Наталья Борисова
Творческий проект «Путешествие в страну красок вместе с медвежонком Фимой»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №3 города Дубны Московской области»
Структурное подразделение – дошкольное отделение детский сад «Золотая рыбка»
Творческий проект в старшей группе компенсирующей направленности
«Путешествие в страну красок вместе с медвежонком Фимой»
Разработала:
Воспитатель высшей кв. категории
Борисова Наталья Александровна
2023г.
Паспорт проекта
Проблема:
Темочки:
- Медведь, медвежата
- Медведь. Проекты
- Проекты творческие
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» август 2023
Развитие творческой деятельности детей остается одной из психолого-педагогических проблем современности. Созданы всевозможные игры, направленные на физическое и умственное развитие, на совершенствование сенсорного аппарата, однако игре воспитателями традиционно уделяется недостаточно внимания. Давно знакомые игры уже надоели детям, а придумать новые сюжеты они не могут, из-за низкого уровня развития творческой активности. Детей не учат придумывать новые сюжеты для игр, усложнения, не развивают творчество.
Актуальность проекта :
Заботясь о развитии творческих способностей детей, приобщая их к творческому труду, создаются необходимые условия для развития технических качеств детей дошкольного возраста. Именно в процессе решения творческих задач, поиска нестандартных способов их решения дошкольники вырабатывают умение критически относиться к окружающему миру, учатся размышлять, мыслить и дискутировать.
Анализ требований ФГОС показывает необходимость строить образовательный процесс на основе комплексно-тематического принципа приближенного к так называемому «событийному» принципу, что позволит сделать жизнь детей в детском саду более интересной, а образовательный процесс – мотивированным. Потому что ребенок, как известно, способен усваивать образовательную программу, составленную для него взрослыми, только в том случае, если она станет его собственной программой, то есть если она станет для него интересной и значимой.
Раскрытие и развитие творческих способностей, во многом определяющих будущее детей, не терпит стандартных подходов. Поиск оптимальных путей раскрытия творческого потенциала каждого ребенка, достижения его эмоционального благополучия необходимо вести постоянно, применяя фантазию и творчество, находя свои варианты решений в ходе непосредственного общения и активного взаимодействия взрослых и детей.
Идея проекта :
Совместная творческая деятельность воспитателя и детей старшей группы и их родителей по сохранению и укреплению физического, психического и эмоционального здоровья.
Тип проекта :
По доминирующей в проекте деятельности : творческий.
По содержанию: обучающий.
По числу участников проекта : групповой (все желающие).
По времени проведения: краткосрочный (1 месяц).
Участники проекта : дети старшей группы компенсирующей направленности, родители воспитанников, воспитатели группы.
Цель проекта :
Создание оптимальных условий, благоприятного эмоционального микроклимата для творческого, интеллектуального процесса в котором дошкольники получат возможность раскрытия и развития творческого личностного потенциала, совершенствования сознания и эмоционального насыщения в процессе детско-взрослого взаимодействия.
Задачи:
• создать условия для эмоциональной насыщенности детского творчества;
• содействовать развитию творческого, интеллектуального, чувственного и эмоционального потенциала каждого ребенка;
• создать условия для раскрытия и развития творческих способностей и интеллектуальных способностей детей;
• помочь детям понять, осознать значимость позитивного отношения к жизни;
• создать условия для раскрытия личностной индивидуальности воспитанников, родителей и педагогов;
• содействовать активному, творческому взаимодействию «Ребенок - Родитель», «Ребенок - Педагог», «Ребенок-Ребенок», «Педагог-Педагог».
Методы взаимодействия
1. Игровые методы.
Игровые методы позволяют сделать процесс обучения увлекательным, а также активизировать детей. Способы вовлечения дошкольников в процесс воспитания и продуктивного творчества разнообразны, и доминирующей является сказочно-игровая форма.
2. Наглядный метод.
Для того чтобы развивать у детей художественный и эстетический вкус на занятиях используем репродукции картин знаменитых художников, таких как; И. И. Левитан, Д. Сурин, М. Врубель, К. Юон, В. Суриков, И. И. Шишкин и т. д.
3. Словесные методы.
Обязательным методом в работе над цвето-восприятием являются:
– художественное слово (используем сказку Александры Хворост «Разноцветные сны Фимы», стихи С. Маршака, и т. д. ; загадки о цветах и их оттенках; используем в своей работе эстетические беседы, вопросы, рассказы и т. д.)
4. Практические методы.
Применяем различные виды упражнений, которые позволяют в процессе многократного системного выполнения сформировать навык:
а) Подражательно – исполнительный (выполнение задания в соответствии с образцом) .
б) Творческие упражнения. Этот метод предполагает закрепление и совершенствование усвоенных навыков.
в) Опытническая деятельность - где ребенок самостоятельно исследует новое и незнакомое.
Большое внимание уделяем работе с родителями, проводим: групповые, индивидуальные беседы, показ занятий, выставка детских работ.
Период: краткосрочный (1месяц)
Организация предметной наглядно – развивающей среды
Для поднятия эмоционального настроения каждого из детей предлагается одеться в цвет дня, и принести в детский сад предмет или игрушку этого цвета.
На мольберте расположена палитра, которую дети самостоятельно заполняют полученным в ходе проекта цветом.
Деятельность детей в группе также подчинена определенному цвету.
Организация образовательного процесса в «Путешествие в страну красок» взаимодействовала с одновременным чтением сказки Александры Хворост «Разноцветные сны Фимы».
О том, как белый медведь Фима захотел нарисовать цветную картину, но у него была всего одна, белая, краска. Ему пришлось добывать все остальные цвета, помогая другим, а помогала ему в этом фея Кисточка. В итоге он собрал целую палитру красок.
Каждая глава в книге посвящена определенному цвету. Здесь есть и интересный сюжет, и поучительная составляющая. Выводы, которые можно сделать после чтения этой истории:
- Если хочешь чего-то добиться, то нужно поставить цель и идти к ней.
- Если будешь помогать тем, кто в этом нуждается, то это вернется к тебе. Бумеранг добра.
- Сны бывают самые волшебные, и в них можно путешествовать куда угодно и встречать там самых разных персонажей.
Этапы реализации проекта :
I этап – подготовительный.
- Определение темы проекта.
- Формулировка цели и определение задач.
- Подбор материалов по теме проекта.
- Составление плана основного этапа проекта.
II этап – основной (практический).
Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по формированию у дошкольников цветового восприятия
1. Знакомство детей с главным героем сказки и проекта - медвежонком Фимой, с феей кисточкой, палитрой с красками.
2. Знакомство с красным цветом – цвет опасности и любви:
- дидактическая игра «Что бывает красным?»;
- рисование красками «Красное сердечко» - как олицетворение любви и заботы.
Цель: знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования – рисование краской на одной половине листа бумаги;
3. Знакомство с оранжевым цветом – цветом осторожности и любопытства:
- заучивание с детьми игрового упражнения «Мы делили апельсин»;
- знакомство с искусством оригами «Рыжий лисенок».
Цель: развивать мелкую моторику, учить складывать лист бумаги.
4. Знакомство с желтым цветом – цвет счастья и разлуки:
- дидактическая игра «Что бывает Желтым?»;
- опытническая деятельность «Солнечный зайчик».
Цель: учить детей самостоятельно ловить и направлять солнечные лучи при помощи отражающих предметов.
5. Знакомство с зеленым цветом – цветом тоски и началом чего-то нового:
- заучивание стихотворения Романа Фрумина «Две зеленые лягушки»;
- оригами «Лягушка».
Цель : учить детей складывать лист бумаги, создавая фигуру.
6. Знакомство с голубым цветом – цветом спокойствия и безопасности:
- дидактическая игра «Что бывает голубым?»;
- опытническая деятельность с водой:
Какая вода? Прозрачная, текучая, жидкая, мокрая….
Тонет или плавает? Опыты с различными материалами: камень, пенопласт, дерево, ракушки….
ОБЖ - как вести себя на воде, чтобы не утонуть.
7. Знакомство с синим цветом – олицетворение мудрости
- где встречается синий цвет?
- знакомство с флагом России : значение и порядке цветов триколора;
- нетрадиционное рисование «Васильки»
Цель: учить детей рисовать при помощи штампов (трубочка с разрезанным концом, создавая композицию из цветов.
8. Знакомство с фиолетовый цветом – цвет грусти и фантазии:
- лепка «Смешивание цветов».
Цель: учить детей смешивать два цвета красный и синий, чтобы получить третий цвет - фиолетовый; учить лепить необычные цветы из полученного цвета.
- подвижная игра «Солнышко и дождик».
9. Цвета радуги. Закрепление пройденного:
- рисование пейзажа масляной пастелью «Радуга дуга».
Цель: знакомить с жанром «пейзаж», закрепить пройденные цвета, умение чередовать цвета, развивать чувство прекрасного.
III этап – заключительный.
Оформление материала о проекте в родительском уголке.
Составление портфолио проекта.
Ожидаемый результат:
для детей - получать и закреплять на практике знания о цветовом спектре, учить различать цвета, сопоставлять их с предметами, различать теплые и холодные цвета. Развивать воображение, умения видеть характерные признаки предметов.
для педагогов - продолжение освоения метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.
для родителей - расширять возможности сотрудничества со своими детьми.
Завершение проекта :
проявление фантазии, индивидуальности и оригинальности каждого ребёнка;
психологическая разгрузка, снятие эмоционального напряжения у детей;
вовлечение родителей в педагогический процесс, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с ДОУ;
представление и популяризация проекта;
создание портфолио проекта.
Список использованной литературы
1. Алябьева Е. А «Тематические дни и недели в детском саду», «Итоговые дни по лексическим темам», 2006 год.
2. Афанасьева С. Напитать душу красотой// Дошкольное воспитание. - 1997, № 7.
3. Богатеева З. А. Занятия аппликацией в детском саду. - М. : Просвещение, 1988.
4. Выгодский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1991.
5. Журнал «Дошкольное воспитание», 1996, №6, статья Дроновой О. «Диагностика и формирование представлений о красоте в старшем дошкольном возрасте».
6. Казакова Т. Г. Развитие у дошкольников творчества. - М. : Просвещение, 1985. Казимирова Т. Синяя птица// Детское творчество. - 1998, № 4.
7. Комарова Т. С. Дети в мире творчества. - М., 1995.
8. Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребёнка как форма усвоения социального опыта. - М., 1981.
9. Хворост Александра Разноцветные сны Фимы,Книги для чтения - М. : Проф- Пресс, 2021г.