Елена Милиева
Творческий проект по театрализованной деятельности для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Творческий проект по театрализованной деятельности для детей старшего дошкольного возраста
«Благодаря сказкам у ребенка вырабатывается способность сопереживать, сострадать и сорадоваться, без которой человек не человек. Ибо цель сказочников — «воспитывать в ребенке человечность — эту дивную способность человека волноваться чужими несчастьями, радоваться радости другого, переживать чужую судьбу как свою» (Чуковский К. И. «От двух до пяти». - М., 1963. - С. 226.).
Публикация «Творческий проект по театрализованной деятельности для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Театр. Проекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2020
Актуальность проекта
1. Недостаточное внимание родителей и детей к театру.
2. Несформированные умения детей в «актёрском мастерстве».
3. Поверхностные знания детей о разных видах театра в детском саду.
Участвуя, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй.
Основная театрализованная деятельность заключается в проигрывании сюжетно-ролевых игр, применение к себе разных социальных ролей.
Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, - сюжетом игры.
Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Чтобы это осуществить, я стремлюсь донести до детей, каков персонаж, почему он так поступает, представить себе состояние, чувства, то есть проникнуть в его внутренний мир. И делаю это в процессе слушания произведения. В процессе чтения художественных произведений у ребенка накапливается опыт разнообразных непосредственных читательских переживаний: различно окрашенных читательских эмоций - от восторга до грусти и даже страха; чувств, связанных с восприятием произведений разных жанров, стилей, авторов, исторических эпох.
Чтобы понять, какой герой, мы с детьми анализируем его поступки, оцениваем их. Умение представлять героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развиваются события, во многом зависит от личного опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить.
Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью и т. п.).
Так, они могут переиначивать начало и концовки знакомых сюжетов, придумывать новые обстоятельства, в которые попадает герой, вводить в действие новых персонажей.
Артистические способности детей развиваются от выступления к выступлению.
Учитывая актуальность проблемы и важность её для гармоничного развития детей, поставила свою цель: сделать жизнь воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
Цель и задачи проекта
Цель проекта : Развитие артистических способностей детей через театрализованную деятельность.
Создание оптимальных условий для развития эмоционально - волевой, познавательной, двигательной сферы, речи, развитие позитивных качеств личности каждого ребенка.
Задачи проекта :
1. Учить детей разыгрывать несложные представления по знакомым
литературным произведениям, используя выразительные средства
(интонацию, мимику, жест).
2. Поддерживать интерес детей к театральной игре путём
приобретения игровых умений и навыков, способность воспринимать
художественный образ, следить за развитием и взаимодействием
персонажей.
3. Развивать эмоциональность и выразительность речи у дошкольников
артистические способности детей через театрализованную игру.
4. Воспитывать у детей устойчивый интерес к театру, организуя их
собственную театральную деятельность
5. Обогатить уголок театрализованной деятельности.
6. Заинтересовать родителей в приобретении, изготовлении разных видов театра и дать сведения о способах обыгрывания дома с детьми.
7. Пробудить интерес детей к театру.
8. Привить детям первичные навыки в области театрального искусств (использование мимики, жестов, голоса, куклавождения).
9. Развивать память, выразительную грамотную речь, словарный запас, формировать правильное звукопроизношение.
10. Воспитывать уверенность в себе, положительную самооценку, умении преодолевать комплексы.
11. Заинтересовать родителей в приобретении, изготовлении разных видов театра и дать сведения о способах обыгрывания дома с детьми.
12. Расширить взаимодействие с родителями воспитанников, путем создания творческой мастерской.
13. Знакомить детей с техникой безопасности при работе с ножницами, клеем при изготовлении атрибутов к играм.
Участники проекта : воспитатели, младший воспитатель, родители, дети.
Целевая группа проекта : проект предназначен детям старшей группы.
Основные формы реализации проекта :
* Анкетирование родителей.
* Речевые и дыхательные упражнения.
* Художественное слово.
* Чтение художественной литературы.
* Праздники и развлечения, беседы.
* Работа с родителями.
3. Ожидаемые конечные результаты реализации проекта
1. Повышенный интерес к театру и театрализованным играм.
2. Адекватно воспринимать в театре (кукольном, драматическом)
художественный образ.
3. Творческое исполнение ролевых действий и выразительная речь в
играх-драматизациях, театрализованных представлениях, при чтении
художественных произведений и т. д.
4. В самостоятельных театрализованных играх обустраивать место для игры (режиссерской, драматизации, воплощаться в роли, используя
художественные выразительные средства (движение, интонация, мимика, атрибуты, реквизит.
5. После просмотра спектакля оценить игру актёра (актёров, используемые средства художественной выразительности и элементы художественного оформления постановки.
6. Иметь в творческом опыте несколько ролей, сыгранных в спектаклях в детском саду и домашнем театре; оформлять свой спектакль, используя
самые разнообразные материалы (атрибуты, подручный материал, поделки)
Продукт совместной деятельности : кукольные представления, игры, этюды, игры - импровизации, театральные физкультминутки, утренники, спортивные праздники.
Предполагаемый результат проекта для родителей :
* Получение консультаций по вопросам театрализованной деятельности для детей старшего дошкольного возраста.
* Укрепление связей между детским садом и семьёй.
Возможности проекта для воспитателей
* Повышение знаний в театрализованной деятельности с использованием художественной литературы для детей дошкольного возраста.
* Улучшение отношений между детьми.
* Укрепление связи с родителями.
Перечень основных направлений проекта
Оснащение предметно-развивающей среды группы детского сада:
* Оформить уголок театрализованной деятельности.
* Изготовить маски и атрибуты.
* Пополнять и обновлять уголок ряженья в группе.
* Сделать подборку театрализованных игр.
Методическая копилка:
* Составить перспективный план работы по театрализованной деятельности.
* Разработать конспекты с инсценировками и мини-сценками.
* Сценарии развлечений и досугов.
* Подобрать и оформить методический материал по театру.
Работа с родителями:
Консультации:
«Театр в жизни ребёнка»
«Сказочные герои, глазами детей»
«Роль художественной литературы в развитии речи детей»
«Играйте вместе с детьми»
«Сказкотерапия»
Папка-передвижка «Дети и театр»
Буклет «Как устроить домашний театр для детей»
Краткое описание проекта по этапам
Тип проекта : Групповой, творческий.
Продолжительность проекта : 2 месяца
Сроки реализации проекта : Март 2018 года – апрель 2018 года.
Информационно-аналитический этап: определение уровня знаний в области театрализованной деятельности дошкольного возраста через беседы; обыгрывание, составление плана работы; разработка содержания проекта; изучение литературы
Исследовательский этап:
- мониторинг творческих способностей детей их умений и навыков;
- обобщение и анализ полученных данных.
Основной этап: выполнение подробного плана работы по всем видам деятельности с детьми; большая совместная образовательная работа с детьми, родителями для решения поставленных задач; подборка художественных произведений, инсценировок, мини-сценок, по данной теме.
Организационный этап
-Разработка проекта : определение целей и задач проекта -утверждение проекта
-Разработка сценариев праздников, мероприятий совместно с муз. Руководителем
- составление перспективного плана театрализованной деятельности с учетом возрастных особенностей детей
- организация работы по театральной деятельности детей в режимных моментах дня
- оформление в схемах и таблицах формы организации театрализованной деятельности.
Практический этап (середина марта - апрель)
-Консультация для родителей: «ТЕАТР ДОМА»
-Создание моделей театров в группе совместно с родителями
-Составление списка необходимых материалов для реализации проекта
-Создание функциональных зон для театрализованной деятельности, обогащение уже имеющихся зон
-Сотрудничество с родителями: консультация, изготовление атрибутов в театральный уголок : варежковый театр, изготовление театра из бросового материала (пластиковые и пластмассовые бутылочки, киндер - театр, плоскостной бумажный театр, стаканчиковый и пальчиковый вязанный театры, баночный театр, ложковый театр
- Организация театрализованных спектаклей для младших групп и родителей. Обобщающий этап (апрель)
- представление опыта работы по театрализованной деятельности детей дошкольников через презентацию проекта.
Предполагаемые результаты.
- Задействовать детей группы в проекте;
- Познакомить детей с историей театра, его видами, способами изготовления и обыгрывания;
- Приобретение и изготовление атрибутов и реквизита для театрализованных игр;
- В результате создания творческой группы из родителей и воспитателей повысится компетентность в вопросах воспитания,
- Театрально-игровая деятельность, наряду с другими видами детской деятельности, позволит ребенку приобретать и демонстрировать начала ключевых компетентностей:
- Коммуникативный - возможность понимать речь других, грамматически правильно строить свою речь;
- Социальный - в выборе места партнера для совместной деятельности, умение устанавливать и поддерживать отношения с разными людьми, анализировать действия и поступки, включаться в разговор, выбирать стиль общения;
-Информационный - в обращении к различным источникам информации при обсуждении темы, способов действия;
- Деятельностный - это способность осуществлять результативные действия индивидуально или в сотрудничестве; в выборе планирования дел;
-Здоровьесберегающий - в самостоятельном регулировании активности, свободном вы-боре позы, длительности и темпа выполнения.
Заключительный:
Подведение итогов работы над проектом; анкетирование родителей и опрос детей; презентация проекта.
План мероприятий по реализации проекта
Подготовительный этап (март 1 неделя)
Сбор литературы по данной теме.
Диагностика детей по данной теме.
Составление плана работы.
Разработка содержания проекта.
Изготовление карточек с изображением пиктограмм.
Основной этап (Март 2 неделя)
Консультация для родителей на тему:
«Театр в жизни ребёнка»
Подборка художественных произведений, мини-сценок, инсценировок, словесных игр по данной теме.
Подборка речевых упражнений.
Художественное слово, обыгрывание знакомых сказок, чтение художественной литературы.
Наглядная информация для родителей на тему:
«Как устроить домашний театр для детей»
Беседа «О театре»
задачи: расширить знание детей о театре, как о разновидности искусства; продолжать знакомить с театральной терминологией (актер, режиссер, осветитель, костюмер, гример).
Восприятие художественной литературы и фольклор:
- Чтение стихотворения Агния Барто «В театре»
задачи: закреплять умение детей внимательно слушать, понимать характер героев, устанавливать связь описываемого события с реальностью, отвечать на вопросы по содержанию стихотворения.
Показ настольного театра
«Красная шапочка»
Изготовление карточек с изображением «Мимики»
Артикуляционная гимнастика:
Зарядка для губ «Весёлый пятачок»
Обыгрывание сказки К. И. Чуковского «Айболит»
Игра на развитие двигательных способностей:
«Что мы делали не скажем, а что делали покажем!»
Игры на выражение эмоциональных состояний: «Сделай лицо»,
«Хитрая лиса»
Чтение русско-народной песенки: «Как дед уху хотел сварить»
Обыгрывание песенки.
Инсценировка по сказке «Кошкин дом»
(по безопасности)
Экскурсия в библиотеку
Книжкина неделя по сказкам К. И. Чуковского
Развлечение «В гости к сказкам К. И. Чуковского» (Выставка книг по творчеству К. И. Чуковского; - Драматизация сказки «Телефон»;
Пальчиковый театр «Теремок»
Игра для развития мимики «Люблю – не люблю»
Пальчиковая гимнастика: «Весёлые человечки»
Ритмопластика: «Не ошибись» «Поймай хлопок» Воспитатель, дети
Сценка сказки: «Заюшкина избушка»
Пальчиковая гимнастика: «Мизинчик»
Игры на опору дыхания: «Дрессированные собачки» «Эхо»
Мини-сценка «Муха-Цокотуха» К. И. Чуковского.
Разучивание стихов о животных (имитация и звукоподражание)
Показ настольного театра по сказке «Три медведя»
Драматизация русской народной сказки «Заяц – хвастун»
Игровая ситуация с жестами «Считалочка»
Язычковая гимнастика: «Путешествие язычка. У кого какие песенки»
Игра на развитие эмоций «Волшебная шляпа»
Зарядка для языка «Конфетка», «Самый длинный язычок»
Театральные игры : «Есть ли нет?» «Дружные звери»
Сюжетно-ролевая игра «Театр»
Задачи:
1. Научить действовать детей в соответствии с принятой на себя ролью, формировать доброжелательное отношение между детьми.
2. Закреплять представления детей об учреждениях культуры, их социальной значимости.
3. Закреплять знания детей о театре, видах театра, о труппе театра, работниках театра, показать коллективный характер работы в театре.
4. Развивать диалогическую речь, выразительность исполнения роли.
Упражнения на три вида выдыхания со звуками: «С» «Ш» «З»
Чтение русской народной сказки «Лисица и журавль» в стихах по ролям
(ст. гр.)
Творческая игра со словом : «В лесу» «В зоопарке» «Летний день»
Развлечение:
«1,2,3,4,5- в сказку мы пришли опять»
Заключительный этап
Викторина: «Мы любим сказки».
Итоговый показ: «Путешествие в театр»
Выставка рисунков на тему «Мой любимый сказочный герой».-
Диагностика детей по данной теме.