Анна Дунькова
Творческий проект «Дымковская игрушка» в младшей группе
Творческий проект.
Актуальность:
Мир дымковской игрушки – это мир сказочно нарядных, красивых и выразительных по пластике фигурок животных, людей народной пластики легко узнаваемы детьми и радуют их яркими красочными орнаментами.
Публикация «Творческий проект „Дымковская игрушка“ в младшей группе» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковская игрушка. Проекты, планы
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Дымковская игрушка, пожалуй, один из самых старинных промыслов России. Он возник из любви к гончарной традиции вятских земель в глубокой древности. Дымковская игрушка русский народный художественный промысел издавна существует в слободе Дымково, что на окраине старинного русского города Хлынов.
В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. У детей слабо развит познавательный интерес. Не сформированы знания об истории народных игрушек, о народных мастерах, особенностях росписей дымковской и других игрушек. Недостаточно создаются условия приобщения детей к народному творчеству. А ведь именно занятия декоративным рисованием могут научить детей воспринимать прекрасное и доброе, научат любоваться красотой. Дымковские игрушки привлекают детей яркостью и оригинальностью. Эти изделия радуют глаз, поднимают настроение, раскрывают мир веселого праздника. Декоративное рисование дымковской игрушки дает возможность детям почувствовать себя в роли художника – декоратора, отразить в своей работе эстетическое видение и чувствование красоты окружающего мира, природы.
Тип проекта : творческий
Продолжительность: 2 недели (краткосрочный)
Участники проекта : воспитатели, дети, родители.
Цель проекта :
Формирование интереса к занятиям изобразительной деятельностью и развитие эстетического восприятия через приобщение к декоративной деятельности.
Задачи проекта :
1. Создать благоприятные условия для успешности реализации проекта по ознакомлению с Дымковской игрушкой.
2. Познакомить детей с дымковской игрушкой, учить украшать дымковскими узорами силуэты игрушек и других предметов.
3. Развивать восприятие цвета, закреплять знания цветов.
4. Развивать интерес детей к изобразительной деятельности, русской художественной культуре.
5. Формировать навыки использования инструментов и материалов для рисования (как держать карандаш, кисть, промывать ее,
реализации проекта : как набирать краску и т. д.) и аппликации (как намазывать кисточкой фигуру, прижимать салфеткой, формировать навыки аккуратной работы).
6. Обогатить речь детей за счет слов: народное творчество, игрушка, Дымковка и т. д.
7. Вызвать желание самим создавать узоры по мотивам Дымковских мастеров.
8. Привлечь родителей воспитанников к реализации проекта.
Формы и методы работы, используемые в ходе
-Беседы.
-Организация сюжетно-ролевых и развивающих игр
-Организация продуктивной деятельности
-Оформление выставки творческих работ детей «Пусть всегда будет МАМА»
-Разучивание стихов, потешек.
-Информирование родителей с помощью информационных стендов и интерактивных форм взаимодействия.
- Просмотр обучающих мультимедийных презентаций.
- Оформление детских поделок и работ.
Ожидаемый результат:
-Для детей:
1. Получение дополнительных знаний о дымковской игрушке.
2. Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков.
3. Развитие творческих способностей детей в продуктивной деятельности.
4. Развитие познавательного интереса и любознательности.
5. Воспитание художественного вкуса; трудолюбия, чувство товарищества и взаимопомощи.
6. Понимание, что в наше время игрушка, сделанная своими руками, может приносить радость и быть полезной.
-Для родителей:
Заинтересованность и активное участие родителей в проекте;
Приобщение к миру Дымковской игрушки, где родители не зрители, а участники и создатели.
Помощь в преобразовании развивающей среды группы, которая будет способствовать развитию устойчивого интереса у детей к народным промыслам.
Совместная творческая работа еще более сблизит детей и родителей. Отношения детей и родителей станет ближе, доверительней.
Создастся трогательная, душевная атмосфера совместной деятельности детей и родителей в детском саду.
-Для педагогов:
Партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника, объединение усилий для развития и воспитания детей. Активизация воспитательных умений родителей.
Механизмы реализации проекта :
Реализация поставленных задач проходит в три этапа:
1 этап – подготовительный
2 этап – основной
3 этап – заключительный
1 этап – подготовительный
Задачами детей на этом этапе реализации проекта является : вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей.
Работа воспитателей на данном этапе: изучение литературы, подготовка материала по данной теме, разработка форм работы с детьми, родителями. Воспитатели отбирают художественный, иллюстративный материал для оснащения познавательной среды группы, подбирают развивающие игры, проводят консультации с родителями с целью ознакомления с проектом, проводят анкетирование родителей, разрабатывают план мероприятий по реализации проекта.
II этап – основной
Деятельность воспитателя:
Создаёт все условия для реализации проекта.
Деятельность детей:
На данном этапе дети младшей группы в процессе обучения и воспитания узнают историю дымковской игрушки, проследят её развитие. Научатся любоваться дымковской игрушкой, яркостью и красотой ее узоров. Научатся сами создавать узоры по мотивам дымковских мастеров.
Работа с детьми.
Познавательное развитие
Презентация на тему: «Знакомство с дымковской игрушкой».
Речевое развитие:
Слушание стихотворения :
В Дымкове за Вяткою-рекою,
Драгоценный продолжая труд,
Не ища на старости покоя,
Мастерицы славные живут.
Красная за окнами калина,
Пароходный движется дымок.
На столе еще сырая глина,
Грубый неоформленный комок.
За своей работою старушки
На скамейке низенькой сидят.
Глиняную вятскую игрушку
Лепят. нет, не лепят, а творят!
Хороша игрушка расписная!
Вся поет, бесхитростно светла,
И видна в ней радость молодая
Ставшего искусством ремесла.
Разучивание потешки:
«Наши уточки с утра…».
Социально-коммуникативное развитие:
Сюжетно-ролевые игры:
«Магазин дымковской игрушки».
Физическое развитие:
Подвижные народные игры:
«Золотые ворота»,
«Каравай», "Калачи".
Художественно-эстетическое развитие:
Рисование: «Дорожка для коня»
Лепка: (пластилинография) «Раскрась пластилином дымковскую барышню».
Рассматривание репродукций:
А. Рябушкина «Втерся парень в хоровод»
Б. Кустодиева «Деревенский праздник»
Познавательное развитие:
Беседа: «Русская народная игрушка»
Слушание стихотворения :
«Всё о дымковской игрушке…»
Цель: обобщить знания детей о русских народных игрушках.
Речевое развитие:
Знакомство с малыми фольклорными формами: загадки, потешки.
Обогатить словарь детей за счёт этих понятий. Формировать умение давать полный ответ на вопрос, умение чётко проговаривать звуки в словах. Воспитывать интерес к устному народному творчеству.
Загадка.
«Веселая красная глина,
Кормилицы и водоноски,
Кружочки, полоски на ней,
И всадники, и ребятня,
Козлы и барашки смешные,
Собачки, гусары и рыбы.
III этап – заключительный.
Партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединение усилий для развития и воспитания детей. Активизация воспитательных умений родителей. Расширение кругозора детей о дымковской игрушке.
Улучшение предметно-развивающей среды.
Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
Дети знакомятся с дымковской игрушкой, у них формируется интерес к изобразительному и прикладному искусству, народному творчеству, научились замечать яркость образов, выделять форму, цвет, элементы украшения.
Итоговое мероприятие по завершению проекта :
Выставка работ «Красота Дымки».
Оценка результатов и отчё тность:
Приоритетное направление в педагогической деятельности при реализации проекта – появление у детей интереса к изобразительному и прикладному искусству, народному творчеству. Ожидается, что результаты работы по данной проблеме подтвердят, что совместная деятельность воспитателей, родителей помогает достичь хороших результатов. Внедрение интерактивных форм взаимодействия воспитателей и родителей обеспечивают расширение педагогических и психологических функций сотрудничества.