Долуханова Зияфат Байрамовна
Творческий проект «В гостях у сказки»
▼ Скачать
«Сказка - это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений».
В. А. Сухомлинский
Введение
Сказка является одним из самых доступных средств для духовно -нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители.
В сказках сохранена мудрость народа. Они могут быть основой в воспитании ребёнка, в формировании его нравственных качеств. Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические образы, выразительный язык, динамика событий - все это делает сказку интересной для детей. Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку.
Публикация «Творческий проект „В гостях у сказки“» размещена в разделах
Сказка интересна и понятна, потому что в ней противопоставлено добро и зло, положительные герои наделены силой, отвагой, храбростью, лучшими качествами, достойными подражания, она насыщена яркими событиями, которые легко запоминаются и, конечно, они написаны неповторимым языком.
Дошкольное детство - небольшой отрезок в жизни человека. Но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь, поэтому не нужно забывать, что в нравственном воспитании главное та атмосфера, в которой живет ребенок. Сказка не дает прямых наставлений детям, но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.
В сказках перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами; в них дети получают блестящие образцы нравственности и морали. Образы русских народных сказок раскрывают перед ними в доступной форме понятия добра и зла, воспитывают добрые чувства.
Ребенок проникается этими чувствами, постигает поучительную и убедительную правду жизни именно в форме сказки.
Необходимо воспитывать читателя способного испытывать сострадание к героям, побуждать детей рассказывать о своем восприятии конкретного поступка персонажа, помогать детям понять скрытые мотивы поведения героев. Анализ сказки должен быть таким, чтобы дети смогли понять и почувствовать ее глубокое идейное содержание и художественные достоинства, чтобы им надолго запомнились и полюбились образы.
От педагогов и родителей зависит, как дети воспримут сказку. Она должна оставить впечатление, чтобы оказать нравственное влияние. Дети используют в жизни знания, полученные из сказок. Образы сказочных героев, их поведение необходимо анализировать и обсуждать, тогда детям проще разобраться в своих чувствах и переживаниях. Дети верят в сказки, хотя они основаны на фантастике и вымысле. Дошкольники фантазируют и погружаются в сказочный мир. В основе сказок лежат настоящие поступки и человеческие отношения. Сказка дает ответ, как нужно поступить в определенном случае, добро всегда побеждает. Дошкольник использует этот опыт в жизни, начинает задумываться над своими поступками и поведением. В сказке нет нравоучений, но всегда есть урок, который понятен дошкольникам.
Одним из современных инновационных методов обучения является проектная деятельность – технология, которая учит детей выражать в творчестве свою индивидуальность, дает возможность заинтересовать детей, сделать процесс обучения личностно значимым.
Данный проект рассчитан для детей подготовительной группы и направлен на формирование у детей нравственных качеств посредством приобщения к сказкам. В данной работе именно сказка рассматривается как одно из средств нравственного воспитания дошкольников.
Проект «В гостях у сказки» осуществляется, как увлекательная игровая, творческая деятельность, направленная на духовно-нравственное развитие ребенка
Актуальность
В настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Этому способствовали современные книги и мультфильмы с упрощенным диснеевским стилем пересказа известных сказок, часто искажающие первоначальный смысл произведения, превращающие сказочное действие из нравственно-поучительного в развлекательное. Такая трак-товка навязывает детям определенные образы, которые лишают их глубокого и творческого восприятия сказки.
Дети стали меньше читать, электронные носители и средства массовой информации вытесняют книгу.
Как сделать так, чтобы дети полюбили чтение художественной литературы. Как научить детей думать, рассуждать. Когда ребенок откажется от просмотра мультфильма и отдаст предпочтение книге. Только тогда, когда он будет жить вместе с героями, сопереживать и радоваться. А воспитание любови к чтению начинается со сказки.
Сказка -это благоприятный и ничем незаменимый источник нравственного воспитания детей, так как в ней отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем. Она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих отношении, чувств и взаимоотношении. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образы литературного языка.
Актуальность проекта состоит еще и в том, что он сочетает в себе средства и способы развития социально-коммуникативных и речевых способностей ребенка. Это происходит через создание развивающей предметно-пространственной среды (РППС). Средством служит театрализованная деятельность, являющаяся одним из источников развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка. Игровая деятельность активизирует словарь ребенка, совершенствует звуковую культуру речи, ее интонационный, грамматический строй, диалогическую речь. Такие методы как чтение и беседы приобщает его к духовным ценностям, обогащают его словарный запас, любовь к народному творчеству.
Практическая значимость заключается в повышении качества воспитательного процесса, в развитии у детей нравственных качеств, создание методического материала по данной проблеме, поиске новых, эффективных форм и методов работы по нравственному воспитанию.
Познавательная значимость сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на нравственное воспитание. Личность ребенка зарождается в детстве.
Чтобы ребенок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность.
Цель проекта : Развивать и воспитывать в детях духовно-нравственные качества посредством восприятия сказки
Задачи:
- Развивать у детей интерес к сказкам
- Помогать усвоению детьми духовно - нравственных категорий (добро - зло, послушание - непослушание, согласие - вражда, трудолюбие - лень, бескорыстие - жадность, простота - хитрость).
- Развивать умение отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор.
- Помочь детям усвоить нормы и ценности, принятые в обществе, через восприятие сказки.
- Воспитывать чувство долга, справедливости, искренности, ответственности, милосердия и другие духовно-нравственных качества.
- Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.
- Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, давать оценкусвоему поведению и других.
- Знакомить с различными видами сказочных произведений, учить узнавать персонажи сказок, знать название и автора, пересказывать содержание, высказывать свое отношение к героям сказки
- совершенствовать навыки самостоятельно выбирать сказку для постановки, драматизации, готовить необходимые атрибуты и декорации для будущего спектакля, распределять между собой обязанности и роли.
-Обогащать словарь детей, совершенствовать диалогическую речь, воспитывать умение использовать в речи разнообразные языковые средства.
- Воспитывать партнерские отношения между детьми, создавать радостный эмоциональный настрой, поощрять творческую инициативу.
Предполагаемый результат:
- Позитивное отношение ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе. Потребность и готовность проявлять совместное сострадание и радость.
- Приобщение к опыту православной культуры, знакомство с формами традиционного семейного уклада.
- Деятельное отношение к труду.
- Ответственное отношение за свои дела и поступки.
Этапы реализации проекта :
I этап подготовительный:
1. Изучение психолого-педагогической и научно-методической литературы по теме проекта.
2. Составление тематического плана
3. Анкетирование родителей.
4. Составление картотеки загадок, присказок, пословиц о сказках.
II этап –формирующий
1. Реализации основных видов деятельности
2. Разработка конспектов занятий и их проведение.
3. Создание материальной базы (изготовление пособий для оснащения педагогического процесса, пополнение методической и художественной литературой).
III этап – заключительный: обобщение материалов и результатов работы
Прогнозируемый результат:
Воспитанники знают и хорошо ориентируются в художественной литературе, определяют жанровую принадлежность;
владеют расширенным словарным запасом;
владеют навыками продуктивной деятельности;
владеют выразительными способами общения.
Пути реализации проекта :
1. Беседы с детьми, их родителями, педагогами ДОУ «Знакомство с проектом».
2. Ежедневное чтение сказок (русских народных, разных народов, авторских) .
3. Рассматривание иллюстраций художников к сказкам.
4. Пересказ прочитанных произведений.
5. Рисование иллюстраций к сказкам воспитанниками.
6. Лепка героев и сюжетов сказок.
7. Аппликации, ручной труд из природного и бросового материалов, конструирование из бумаги по мотивам сказок.
8. Инсценировки сказок, игры-драматизации.
9. Разучивание присказок, поговорок, пословиц, небылиц, зачинов и концовок сказок.
10. Придумывание загадок, составление творческих рассказов и сказок.
11. Сюжетно-ролевые, театрализованные, подвижные, дидактические, коммуникативные игры с элементами волшебства.
12. Викторина «Ах, уж эти сказки!».
13. Организация выставок рисунков «В гостях у сказки»
14. Организация выставок рисунков детей по прочитанным сказкам.
15. Использование сказок в режимных моментах, на занятиях.
16. Оформление и пополнение книжного уголка сказками разных жанров.
17. Выполнение творческих работ детьми совместно с родителями.
18. Изготовление вместе с родителями атрибутов, декораций, костюмов сказочных персонажей.
19. Оформление уголка для родителей, размещение рекомендаций и консультаций по работе с детьми над проектом.
20. Пополнение театрализованного центра по различным видам театра (в соответствии с возрастом).
План проекта
Раздел программы Виды деятельности Месяцы
Речь и речевое общение • Беседы:
• «Сказка ложь – да в ней намек»
• «В гостях у бабушки «Загадушки»
• «Русское народное творчество.
• «В руку книгу я беру».
• «Мы идем в театр!»
• ИОС:Речевое развитие
• «Сундучок бабушки «Рассказушки»
• Путешествие по сказке Ш. Перро «Красная шапочка»
• Математическое развитие
• «Путешествие в волшебный город»
Интегрированное занятие «В гостях у сказки»
Чтение художественной литературы:
• Русские народные сказки :
• «Василиса прекрасная»
• «Илья Муромец и Соловей Разбойник»
• «Крылатый,мохнатый да масляный»
• «Заяц хваста»
• «Семь Симеонов-семь работников»
• «Сивка-Бурка»
• «Хаврошечка»
• Авторские сказки :
• «Аленький цветочек» К. Аксаков
• «Сказка о царе Салтане» А. С. Пушкин
• «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
• «Сказка о золотой рыбке»
• «Конек Горбунок» П. Ершов
• «Дикие лебеди» Х. К. Андерсен
• «Дюймовочка» Х. К. Андерсен
• «Красная шапочка» Ш. Перро
• чтение стихотворений, потешек;
• инсценировка сказок совместно с воспитателем «Волк и семеро козлят»»,
• «Теремок», «Три медведя», «Заюшкина избушка»
• Просмотр детских сказок –
• «Царевна -лягушка»,
• «Цветик-семицветик
• Конкурс рассказов «Любимая сказка»
• Пересказ по ролям сказки «У страха глаза велики»
• Пересказ сказки «Лиса и рак»
• Составление рассказов по серии картинок.
• Составление творческих рассказов «Сочини конец сказки», «Сочини сказку про…»
Сентябрь
-
Май
Познавательная деятельность • Рассматривание работ художников— иллюстраторов:
В. Г. Сутеева, Б. А. Дехтерева, Н. А. Устинова, Ю. А. Васнецова.
• Просмотр презентаций: «Персонажи русских народных сказок».
• Проблемная ситуация – эксперимент: «Что можно изменить?»
Октябрь
-
Январь
Игровая деятельность • Игры-драматизации по произведениям :
• «Репка», «Колобок», «Теремок»,
• «Волк и семеро козлят»
• Игра – викторина: «Ах, уж эти сказки»
• Дидактические игры:
• «Мои любимые сказки»,
• «Дополни имя», «Сказочные фразы»,
• «Удивительные превращения»,
• «Угадай сказочного героя»,
• «Узнай из какой сказки фраза», «Что лишнее»
• Настольно-печатные игры:
• Кубики «Герои русских сказок»
• Лото «Сказки»,пазлы «Любимые сказки»
• Сюжетно-ролевые игры:
• «В театре»
• «В библиотеке»
• Игра «Превращение»
• Игра «Волшебная палочка»
• Игра –фантазия «Если б я поймал золотую рыбку»
• Словесные игры «Узнай героя по описанию», «Подбери рифму», «Повтори
фразу по-разному».
Сентябрь
-
Май
Театрализованная деятельность • Кукольный театр: «Колобок», «Теремок»,
• «Репка», «Курочка Ряба»
• Настольный театр: «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Лиса и медведь»
• Пальчиковый театр: «Красная шапочка» «Три поросенка» «Теремок»
• Драматизация сказок : «Емеля», «Храбрая мать»,
Октябрь
-
Май
Здоровье и физическое развитие • Комплекс утренней гимнастики – «Буратино»,
• «Цветок», «Ветерок»
• Подвижные игры :
• «Ловкий колобок»
• «Волк и семеро козлят»
• «Золотая рыбка»
• «Веселые зверята»
• «Сказочная тропа»
• Игра-эстафета : «Рукавичка», «Догони колобка»
• Игра-соревнование: «Репка»
• Спортивное развлечение «Строим,строим теремок»
• Физкультминутка: «Любимые сказки», «Заюшкина избушка», «Буратино»
Сентябрь
-
Май
Изобразительная
деятельность Конструирование по замыслу «Где живут герои сказок»
• Сюжетная лепкапо мотивам русской народной сказки «Колобок» «Теремок»
• Оригами «Лиса»
• Рисование «Любимый сказочный герой»
• «Волк и лиса», «Колобок»)
• Аппликация «Заюшкина избушка»
Безопасность • Беседа о правилах поведения
дома и на улице.
Вспомнить сказки, где герои попадали
в беду по разным причинам:
- «Гуси – лебеди»
- «Маша и Медведь»
- «Волк и семеро козлят» Декабрь
-
Февраль
Выставки • Конкурс рисунков: «Любимый сказочный герой»
• Выставка книг: «Неделя детской книги»
• Выставка: «Сказка из пластилина» Январь
-
Апрель
Взаимодействие с родителями • Консультации:
• «Роль сказки в развитии и воспитании
ребенка»
• «Воспитание сказкой - радость встречи с книгой»,
• «Какие сказки читать
детям»,
• «Почему необходимо рассказывать, читать детям сказки?»,
• «Роль сказки в жизни детей-дошкольников»,
• «Сказкотерапия или сказочное
лечение души»,
Сентябрь
-
Май
Музыкальная деятельность • Слушание музыкальных произведений:
• Н. Римский-Корсаков «Сказка о царе Салтане».
• Н. Римский-Корсаков «Снегурочка».
• М. Глинка «Руслан и Людмила».
• П. Чайковский «Щелкунчик»
• Д. Шостакович «Веселая сказка», «Грустная сказка».
• С. Прокофьев, симфоническая сказка «Петя и волк».
• Пение детских песенок
• Разучивание танцевальных движений
• Использование песен из мультфильмов в ходе режимных моментов:
«Колыбельная медведицы» Ю. Яковлев
«Песенка о лете» Ю. Энтин
«Улыбка» В. Шаинский
«Песенка мамонтенка»
«Песня водяного» (из мультфильма «Летучий корабль»)
«Песенка про Чебурашку»
«Песня крокодила Гены»
«Песня Бременских музыкантов»
«Пластилиновая ворона»
«Антошка» Сентябрь
-
Май
Социальное развитие • Посещение кукольного театра
• Посещение театрализованных постановок с родителями
• Просмотр мультфильмов, диафильмов Декабрь
-
Май
Вывод
В. Сухомлинский говорил: «Чтение в годы детства — это прежде воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души».
Духовно-нравственное развитие становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Дети перестали читать. Телевизор, планшет, компьютер поглощают ребенка, завоевывая заповедные уголки его сознания и души. На современном этапе поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей – один из актуальных вопросов педагогики А сказка, как сокровищница русского народа, находит применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста. Сказка - эффективное решение многих проблем. Дети всегда открыты сказке. С её помощью можно дать совет, помочь взглянуть на проблему по-другому, подтолкнуть ребёнка к творческому поиску и к попытке самостоятельно ответить на свои вопросы, дать информацию, которую ребёнку было бы трудно воспринять без сказочной обёртки.
Сказки служат могучим, действительным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, они оказывают огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. В поэтических образах сказка открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений.
Восприятие сказок оказывает сильное воздействие на процесс формирования нравственных представлений, создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка.
Таким образом, увлекательная игровая, творческая деятельность, способствует развитию у детей навыков социально-коммуникативного общения, активизацию речевого развития. Сказки помогают формировать представление о добре и зле,развивать умение отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор, анализировать поступки сказочных героев, давать оценкусвоему поведению и других.
Список литературы:
1. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольного учреждения. -: М. : Т Ц «Сфера», 2001
2. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. М. : ТЦ Сфера, 2003 г.
3. Доронова Т. Н. Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: метод. Пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения. Т. Н. Доронова. - 2-е изд. -М. : Просвещение,2005г.
4. Кудрявцева Н. Ю. «Готовимся к празднику» Методика изготовления костюмов, кукол, декораций для детского спектакля. Москва: Школьная Пресса, 2011г.
5. Новиковская О. А. «Конспекты занятий по сказкам с детьми 4-5 лет».СПб. : «Паритет» 2007г.
6. Поляк Л. Я. Театр сказок : Сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок. -СПб. : «Детство-пресс», 2008