речевых игр со сказочным персонажем. Для педагогов и родителей самой большой наградой стала приобретённая ребятами удивительная способность к сочинительству, которая не просто позволила увеличить активный словарь детей, но и сделать их речь более образной, грамотной, способной передать весь спектр человеческих чувств при помощи такого простого и обычного способа как человеческое слово.