Светлана Рыбакова
Творческий проект «Русская народная тряпичная кукла»
▼ Скачать + Заказать документы
Выполнила ученица 3-го класса Полетаева Юлия Руководитель: Пушкарёва Т. И.
Цель исследования: знакомство с народной тряпичной куклой и использование этих кукол в быту на практике.
- Задачи исследования: изучить информацию о тряпичных куклах; узнать, какие виды кукол существуют; познакомиться с историей, технологией изготовления тряпичной куклы; описать, какие виды тряпичных кукол имели место быть в моей семье и как их использовали.
Публикация «Творческий проект „Русская народная тряпичная кукла“» размещена в разделах
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народная культура, фольклор
- Народные куклы. Проекты, планы
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Методы исследования: анализ научной литературы; Беседы с прабабушками, бабушками, мамой;
- Свой вывод.
Как-то раз мне приснился плохой сон, и мама по рассказам своей бабушки, сшила тряпичную куклу, Бессонницу. Я стала класть куклу с собой, и плохие сны ушли. Я захотела больше узнать про тряпичных кукол, и вот что мне рассказала моя прабабушка:
С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа. Она сопровождала человека с рождения до смерти и была непременным атрибутом любых праздников. Игра в куклы поощрялась взрослыми, так как, играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья.
Игра в куклы поощрялась взрослыми, так как, играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья. Большинство кукол на Руси были оберегами и ведут свою историю с древних языческих времен. Они выполняются из природных материалов, которые приносятся из леса: дерево, лоза, трава, солома. И это не случайно, потому что лес - это среда обитания русского человека.
Куклу-Кубышку с копеечкой в объемистом тельце-мешочке дарили на Рождество. Считалось, что она притягивает в дом богатство. В Кубышку складывали не только деньги, но и набивали ее душистыми травами. Помнешь-потрогаешь такую кукольную толстушку-травницу, и разольется по избе лесной-полевой аромат.
Кукол-Капусток мастерили барышни на выданье и выставляли в окнах, сигнализируя о готовности к браку – мол, пора засылать сватов. Плюс, Капусткам полагалось притягивать к дому самых завидных женихов.
Зерновушка (еще одно название – Крупеничка) – в ее матерчатое тельце насыпали зерно после уборочной страды, а затем пузатую куколку устанавливали на амбарных сундуках, чтобы урожай будущий был еще богаче.
Кукла - знак человека, его игровой образ-символ. В этой роли она фокусирует время, историю культуры, историю страны и народа, отражая их движение и развитие. К этому благодатному источнику духовности и обращаются те, кто изучает народную культуру, кто стремится донести до потомков драгоценные ее крупицы. Куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Но главное в этих играх – эмоциональный контакт с куклой. Дети не просто привыкают к куклам – они привязываются к ним, как к живым существам и болезненно расстаются с ними. Черты создающего ее народа - в этом главная ценность традиционной народной куклы.
Я научилась на примере мамы создавать тряпичных кукол, и, зная их предысторию, поняла, как важны в какой-то момент жизни или даже на протяжении всей жизни, русские народные тряпичные куклы.