МААМ-картинки

Творческий проект «В гостях у сказки»

Долуханова Зияфат Байрамовна
Творческий проект «В гостях у сказки»
▼ Скачать

«Сказка - это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений».

В. А. Сухомлинский

Введение

Сказка является одним из самых доступных средств для духовно -нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители.

В сказках сохранена мудрость народа. Они могут быть основой в воспитании ребёнка, в формировании его нравственных качеств. Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические образы, выразительный язык, динамика событий - все это делает сказку интересной для детей. Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку.

Публикация «Творческий проект „В гостях у сказки“» размещена в разделах

Сказка интересна и понятна, потому что в ней противопоставлено добро и зло, положительные герои наделены силой, отвагой, храбростью, лучшими качествами, достойными подражания, она насыщена яркими событиями, которые легко запоминаются и, конечно, они написаны неповторимым языком.

Дошкольное детство - небольшой отрезок в жизни человека. Но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь, поэтому не нужно забывать, что в нравственном воспитании главное та атмосфера, в которой живет ребенок. Сказка не дает прямых наставлений детям, но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.

В сказках перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами; в них дети получают блестящие образцы нравственности и морали. Образы русских народных сказок раскрывают перед ними в доступной форме понятия добра и зла, воспитывают добрые чувства.

Ребенок проникается этими чувствами, постигает поучительную и убедительную правду жизни именно в форме сказки.

Необходимо воспитывать читателя способного испытывать сострадание к героям, побуждать детей рассказывать о своем восприятии конкретного поступка персонажа, помогать детям понять скрытые мотивы поведения героев. Анализ сказки должен быть таким, чтобы дети смогли понять и почувствовать ее глубокое идейное содержание и художественные достоинства, чтобы им надолго запомнились и полюбились образы.

От педагогов и родителей зависит, как дети воспримут сказку. Она должна оставить впечатление, чтобы оказать нравственное влияние. Дети используют в жизни знания, полученные из сказок. Образы сказочных героев, их поведение необходимо анализировать и обсуждать, тогда детям проще разобраться в своих чувствах и переживаниях. Дети верят в сказки, хотя они основаны на фантастике и вымысле. Дошкольники фантазируют и погружаются в сказочный мир. В основе сказок лежат настоящие поступки и человеческие отношения. Сказка дает ответ, как нужно поступить в определенном случае, добро всегда побеждает. Дошкольник использует этот опыт в жизни, начинает задумываться над своими поступками и поведением. В сказке нет нравоучений, но всегда есть урок, который понятен дошкольникам.

Одним из современных инновационных методов обучения является проектная деятельность – технология, которая учит детей выражать в творчестве свою индивидуальность, дает возможность заинтересовать детей, сделать процесс обучения личностно значимым.

Данный проект рассчитан для детей подготовительной группы и направлен на формирование у детей нравственных качеств посредством приобщения к сказкам. В данной работе именно сказка рассматривается как одно из средств нравственного воспитания дошкольников.

Проект «В гостях у сказки» осуществляется, как увлекательная игровая, творческая деятельность, направленная на духовно-нравственное развитие ребенка

Актуальность

В настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Этому способствовали современные книги и мультфильмы с упрощенным диснеевским стилем пересказа известных сказок, часто искажающие первоначальный смысл произведения, превращающие сказочное действие из нравственно-поучительного в развлекательное. Такая трак-товка навязывает детям определенные образы, которые лишают их глубокого и творческого восприятия сказки.

Дети стали меньше читать, электронные носители и средства массовой информации вытесняют книгу.

Как сделать так, чтобы дети полюбили чтение художественной литературы. Как научить детей думать, рассуждать. Когда ребенок откажется от просмотра мультфильма и отдаст предпочтение книге. Только тогда, когда он будет жить вместе с героями, сопереживать и радоваться. А воспитание любови к чтению начинается со сказки.

Сказка -это благоприятный и ничем незаменимый источник нравственного воспитания детей, так как в ней отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем. Она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих отношении, чувств и взаимоотношении. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образы литературного языка.

Актуальность проекта состоит еще и в том, что он сочетает в себе средства и способы развития социально-коммуникативных и речевых способностей ребенка. Это происходит через создание развивающей предметно-пространственной среды (РППС). Средством служит театрализованная деятельность, являющаяся одним из источников развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка. Игровая деятельность активизирует словарь ребенка, совершенствует звуковую культуру речи, ее интонационный, грамматический строй, диалогическую речь. Такие методы как чтение и беседы приобщает его к духовным ценностям, обогащают его словарный запас, любовь к народному творчеству.

Практическая значимость заключается в повышении качества воспитательного процесса, в развитии у детей нравственных качеств, создание методического материала по данной проблеме, поиске новых, эффективных форм и методов работы по нравственному воспитанию.

Познавательная значимость сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на нравственное воспитание. Личность ребенка зарождается в детстве.

Чтобы ребенок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность.

Цель проекта : Развивать и воспитывать в детях духовно-нравственные качества посредством восприятия сказки

Задачи:

- Развивать у детей интерес к сказкам

- Помогать усвоению детьми духовно - нравственных категорий (добро - зло, послушание - непослушание, согласие - вражда, трудолюбие - лень, бескорыстие - жадность, простота - хитрость).

- Развивать умение отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор.

- Помочь детям усвоить нормы и ценности, принятые в обществе, через восприятие сказки.

- Воспитывать чувство долга, справедливости, искренности, ответственности, милосердия и другие духовно-нравственных качества.

- Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.

- Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, давать оценкусвоему поведению и других.

- Знакомить с различными видами сказочных произведений, учить узнавать персонажи сказок, знать название и автора, пересказывать содержание, высказывать свое отношение к героям сказки

- совершенствовать навыки самостоятельно выбирать сказку для постановки, драматизации, готовить необходимые атрибуты и декорации для будущего спектакля, распределять между собой обязанности и роли.

-Обогащать словарь детей, совершенствовать диалогическую речь, воспитывать умение использовать в речи разнообразные языковые средства.

- Воспитывать партнерские отношения между детьми, создавать радостный эмоциональный настрой, поощрять творческую инициативу.

Предполагаемый результат:

- Позитивное отношение ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе. Потребность и готовность проявлять совместное сострадание и радость.

- Приобщение к опыту православной культуры, знакомство с формами традиционного семейного уклада.

- Деятельное отношение к труду.

- Ответственное отношение за свои дела и поступки.

Этапы реализации проекта :

I этап подготовительный:

1. Изучение психолого-педагогической и научно-методической литературы по теме проекта.

2. Составление тематического плана

3. Анкетирование родителей.

4. Составление картотеки загадок, присказок, пословиц о сказках.

II этап –формирующий

1. Реализации основных видов деятельности

2. Разработка конспектов занятий и их проведение.

3. Создание материальной базы (изготовление пособий для оснащения педагогического процесса, пополнение методической и художественной литературой).

III этап – заключительный: обобщение материалов и результатов работы

Прогнозируемый результат:

Воспитанники знают и хорошо ориентируются в художественной литературе, определяют жанровую принадлежность;

владеют расширенным словарным запасом;

владеют навыками продуктивной деятельности;

владеют выразительными способами общения.

Пути реализации проекта :

1. Беседы с детьми, их родителями, педагогами ДОУ «Знакомство с проектом».

2. Ежедневное чтение сказок (русских народных, разных народов, авторских) .

3. Рассматривание иллюстраций художников к сказкам.

4. Пересказ прочитанных произведений.

5. Рисование иллюстраций к сказкам воспитанниками.

6. Лепка героев и сюжетов сказок.

7. Аппликации, ручной труд из природного и бросового материалов, конструирование из бумаги по мотивам сказок.

8. Инсценировки сказок, игры-драматизации.

9. Разучивание присказок, поговорок, пословиц, небылиц, зачинов и концовок сказок.

10. Придумывание загадок, составление творческих рассказов и сказок.

11. Сюжетно-ролевые, театрализованные, подвижные, дидактические, коммуникативные игры с элементами волшебства.

12. Викторина «Ах, уж эти сказки.

13. Организация выставок рисунков «В гостях у сказки»

14. Организация выставок рисунков детей по прочитанным сказкам.

15. Использование сказок в режимных моментах, на занятиях.

16. Оформление и пополнение книжного уголка сказками разных жанров.

17. Выполнение творческих работ детьми совместно с родителями.

18. Изготовление вместе с родителями атрибутов, декораций, костюмов сказочных персонажей.

19. Оформление уголка для родителей, размещение рекомендаций и консультаций по работе с детьми над проектом.

20. Пополнение театрализованного центра по различным видам театра (в соответствии с возрастом).

План проекта

Раздел программы Виды деятельности Месяцы

Речь и речевое общение • Беседы:

«Сказка ложь – да в ней намек»

• «В гостях у бабушки «Загадушки»

• «Русское народное творчество.

«В руку книгу я беру».

«Мы идем в театр!»

ИОС:Речевое развитие

• «Сундучок бабушки «Рассказушки»

• Путешествие по сказке Ш. Перро «Красная шапочка»

• Математическое развитие

«Путешествие в волшебный город»

Интегрированное занятие «В гостях у сказки»

Чтение художественной литературы:

• Русские народные сказки :

«Василиса прекрасная»

«Илья Муромец и Соловей Разбойник»

«Крылатый,мохнатый да масляный»

«Заяц хваста»

«Семь Симеонов-семь работников»

«Сивка-Бурка»

«Хаврошечка»

• Авторские сказки :

«Аленький цветочек» К. Аксаков

«Сказка о царе Салтане» А. С. Пушкин

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

«Сказка о золотой рыбке»

«Конек Горбунок» П. Ершов

«Дикие лебеди» Х. К. Андерсен

«Дюймовочка» Х. К. Андерсен

«Красная шапочка» Ш. Перро

• чтение стихотворений, потешек;

• инсценировка сказок совместно с воспитателем «Волк и семеро козлят»»,

«Теремок», «Три медведя», «Заюшкина избушка»

• Просмотр детских сказок –

«Царевна -лягушка»,

• «Цветик-семицветик

• Конкурс рассказов «Любимая сказка»

Пересказ по ролям сказки «У страха глаза велики»

Пересказ сказки «Лиса и рак»

• Составление рассказов по серии картинок.

• Составление творческих рассказов «Сочини конец сказки», «Сочини сказку про…»

Сентябрь

-

Май

Познавательная деятельность • Рассматривание работ художников— иллюстраторов:

В. Г. Сутеева, Б. А. Дехтерева, Н. А. Устинова, Ю. А. Васнецова.

Просмотр презентаций: «Персонажи русских народных сказок».

• Проблемная ситуация – эксперимент: «Что можно изменить?»

Октябрь

-

Январь

Игровая деятельность • Игры-драматизации по произведениям :

«Репка», «Колобок», «Теремок»,

«Волк и семеро козлят»

• Игра – викторина: «Ах, уж эти сказки»

Дидактические игры:

«Мои любимые сказки»,

«Дополни имя», «Сказочные фразы»,

«Удивительные превращения»,

«Угадай сказочного героя»,

«Узнай из какой сказки фраза», «Что лишнее»

Настольно-печатные игры:

• Кубики «Герои русских сказок»

• Лото «Сказки»,пазлы «Любимые сказки»

Сюжетно-ролевые игры:

«В театре»

«В библиотеке»

• Игра «Превращение»

• Игра «Волшебная палочка»

• Игра –фантазия «Если б я поймал золотую рыбку»

• Словесные игры «Узнай героя по описанию», «Подбери рифму», «Повтори

фразу по-разному».

Сентябрь

-

Май

Театрализованная деятельность • Кукольный театр: «Колобок», «Теремок»,

«Репка», «Курочка Ряба»

Настольный театр: «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Лиса и медведь»

Пальчиковый театр: «Красная шапочка» «Три поросенка» «Теремок»

• Драматизация сказок : «Емеля», «Храбрая мать»,

Октябрь

-

Май

Здоровье и физическое развитие • Комплекс утренней гимнастики – «Буратино»,

«Цветок», «Ветерок»

Подвижные игры :

«Ловкий колобок»

«Волк и семеро козлят»

«Золотая рыбка»

«Веселые зверята»

«Сказочная тропа»

Игра-эстафета : «Рукавичка», «Догони колобка»

Игра-соревнование: «Репка»

• Спортивное развлечение «Строим,строим теремок»

Физкультминутка: «Любимые сказки», «Заюшкина избушка», «Буратино»

Сентябрь

-

Май

Изобразительная

деятельность Конструирование по замыслу «Где живут герои сказок»

• Сюжетная лепкапо мотивам русской народной сказки «Колобок» «Теремок»

• Оригами «Лиса»

• Рисование «Любимый сказочный герой»

«Волк и лиса», «Колобок»)

• Аппликация «Заюшкина избушка»

Безопасность • Беседа о правилах поведения

дома и на улице.

Вспомнить сказки, где герои попадали

в беду по разным причинам:

- «Гуси – лебеди»

- «Маша и Медведь»

- «Волк и семеро козлят» Декабрь

-

Февраль

Выставки • Конкурс рисунков: «Любимый сказочный герой»

Выставка книг: «Неделя детской книги»

Выставка: «Сказка из пластилина» Январь

-

Апрель

Взаимодействие с родителями • Консультации:

• «Роль сказки в развитии и воспитании

ребенка»

«Воспитание сказкой - радость встречи с книгой»,

• «Какие сказки читать

детям»,

• «Почему необходимо рассказывать, читать детям сказки?»,

«Роль сказки в жизни детей-дошкольников»,

• «Сказкотерапия или сказочное

лечение души»,

Сентябрь

-

Май

Музыкальная деятельность • Слушание музыкальных произведений:

• Н. Римский-Корсаков «Сказка о царе Салтане».

• Н. Римский-Корсаков «Снегурочка».

• М. Глинка «Руслан и Людмила».

• П. Чайковский «Щелкунчик»

• Д. Шостакович «Веселая сказка», «Грустная сказка».

• С. Прокофьев, симфоническая сказка «Петя и волк».

• Пение детских песенок

• Разучивание танцевальных движений

Использование песен из мультфильмов в ходе режимных моментов:

«Колыбельная медведицы» Ю. Яковлев

«Песенка о лете» Ю. Энтин

«Улыбка» В. Шаинский

«Песенка мамонтенка»

«Песня водяного» (из мультфильма «Летучий корабль»)

«Песенка про Чебурашку»

«Песня крокодила Гены»

«Песня Бременских музыкантов»

«Пластилиновая ворона»

«Антошка» Сентябрь

-

Май

Социальное развитие • Посещение кукольного театра

• Посещение театрализованных постановок с родителями

• Просмотр мультфильмов, диафильмов Декабрь

-

Май

Вывод

В. Сухомлинский говорил: «Чтение в годы детства — это прежде воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души».

Духовно-нравственное развитие становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Дети перестали читать. Телевизор, планшет, компьютер поглощают ребенка, завоевывая заповедные уголки его сознания и души. На современном этапе поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей – один из актуальных вопросов педагогики А сказка, как сокровищница русского народа, находит применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста. Сказка - эффективное решение многих проблем. Дети всегда открыты сказке. С её помощью можно дать совет, помочь взглянуть на проблему по-другому, подтолкнуть ребёнка к творческому поиску и к попытке самостоятельно ответить на свои вопросы, дать информацию, которую ребёнку было бы трудно воспринять без сказочной обёртки.

Сказки служат могучим, действительным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, они оказывают огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. В поэтических образах сказка открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений.

Восприятие сказок оказывает сильное воздействие на процесс формирования нравственных представлений, создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка.

Таким образом, увлекательная игровая, творческая деятельность, способствует развитию у детей навыков социально-коммуникативного общения, активизацию речевого развития. Сказки помогают формировать представление о добре и зле,развивать умение отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор, анализировать поступки сказочных героев, давать оценкусвоему поведению и других.

Список литературы:

1. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольного учреждения. -: М. : Т Ц «Сфера», 2001

2. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. М. : ТЦ Сфера, 2003 г.

3. Доронова Т. Н. Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: метод. Пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения. Т. Н. Доронова. - 2-е изд. -М. : Просвещение,2005г.

4. Кудрявцева Н. Ю. «Готовимся к празднику» Методика изготовления костюмов, кукол, декораций для детского спектакля. Москва: Школьная Пресса, 2011г.

5. Новиковская О. А. «Конспекты занятий по сказкам с детьми 4-5 лет».СПб. : «Паритет» 2007г.

6. Поляк Л. Я. Театр сказок : Сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок. -СПб. : «Детство-пресс», 2008

Публикации по теме:

«Сказки народов Поволжья». Творческий проект с детьми средней группы «Сказки народов Поволжья» творческий проект с детьми средней группы №10долгосрочный срок реализации:1 год Актуальность: В современных.

Открытый творческий проект «В гостях у сказки» в рамках Недели детской книги и театра в подготовительной к школе группе Актуальность проекта Известно, что читательский опыт начинает закладываться с самого раннего детства. Прививая любовь к книге, мы помогаем.

Педагогический проект «В гостях у сказки»Педагогический проект «В гостях у сказки» Педагогический проект «В гостях у сказки» Проект по социально – коммуникативному, познавательному, речевому, художественно – эстетическому.

Познавательно-творческий проект «Мудрые и добрые сказки народов мира»Познавательно-творческий проект «Мудрые и добрые сказки народов мира» Проект по сказкам «Мудрые и добрые сказки народов мира». Тип Проекта: групповой, познавательно – творческий. Продолжительность Проекта:.

Познавательно-творческий проект «В гостях у моря»Познавательно-творческий проект «В гостях у моря» Вид проекта – познавательно-творческий. Время проведения – лето (каникулы, отдых с родителями на море). Участники проекта – воспитатель,.

Проект «В гостях у сказки» «Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем». В. А. Сухомлинский Участники проекта: дети, родители, воспитатели.

Проект «В гостях у сказки»Проект «В гостях у сказки» Тип проекта: Информационно-творческий. Вид проекта: Групповой, творческий. Срок проекта: Краткосрочный 2-х недельный. Форма проведения:.

Творческий проект «Чудесный мир сказки»Творческий проект «Чудесный мир сказки» Творческий проект «Чудесный мир сказки» Выполнили: воспитатель ИЗО Шальнова И. В. воспитатели подготовительной к школе группы «Осьминожки».

Творческий проект «Театрализация сказки «Гуси-лебеди» в детском саду»Творческий проект «Театрализация сказки «Гуси-лебеди» в детском саду» Людмила Рыбакова Творческий Проект «Театрализация сказки «Гуси-Лебеди» в детском саду» Соавторы: Минчукова И. В., Шевченко Т. Д., Гончарова.

Творческий проект с детьми старшей группы «Волшебный колпачок, или Пшонины сказки»Творческий проект с детьми старшей группы «Волшебный колпачок, или Пшонины сказки» В современном мире вопрос развития творческих способностей детей всегда актуален. Ритмы жизни ускоряются и диктуют свои правила. Всё меньше.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Творческий проект «В гостях у сказки»
Опубликовано: 7 сентября 2023 в 16:29
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Творческий проект «В гостях у сказки»» (включая файлы) размещена пользователем Долуханова Зияфат Байрамовна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД