Жанна Бородина
Из опыта работы по реализации Коми регионального компонента. Творческий проект «Мини музей — Коми изба»
▼ Скачать
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 65 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара.
Творческий проект
«Мини музей - Коми изба»
Разработала руководитель проекта - воспитатель Жанна Николаевна Бородина
Сыктывкар, 2024 г.
Актуальность проекта:
Публикация «Из опыта работы по реализации Коми регионального компонента, Творческий проект „Мини музей — Коми изба“» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музейная педагогика в детском саду
- Опыт работы, практика
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика Коми
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Русская изба
- Русская изба. Проекты
- Темочки
Духовный патриотизм необходимо прививать с раннего детства. Ведь для ребёнка дошкольного возраста ознакомление с жизнью своего народа выступает как условие его социализации, формирования интересов и положительного отношения к окружающим людям. Ведущие специалисты дошкольного воспитания, Р. И. Жуковская, М. И. Богомолова и С. А. Козлова, доказали, что детям необходима подготовка к восприятию элементарных исторических знаний.
В наши дни дети очень мало получают информацию о Коми культуре и быте. Поэтому мы всерьёз задумались над проблемой приобщения детей к истокам Коми народной культуры. Безусловно, и раньше в этом направлении велась определённая работа: в каждой группе оформляется Коми уголок, где разные дидактические игры, книги и альбомы нашего района, и Коми края. Однако было очевидно, что система работы в этом направлении развития детей требует организации особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний. Поэтому наш коллектив решил выделить в ДОУ небольшое помещение и оборудовать его виде комнаты в Коми избе. Создавая музей на базе нашего ДОУ, мы предположили, что это даст возможность практического претворения новых педагогических идей и методик.
Участники проекта:
Участниками проекта являются воспитанники МАДОУ Д/С №65, директор ДОУ, старший воспитатель, педагог – психолог, воспитатели, специалисты, родители.
Вид проекта:
Проект является творческим, исследовательским, открытым, детско-взрослым, познавательным, бессрочным.
Области интеграции проекта:
Реализация мероприятий проекта предполагает интеграцию всех образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Мероприятия проекта будут реализованы в различных видах детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, изобразительной, музыкальной, двигательной, трудовой, а также в процессе восприятия произведений художественной литературы.
Цель проекта:
Целью проекта является создание системы работы по развитию у детей познавательного интереса к истории, культуре Коми народа, традициям родного края через работу в «Коми избе» в ДОУ.
Главная цель проекта - собрать предметы, которые «рассказывают» детям о жизни и быте наших предков, обратить внимание на редкие и уникальные предметы Коми старины, собранные в музее. И тогда дети с удовольствием узнают о происхождении этих предметов, их назначение, стараются запомнить названия. Важно заинтересовать воспитателей в проведении занятий с детьми, рассказывать об экспонатах, представленных в музее, ощутить предназначение предметов.
Задачи проекта:
- Дать детям представления о традициях Коми народа;
- Познакомить с особенностями традиционных жилищ Коми народа;
- Способствовать расширению и углублению знаний о внутреннем обустройстве Коми дома, о назначении, местоположении основных предметов быта;
- Развивать познавательные способности, творческое воображение и мышление, коммуникативные навыки;
- Привлечь родителей к совместной деятельности с детьми;
- Воспитывать тёплые чувства к культуре и традициям Коми народа.
Описание проекта:
Каждая личность, принадлежащая к той или иной национальности, соединяет в себе представления о своей национальности, принадлежности к ней, ценностные установки к другим национальностям.
Поэтому важной методологической установкой в создании Коми избы воспитатели ориентировались на то, чтобы национальные ценности при ознакомлении детей с жизнью, бытом, культурой Коми народа органически сочетались с общечеловеческими. В «Коми избе», мини музее детского сада, можно провести цикл занятий. Занятия служат обогащением представлений детей о быте Коми человека с последующей реализацией представлений и отношений в их самостоятельной деятельности. С учётом особенностей эмоционального восприятия ребёнка и наглядно – образного мышления, знакомство с жизнью в доме происходит через образ хозяйки (Коми Ань - кукла). Этот образ вводит детей в быт семьи, погружая в простое, но целесообразное обустройство дома Коми людей, обучая при этом действиям с домашней утварью.
При ознакомлении детей с посудой, предметами труда обращаем внимание детей на наиболее распространенные материалы, которые использовались при изготовлении (дерево, береста и глина). При ознакомлении с одеждой акцентируется внимание детей на материалах, из которых они изготовлены (лён, шерсть, мех и т. д.) Узнают они и о традиционной пище Коми народа. Постепенно ознакамливаются дети с мужскими и женскими видами хозяйственных работ по дому: вязание, плетение, ткачество, прядение, гончарство, работы по дереву. Важно эмоционально оживить помещение мини музея, «вдохнуть» тепло жилого помещения.
Этому способствуют возможные эмоциональные ситуации:
- Чаепитие с шаньгами за самоваром;
- Вытащить горячий чугунок с картошкой с помощью ухвата;
- Укладывание ребёнка в колыбель;
- Приготовление национального блюда;
- Рисование Коми орнамента;
- Работа с глиной, солёным тестом;
- Плетение из бересты;
- Использование фольклора: загадки, пословицы, поговорки, приметы, песенки, потешки.
- Рассматривание иллюстраций, фотоматериалов, позволяющих сравнить один и тот же дом, улицу в настоящем и прошлом.
Прогнозируемые результаты реализации проекта:
- Значительно вырос уровень познавательных знаний о жизни Коми народа, их быте и традициях у детей дошкольного возраста;
- Повысился уровень познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста;
- Использование детьми полученных знаний в свободной деятельности;
- Повысился уровень профессиональной подготовленности педагогов в вопросах проведения экскурсий в Коми избе;
- Более совершенствовались мини - музеи по Коми культуре в группах;
- В дальнейшем Коми избу можно будет дополнять новыми предметами старой утвари, наиболее интересными и привлекательными с познавательной точки зрения.
Список научных, научно-методических материалов, используемых в процессе разработки проекта:
Список научных, научно-методических материалов, используемых в процессе разработки проекта см. в Приложении № 2.
Приложение № 1
Этапы создания «Коми избы»:
- Детальное обследование всех групп детского сада и выделение наиболее удобного места для мини музея «Коми избы» группа №11;
- Раскраска стены под вид избы с внутренней стороны, с добавлением Коми орнамента;
- Начало сбора материала, т. е. для начала мебель старинную - это длинные скамейки и длинный стол;
- В одном из уголков «Коми избы» оформление печи (нарисованную на большом ватмане);
- Создание «Красного угла» с иконами, устройство полок для посуды и люльки для младенца;
- Сбор старинной утвари и посуды из бересты, дерева и металла.
- Размещение «Хозяйки» дома в Коми национальном наряде, т. е. куклы.
- Приготовление «Еды» с помощью папье - маше, солёного теста на стол из национальной кухни Коми народа;
- Составление графика посещения мини музея «Коми изба» + «Журнал посещаемости мини музея»;
- Создание «Журнала музейных предметов» с порядковым номером;
- Изготовление альбомов и подбор пособий с наглядным материалом: «Жилище Коми народа – Коми изба», «Национальная одежда народа Коми», «Национальный орнамент народа Коми», «Народные промыслы народа Коми», «Национальная кухня народов Коми», тематические альбомы: «Наш город Сыктывкар», «Наш посёлок Краснозатонский» и т. д. ;
- Картотека «Подвижные и хороводные игры народов Коми» + (атрибуты к играм);
- Дидактические игры: «Найди одинаковые элементы Коми орнамента», «Составь узор», животные и растения Республики Коми «Кто живёт в лесу?», «Что растёт в лесу?», «Собери герб», «Парные картинки»;
- Лото: «Знаменитые люди Республики Коми», «Животные и Птицы Республики Коми», «Памятники и Музеи республики Коми», «Ремёсла Республики Коми», «Праздники Республики Коми»
- Игра бродилка «Путешествие по Республике Коми»
Задачи создания «Коми избы»:
- Развивать познавательный интерес ребенка к национальным традициям Коми народа, к их жизни и быту;
- Сформировать познавательную активность дошкольников в процессе деятельности в уголке Коми избы;
- Привлекать детей к участию в Коми праздниках, в изучении родного Коми языка, народных играх;
- Дать детям сведения о размещении предметов мебели, «Красного угла», люльки, печи в интерьере избы;
- Использовать знания и умения детей в создании Коми уголка в группах;
- Использовать Коми избу для проведения ОД при ознакомлении детей с национальной культурой;
- Ознакомить с разными предметами домашнего обихода в старину и показать разницу с современным окружающим миром;
- Сделать общение ребёнка интересным и познавательным;
- Формировать чувства гордости к национальным традициям, жизни и быта Коми народа;
- Формировать умение передавать свои впечатления от пребывания в Коми избе в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах;
- Проводить в Коми избе в разные времена года игры, экскурсии, исследования, мастер – классы.
Приложение № 2
Список научных, научно-методических материалов, используемых в процессе разработки проекта:
1. «Родник» Е. И. Пантелеева, Сыктывкар 1998 г. (методические рекомендации по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с жизнью и бытом народа Коми)
2. «Ознакомление с искусством», Сыктывкар 2007 г. (методические рекомендации к программе «Парма»)
3. «Ознакомление детей дошкольного возраста с Коми краем» Сыктывкар, 1990.
4. Пантелеева Л. В. Музей и дети. – М. : Издат. Дом «Карапуз», 2000.
5. Дыбина О. В. Что было до … - игры путешествия в прошлое предметов. – М., 2001.
6. Детям о Республике Коми: Парциальная образовательная программа дошкольного образования. Издат. ООО «Анбур» Авторы: З. В. Остапова, М. В. Рудецкая, И. Н. Набиуллина, Т. И. Чудова, 2020г.
Приложение №3
График посещения мини музея «Коми изба»:
Понедельник, Четверг:
9:00 - 11:00
Вторая младшая и средняя группа.
Пятница:
15:30 - 17:00
Старшая и подготовительная группа.
Каждая группа заранее записывается в Журнал посещения мини - музея «Коми изба»